Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Венгрия. Часть 4-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В одном из двух первых театров страны — Пештском Национальном театре — трижды в неделю играла труппа немецкого театра, во втором — Коложварском — венгерская театральная труппа долгое время не играла вообще.
Преобладающую часть репертуара составляли произведения иностранных классиков. Отечественный репуртуар был представлен, в основном, «народными пьесами».
Эти пьесы были вызваны к жизни увлечением в ту эпоху идеями народничества. Дореволюционные «народные пьесы», изображающие мир венгерской деревни, содержали элементы социальной критики, которые в творчестве представителей этого жанра и особенно крупнейшего из них — Э. Сиглигети обнаруживали даже тенденцию к усилению («Беглый солдат», 1843; «Табунщик», 1847).
Однако поражение революции увело «народные пьесы» в сторону развлекательности. Теперь изображенный в них мир все больше походил не столько на реально существующую народную, крестьянскую жизнь, сколько на ту, в значительной мере романтизированную, идиллию, которую хотела бы видеть либеральная дворянская и буржуазная интеллигенция, идиллию, соединяющую в себе как черты буржуазности, так и проявления умильной патриархальности.
Крупнейшим явлением венгерской прогрессивной драматургии и театрального искусства послереволюционного периода было творчество Имре Мадача (1823—1864).
Мадач не был связан с театром своего времени и даже «Трагедию человека» (1860) не предназначал для театра. Впервые она была показана на сцене Национального театра в 1883 г. в постановке Эде Паулаи.
С тех пор на сцене Национального театра прошло более тысячи спектаклей, а с конца прошлого века началось триумфальное шествие этой драмы по театрам всего мира.
Значительность шедевра Мадача заключается не только в глубине, универсальности, необыкновенной насыщенности ее философского содержания, не только в высоких художественных достоинствах, но и в том, что он вдохновлен передовыми идеями эпохи.
В письме к Я. Эрдейи, опровергая его упреки в том, что автору «Трагедии человека» свойственна насмешка над социализмом, свободой, христианством, наукой и т. д., то есть над всеми идеями, являющимися темой отдельных частей произведения, Мадач писал:
«Я как раз потому избрал их в качестве этих тем, что смотрю на них как на главные моменты развития человечества. Такими же я считаю и социалистические идеи и потому даю их в отдельной сцене. Правда, при всем том терпит поражение Адам..., но идея в процессе этого развивается и побеждает, облагораживается».
Пафос неутомимых, зачастую мучительных, но от того еще более благородных духовных исканий, пафос веры в прогресс, в разумные начала жизни, призыв к борьбе за свободу вопреки всем поражениям, вопреки крушению надежд — это был огромный действенный вклад Мадача в прогрессивные умонастроения эпохи.
Это был ответ всем сомневавшимся в правомерности целей революции 1848 г., а именно эти настроения были характерны для общественного климата послереволюционных десятилетий.
Своей драмой Мадач утверждал веру в диалектику истории и одновременно указывал согражданам выход из тупика, открывал спасительную перспективу. «Если есть произведение в венгерской литературе, которое не провинциально, а с общечеловеческой точки зрения освещает проблемы развития венгерского народа, то это «Трагедия человека»,— пишет Й. Реваи.
Хотя Мадач в силу исторических условий не пришел к полному пониманию социализма, пафос утверждения социального прогресса, диалектики развития общества, мечта о свободном, возвращенном к своей истинной сущности, гармонически развитом человеке делают его предшественником философской социалистической мысли, а его драму — крупнейшим явлением венгерской демократической культуры XIX в.
Написанная вслед за «Трагедией человека» драма «Моисей» неразрывно связана с первой кругом проблем, характером героя, прозвучавшим в ней гимном свободолюбию, преданности высокой, благородной идее.
Эта драма продолжает исследование взаимоотношений героя с собственным народом. Адам из «Трагедии человека» еще очень мало связан с народом, и эта недостаточная связь завершается весьма безрадостным итогом: в афинской сцене Адам-Мильтиад выступает как борец за свободу и демократию своего народа, однако подстрекаемый врагами народ приговаривает его за предательство к смерти.
Эту же ситуацию, когда народ или, вернее, трусливая, шаткая масса выступает против своего вождя, мешает его борьбе за высокие цели, мы видим и в «Последних днях Чака».
Кажется, что она подтверждает мысль о бесперспективности связи героя и массы, героя и народа. Повторяется она и в «Моисее». Но повторение только внешнее, ибо решение проблемы здесь прямо противоположно.
Герой вначале не хочет идти к народу, для него это презренный, рабский сброд, ни на что не способный в жизни. Но проходит время, и Моисей приходит к истине, что «только в сердце народа бьется его жизнь», а в конце драмы звучит его признание: «Я научился жить, умирать в этом народе».
Теперь уже только жизнь в народе и для народа придает смысл его собственному существованию. Определенную эволюцию претерпел и характер героя Мадача, а в какой-то степени и его концепция истории.
Если Адам постоянно стремится к идеалу, но не находит земли обетованной, то Моисеем эта земля уже найдена и условием ее обретения является следование законам борьбы (то есть, как считали современники, законам революции 1848 г.).
Хотя современники подчеркивали, что «Моисей» — в большей степени эпическое, нежели драматическое произведение, драма была успешно поставлена Коложварским Национальным театром 16 февраля 1888 г.
Творения Мадача, вознесшие национальную драму на огромную высоту, одновременно завершили эпоху романтизма в венгерской литературе и сценическом искусстве.
Подъем общественной жизни 80-х годов, ускоренное развитие капитализма в стране и связанный с ним процесс интенсивной урбанизации вызвали оживление театральной жизни.
Общественная жизнь, выдвигающая новые проблемы, все резче проявляющиеся противоречия капиталистического общества, растущее самосознание все громче заявляющего о своих правах пролетариата подготовили почву для реалистического метода в литературе и искусстве.
С начала 80-х годов в драматургии и на сцене появляется все больше произведений, освещающих те или иные стороны современной жизни, актуальные для венгерского общества того периода социальные проблемы.
Особой популярностью пользовались драмы Г. Чики, они вошли в постоянный репертуар театров. Чики стал создателем новой социальной драмы, реалистические и критические тенденции которой были уже отчетливо ощутимы.
Три драмы Г. Чики (1842—1891), поставленные одна за другой: «Дармоеды» (1880), «Мукани» (1880), «Пестрая нищета» (1881), принесли на сцену острые общественные вопросы.
Они освещали такие стороны действительности, которые свидетельствовали о глубоких противоречиях буржуазного общества. Следует, однако, сказать, что пьесы Чики, критически освещая те или иные стороны буржуазной жизни, в общем не затрагивали основ, не вникали в причины социальных явлений.
Значительна уже его первая драма «Дармоеды» (1880). Единственно, кто вызывает симпатии автора в ней,— это представитель молодой интеллигенции, лишенный всяких средств к существованию, но полный энергии, желания трудиться на благо общества.
Выступая антиподом отрицательным персонажам — морально опустившимся джентри и субъективно, возможно, честным, но ограниченным и в силу этого неспособным противостоять злу представителям буржуазии, этот положительный герой не случайно лишь на короткое время появляется в драме — в начале ее, демонстрируя свое стремление и волю к полезному труду, и в конце, чтобы свершить возмездие за все причиненное зло.
В остальное же время он присутствует лишь незримо, как объект привязанности, любви идеальной героини. Характер героя остался неразработанным. Он носит отпечаток некоей отвлеченности, абстрактности. Он как бы рупор авторских идей.
Отсюда умозрительная конструкция образа, недостаточность в нем жизненного содержания, невнятность при характеристике тех жизненных обстоятельств, которые помогли неимущему герою достичь твердого общественного положения, вполне высокого для того, чтобы вершить суд над неправыми мира сего.
Это свидетельствует о расплывчатости, нечеткости общественного идеала Чики, возлагающего главные надежды на нравственное возрождение, моральное усовершенствование общества, игнорирующего коренные проблемы общественного устройства.
Достоинство же драм Чики — в сатирической характеристике целой галереи отрицательных персонажей, которая воссоздавала типичные фигуры времени, когда страна вступила на путь буржуазного развития.
При всей утопичности идеала Чики, при всем незнании путей к его достижению, своей мечтой о разумном ооществе он как бы смыкается, минуя десятилетия, с творчеством своих последователей, преемников на поприще драматургии, которые выразят эту мечту более уверенно, твердо, более конкретно, ибо уже будут знать, каковы реальные препятствия, стоящие на пути ее осуществления, и какая трудная, кропотливая, требующая полной отдачи работа предстоит «идеальным героям» в жизни.
Появление героя из среды безработной интеллигенции — новое явление в венгерской драматургии, так как сама трудовая интеллигенция еще только рождалась в венгерском обществе.
В данном случае Чики осветил явление, принадлежащее скорее будущему, чем настоящему, причем явление, в значительной мере формирующее это будущее, определяющее во многом направление духовных исканий писателя.
И в этом умении увидеть ростки нового, стать первооткрывателем этого нового — большая заслуга Чики.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +