Преемником и продолжателем идей революционной демократии стал Эндре Ади. Если в творчестве Петёфи нашла выражение универсальная для его времени идея народности, то творчество Ади питают уже социалистические идеи, пусть и переплетающиеся иногда в его мировоззрении с идеями буржуазного радикализма. В своих литературно-критических статьях он выступает против пустой развлекательности на сцене и в литературе, против произведений, уводящих читателя и зрителя от реальных проблем действительности.
Приветствуя постановку «интересной и ценной драмы» Тури «Солдаты», Ади выражает надежду на то, что Тури окажется тем писателем, который «призван раскрывать и освещать социальные беды, который даст новое направление нашей измельчавшей драматической литературе».
С начала 900-х годов Ади первоочередным считал решение социальных задач. Это связывало его с радикалами и социал-демократами, но он шел дальше тех и других. Величественные идеи научного социализма наполняют его гордостью за человека: «Никогда разум не создаст вероучения более замечательного, нежели учение о социалистическом миропорядке».
С огромным воодушевлением писал Ади и о значении пролетарской борьбы для художественного творчества. В 1908 г. в статье «Литературное брожение и социализм» он обнаруживает глубокое понимание сути социалистических преобразований, происшедших и в литературном движении, и в формировании новой эстетической мысли: «Новая проклинаемая...венгерская литература — настоящая провозвестница запоздавшего, но теперь уже неотвратимого социального преобразования... Я рад, что могу написать впервые, во всяком случае, откровеннее других, что всего этого нового сегодняшнего литературного брожения не могло бы быть без роста социализма в Венгрии. И самый умный бог не знает, когда нас в экономическом смысле освободит социализм, но наши души он уже начинает освобождать... Эта новая литература, если со стороны и в глазах феодалов и буржуа не выглядит социалистической (а возможно и не является таковой), тем не менее существует благодаря социализму, при помощи социализма... Это определенно, и это уже чувствуют и понимают некоторые писатели: эта литературная война— детище социальной войны, ведь как раз поэтому ее так и боятся».
Чутко реагируя на признаки оживления, растущего беспокойства в общественной жизни Венгрии в 1910 г., Ади с нетерпением торопит начало социальной революции.
В написанной в 1910 г. статье «Петёфи не примиряется» и в предисловии, названном «Красное и черное», к составленному им сборнику стихов поэта Ади выражает верность революционным идеям Петёфи, резко отграничивает великого бунтаря и поэта от всех, кто, лицемерно славословя его, пытается лишить его деятельность, его поэзию самого существенного — их революционного содержания: «Я так подобрал революционные стихи Петёфи, чтобы показать актуальность и родственность этого великолепного человека всем нам, кто сегодня в Венгрии делает революцию ... Мы провозглашаем и утверждаем, что Петёфи принадлежит не тем, кто живет за его счет с 1849 года, а нам, всем тем, кто является в Венгрии провозвестниками...преобразований, обновления, революции».
Сближение Э. Ади с рабочим движением вносит в его поэзию новую тему — тему борющегося пролетариата, которым не может не восхищаться поэт, тему неизбежности встречи поэта, живущего горестями и надеждами своего угнетенного народа, мечтой о его освобождении, с революционным классом эпохи. Как клятва звучит это признание в верности пролетариату в посвященном ему цикле «Праведники Грядущего», который открывался ответом Ади официальному поэту социал-демократии Шандору Чизмадиа, обвинявшему Ади в чуждости, «непонятности» его поэзии для рабочего читателя:
Единственные мои братья, грохочущие тысячи,
Отвергайте меня, и все-таки — все-таки я ваш...
Не заслуга это, не хитрость... не добродетель...
Встретились, вы и я. Небывалые силы дремлют в нас,
Жаждут пробуждения... Не важно даже
Нужен я иль не нужен.
Одно у нас Солнце на великолепном небе...
Пролетариат, по убеждению Ади, не только ниспровергатель старых производственных и общественных отношений, основанных на эксплуатации, но и творец новых нравственных норм, создатель истинно человеческих, прекрасных людских взаимоотношений, основанных на доверии, равенстве, товариществе. Свое высокое нравственное превосходство этот класс демонстрирует уже сейчас, в крайне неблагоприятных для себя условиях, проявляя стойкость, выдержку, несокрушимую волю к борьбе. Авторским восхищением проникнуты «Стихотворения пролетарского мальчика», раскрывающие характер несгибаемого самоотверженного борца за счастье людей труда, характер человека, обладающего большой нравственной силой, способного сокрушить на своем пути все препятствия, в том числе и власть богачей. Пролетариату принадлежит будущее — в этом Ади был уверен, и он заклинал это будущее прийти скорее, связывал с ним все свои самые светлые надежды.
Вы — наше Сегодня, Вы — наше Завтра... На земле Матэ Чака вы — бог, Вперед, венгерские пролетарии!
Впервые после Петёфи Ади заявил о праве трудового народа на эстетическое суждение, увидел в нем творца новых эстетических ценностей, ибо «его братьями — венгерскими пролетариями» движет не только «Жажда Хлеба», но и «Жажда Слова, Жажда Красоты». В начале XX в. формируется направление ранней марксистской критики, подтверждая тем самым активность художественной жизни Венгрии той эпохи, значительные достижения демократического и пролетарского искусства. Как правило, ее представители — члены левого крыла социал-демократической партии. Пафосом их деятельности было стремление привить, укоренить марксизм в венгерской эстетике. Их неоспоримое достоинство состояло в принципиальной требовательности, ярко выраженной О0шественной и политической направленности мысли. Вместе с тем развитие марксистской эстетической мысли шло непросто и было осложнено немалыми противоречиями, что нашло выражение в различной оценке одних и тех же явлений художественной жизни.
Первые крупные дискуссии ранней марксистской критики развернулись вокруг оценки творчества Э. Ади и литераторов журнала «Нюгат», а также по поводу социал-демократической литературы.
Вокруг «Нюгата» группировались прогрессивная, радикально настроенная буржуазная интеллигенция, поэты и писатели, выступавшие за обновление литературного языка, за преодоление провинциализма литературы, за развитие ее до европейского уровня. Поколение «Нюгата» (сначала его возглавлял Э. Ади, а затем М. Бабич и Д. Костолани) очень много сделало для развития литературного языка, способного в результате их деятельности выражать широкую палитру мыслей и чувств современного человека, освещать глубины его психологической и духовной жизни. Многое было сделано ими и в области литературных форм. При этом они широко использовали достижения и опыт европейских мастеров, современных им европейских литературных течений. «Утончение», обогащение языка, интерес и пристальное внимание к внутреннему миру индивидуума, характерные для писателей «Нюгата», и послужили поводом для отрицательной оценки их творчества теми марксистскими критиками, для которых единственную ценность в произведении представляла идея, выражающая интересы масс.
Первая дискуссия состоялась на страницах «Непсавы» в 1909 г. в связи с творчеством Э. Ади. Она длилась многие месяцы. Критики во главе с Ш. Чизмадиа заняли крайнюю позицию, обнаружив вульгарно-утилитарное понимание социалистической литературы, пытаясь классовое содержание творчества обосновать лишь социальным происхождением и положением художника. Наиболее последовательно из всех социал-демократических критиков свою убежденность в революционной сущности творчества Ади отстаивал Э. Брестовский. Он отделял Ади от его эпигонов. Тем не менее и Брестовский принял участие в выступлении против литераторов «Нюгата». Инициатором этого выступления явился Йожеф Погань, один из первых венгерских марксистских критиков, опубликовавший в «Непсаве» в 1911 г. статью «Литература и политика». Впервые в венгерской критике здесь сформулированы требования к художественной литературе с марксистских позиций: «Не эстет, а социалист смотрит здесь на литературу, не изящное оригинальничанье, душевные лакомства, философская парфюмерия ждет здесь читателя, а беспощадный анализ общества, классовой политики и литературы». Именно так и сам автор воспринимает литературу, он «не умеет видеть в ней иного, кроме как, в конечном счете, только политику и экономику, оружие, облегчающее великую борьбу человека за самое жизнь». И далее, обрушиваясь на «модернистов» (как называет Погань Бабича и других поэтов «Нюгата»), он провозглашает: «Мы должны порвать со всей их эстетикой, на ее место поставить перед искусствами цели, великие проблемы, связанные с великими деяниями общества. Место анархии должен занять коллективный труд. Искусство не должно служить самому себе, а должно служить нам». В этой статье Погань игнорировал эстетические критерии художественного творчества и давал высокую оценку только произведениям, впрямую выражающим конкретную классовую идею.
Против догматического, вульгарно-социологического понимания художественного творчества была направлена статья Э. Сабо «Пролетарская поэзия», с которой он выступил в «Нюгате» позже, уже в 1914 г.
Отстаивая творческую самобытность художника, выступая против навязывания ему грубой тенденциозности, Э. Сабо впадал в другую крайность: эстетическую оценку он не только выдвигал на первый план, но делал единственной и самодовлеющей, значительность же содержания игнорировал. Сабо убежден, что «каждая партийная программа есть компромисс между определенными интересами масс и определенными практическими возможностями. И вот этот утилитаризм, рациональное благоразумие, осторожное соглашение, словом, все это эмоциональное и волевое ограничение должно определять рамки художественного воображения и творчества?». Не может быть художником тот, считал он, кого к творчеству побуждают «пункты партийной программы», какой бы она ни была. Не может быть искусство «особым продуктом какого-то класса... Есть только одно: искусство. Внутри него есть разные градации. Есть более великое и менее, более богатое и более бедное, более универсальное и более ограниченное. И основой определения не может быть иного, кроме богатства и красоты творческой силы, красок, форм, интонаций».
Статья Сабо вызвала дискуссию в «Непсаве». Главным его оппонентом выступил Э. Брестовский, который в статье «Играем словами» («Непсава», 1914, 10 мая) писал о том, что Сабо игнорирует классовую точку зрения на поэзию, в то время как классовое положение определяет жизнь и мышление. Слова «пролетарская поэзия» означают действительное явление. На это Э. Сабо отвечал: «Вульгарен тот марксизм, который не умеет наслаждаться чудесами науки и искусства, если не определит сначала, из каких экономических явлений они возникли и какие классовые интересы их породили» и, ибо, считал он, эти идеологические явления более независимы от экономической основы, чем право, политика и нравственность. В следующей статье Брестовский подчеркивал, что закон классовой борьбы так или иначе существует, и существует пролетариат, а вместе с ним и пролетарское мышление. В новую эпоху не единственным условием эстетического наслаждения является высокий «уровень литературных форм, но важно и то, что стоит за этим способом выражения, что дано почувствовать, что хотят нам внушить с его помощью?» Важно, подчеркивал Брестовский, чтобы была такая поэзия, которая готовила бы пролетариат к будущему.
Доводы каждого из критиков были по-своему вески и убедительны, но одновременно и ограниченны. Э. Сабо, возражая против примитивного перенесения в художественное творчество пунктов партийной программы, отстаивал ценность художественной формы, выступал в защиту высоких эстетических критериев искусства. Но, утверждая, что эстетическое наслаждение — единственная цель художественного творчества, что искусство над-классово, он отступал от марксистской эстетики.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.