Увлечение крайностями характерно и для Брестовского. Он прав, когда связывает искусство с современностью, отстаивает важность содержания, социального содержания прежде всего. Но его точка зрения на искусство грешила чисто утилитаристским подходом. Ценность художественного произведения для него сводилась к понятию полезности произведения лишь в конкретных условиях текущего момента классовой борьбы. Оба критика разрывали диалектическое единство формы и содержания, и этим объяснялась неполноценность и той и другой теории.
Принцип невмешательства искусства в партийную борьбу стал центральным пунктом эстетики поэта Л. Кашщака, хотя общественным идеалом его и был социализм, причем социализм революционный, действенный, однако понимаемый им довольно туманно и расплывчато, так как Кашшак мечтал о некоем всеобщем, универсальном идеале социализма, лишенном какой бы то ни было конкретно-исторической определенности. Подобно Маяковскому и немецким «активистам», Кашшак мучительно искал форму, которая бы соответствовала новому, революционному содержанию его поэзии. Эти поиски привели его,— но опять-таки неполностью, ибо, как любого значительного художника, Кашшака трудно втиснуть в рамки одного направления,— к увлечению левым экспрессионизмом.
Бурные события общественной жизни 1910-х годов, начало первой мировой войны значительно повлияли на Кашшака, формируя его позицию активного вмешательства в жизнь, активной борьбы за социальный и этический идеал.
В ноябре 1915 г. Кашшак основывает журнал «Тэтт» («Деяние»). Само название указывало на близость к движению немецких «активистов», свидетельствовало о действенном социальном характере эстетической программы венгерских экспрессионистов. С первых же дней журнал так непримиримо выступал против войны и так активно пропагандировал социализм, что уже в 1916 г. был запрещен. Кашшак организовал новое издание «Ма» («Сегодня»), которое выходило вплоть до 1919 г., а затем было продолжено в Вене до 1926 г.
Понятие революции для Кашшака включало в себя неизмеримо больше, чем политическая борьба пролетариата за власть, для него это был высший акт полного морального преображения человека, границы которого он, по его собственному признанию, едва ли мог обозреть.
Заслуга Кашшака состояла в том, что он сумел направить свою новаторскую поэзию по революционному руслу, наполнить ее прогрессивным содержанием, сделать ее на том этапе передовым явлением венгерской культуры.
Немалую роль в становлении и развитии венгерского социалистического искусства сыграли традиции критического реализма и натурализма, представленные в драматургии именами Ш. Броди, Ж. Морица, Л. Барты, а в театральной практике связанные прежде всего с деятельностью экспериментального театра-студии «Талия» (1904—1908).
К началу 70-х годов прошлого века относятся и первые выступления художественных самодеятельных рабочих коллективов, в том числе и театральных. До начала XX в. эти коллективы ставят в основном спектакли из репертуара профессиональных театров, отдавая предпочтение «народным пьесам» или пьесам прогрессивных буржуазных авторов. Однако уже и в этот период на самодеятельной сцене появляются пьесы, освещающие жизнь и проблемы рабочего класса в свете революционного социалистического идеала (пьеса В. Кюльфёльди «Хитрый рабочий» и другие). С начала XX в. появляются произведения собственно социалистической тенденции, написанные чаще всего авторами, вышедшими из среды рабочего класса. Рабочее самодеятельное театральное искусство приобретает невиданный до той поры размах, оказывает большое революционизирующее воздействие на рабочую публику.
В рождении и формировании венгерского социалистического изобразительного искусства важная роль принадлежит традициям творчества М. Мункачи и родственных ему по духу художников, которые отразили зреющее в стране недовольство после соглашения 1867 г., показали растущие социальные контрасты между миром эксплуататоров и тружеников, раскрывали бедственное положение трудового народа. Немалую роль для развития социалистического искусства сыграли демократические традиции художников надьбаньской школы, прогрессивные начинания группы «восьми», революционные настроения творчества активистов, объединяющихся вокруг журналов «Тэтт» и «Ма».
Таким образом, все рассмотренные выше явления и течения в разных видах искусства имели важное значение в становлении единого венгерского социалистического искусства.
ТЕАТР
Рождение социалистической драмы и социалистического театра в Венгрии было подготовлено всем процессом развития венгерского прогрессивного искусства и литературы и связано, в первую очередь, с традицией прогрессивного романтизма, впитавшего в - себя революционные идеи национально-освободительной борьбы, и углубляющейся социально-критической тенденцией реалистической драматургии и сценического искусства.
Атмосфера небывалого в истории страны национального подъема, накал революционной борьбы, завершившейся революцией 1848 г., определили направление развития и эстетической мысли того периода, и передовой венгерской драматургии.
Популярным жанром становится жанр исторической драмы, позволяющей на материале национальной истории решать актуальные проблемы современности, в уроках прошлого искать ответ на мучительные вопросы текущей жизни венгерского общества.
Тема величия освободительной борьбы, величия подвига, совершенного во имя родины, оказывается в центре драм крупнейших писателей венгерского романтизма — Вёрёшмарти, Мадача, Петёфи.
В центре первой части незавершенной драматической трилогии М. Вёрёшмарти (1800—1855) «Циллеи и Хуньяди» (1844), освещающей события общественной жизни Венгрии XV в.,— непримиримый конфликт между истинными патриотами, жаждущими блага и свободы для своей отчизны, не жалеющими сил и собственной жизни для завоевания и защиты независимости Венгрии, и ее правителями, руководствующимися в своем поведении лишь собственной корыстью, необузданной жаждой власти и роскоши. Реалистический характер этой драмы, несмотря на присутствие в ней романтических элементов, обусловлен достоверностью изображенных в ней событий и судеб действующих лиц. Словно сама венгерская история в один из ее драматических периодов оживает перед нами.
Одна из сцен драмы посвящена изображению народного сопротивления, подвига крестьян — участников сражения. В этой короткой сцене раскрывается и их подлинный героизм, и готовность стоять до последнего, но не отдать родную землю в руки врага, и скромность, отношение к собственным ратным подвигам как обычному долгу перед родиной. Вполне понятна доля авторского восхищения при изображении стойкости, непоколебимости простых людей — защитников Нандорской крепости, их невнимания к собственным страданиям, причиненным войной, их цельности и сосредоточенности на главном: верном служгзии матери-родине, изнемогающей под натиском иноземных врагов. Видимо, сознательно автор помещает сцену из жизни участников народного ополчения по соседству со сценой из жизни королевского двора и его приближенных, в чьих руках сосредоточена вся полнота власти, и том самым еще ярче оттеняет резкую контрастность в образе жизни, поведении и умонастроении тех и других в лихую для родины годину. На одном полюсе — забвение себя во имя родины, подвергающейся опасности, готовность к самопожертвованию, на другом — использование государственной власти как средства для удовлетворения низких, корыстных устремлений и страстей. И это не просто частная мысль, имеюшчя силу и подтверждение лишь в одном случае. Это общая мысль, это вывод, к которому приводит вся логика развития действия и характеров драмы. И в этом ее народность, ее исторический реализм, ибо автор уже в период подготовки революции 1848 г. обнаруживает понимание того, что подлинным борцом за свободу и в силу этого настоящим носителем общественного прогресса является народ. Для подтверждения того, что именно в этом русле развивались исторические взгляды Вёрёшмарти, уместно вспомнить, что уже в ранней, сугубо романтической драме-сказке «Чонгор и Тюпде» Вёрёшмарти в поисках активной общественной силы обращается к простому трудовому народу.
И хотя, как отмечает венгерская критика, в драме «Циллеи и Хуньяди» сильно эпическое начало, порою подавляющее развитие драматического действия, ее характеризует глубоко разработанный конфликт, определяющий направление развития всего действия, четкую расстановку противоборствующих сил, закономерность развития и эволюции характеров ее героев.
Оставшаяся в отрывках драматическая трилогия Вёрёшмарти в годы, предшествовавшие революции, звучала призывом к единению всех сил в борьбе за национальную свободу. Реалистические тенденции драмы, ее язык, воспринимаемый и сегодня как современный, высокие художественные достоинства делают ее предшественницей венгерской драмы XX в.
Тираноборческими настроениями, осознанием несовместимости интересов народных со всякого рода узурпаторскими притязаниями на власть, независимо от того, в чьих руках находится эта власть, в руках доброго ли, незлобивого короля-миротворца или его жестоких, беспринципных соперников, проникнута драма Шандора Петёфи «Тигр и гиена». Пафос ненависти к всяческой тирании, всяческой власти, враждебной трудовому народу, ставит драму революционера Петёфи в ряд крупных явлений демократической культуры того периода.
Тема протеста против чужеземного гнета является центральной в исторической драме И. Мадача «Последние дни Чака» (написана в 1843 г., переработана в 1861 г.). Ее романтический герой исполнен решимостью бороться за справедливость, готовностью всем пожертвовать за свой народ, но в нем ощутимы и черты рефлексии, неуверенности, его мучит сознание того, что борьба за лучшую для народа жизнь, за его свободу в тех исторических условиях обречена на гибель и победа недостижима. Но сама мечта об этой лучшей жизни, готовность бороться за нее, восстать против насилия как нельзя лучше отвечала устремлениям передовой части венгерского общества, тому духу борьбы за национальную независимость и социальную справедливость, которым был вызван революционный подъем масс в 40-е годы прошлого века и во многом определена атмосфера общественной и культурной жизни послереволюционных десятилетий. Неслучайно почти четыре десятилетия спустя после первой постановки драмы в Коложваре (ныне Клуж) Хуго Мельцл назвал ее третьей — после «Банк бана» и «Тигра и гиены» — истинно национальной трагедией. Такая высокая оценка, по-видимому, была вызвана и тем, что идеи национальной свободы и социального раскрепощения народа, составляющие зерно драмы, несмотря на то, что они выступали в одеждах далекой истории, были проблемами нерешенными, по-прежнему остро стоявшими на повестке дня. После поражения революции военный террор всей тяжестью обрушился и на театральное искусство.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.