Демократическое мировоззрение в Венгрии складывается в самостоятельное и отделяется от либерально-дворянских идей в период активизации борьбы за национальную независимость и с приходом в венгерскую литературу Ш. Петефи, чей воинствующий демократизм и совершенная им в поэзии революция открыли новую эпоху и в развитии передовой мысли — эиоху, которая характеризовалась сближением, а затем слиянием национально-освободительных устремлений и последовательных революционно-демократических идей. Революция 1848—1849 гг., явившаяся кульминационным моментом национально-освободительной борьбы венгров, продемонстрировавшая их зрелость национального самосознания, из факта национальной жизни выросла в факт истории. Ф. Энгельс писал о ней: «...впервые после 1793 года нация, окруженная превосходящими силами контрреволюции, осмеливается противопоставить трусливой контрреволюционной ярости революционную страсть...»
Задачи национального движения были тесно переплетены в этой революции с задачами социального прогресса. Народные массы Венгрии единодушно поднялись на защиту своей родины, так что национальная борьба стала поистине демократическим движением, в котором прогрессивные силы нации были слиты воедино и направлены против общего врага — иноземного угнетателя.
Поражение революции разбило сложившийся ненадолго блок радикального дворянства, либеральной буржуазии и широких народных масс. Страна подпала под власть австрийского абсолютизма. Венгрия вступила на путь буржуазного развития, но экономическое и политическое подчинение Австрии сдерживало темпы этого развития, так как австрийский капитал стремился подчинить венгерскую экономику и направление ее развития своим интересам. Вследствие незавершенности буржуазной революции крестьянство не было освобождено полностью. Хотя развивающийся капитализм изнутри рвал путы крепостного права, крестьяне долгое время оставались батраками, отрабатывая свой выкуп.
В 50—60-е годы венгерское дворянство все больше оказывает поддержку монархии. Соглашением 1867 г. была признана относительная государственная самостоятельность Венгрии: соотношение сил, сложившееся в Европе, вызвало необходимость раздела власти между австрийскими и венгерскими имущими классами. Это не могло не сказаться на убыстрении темпов буржуазного развития страны. Одновременно все больше обостряются классовые противоречия, все более острым становится национальный вопрос. Сложившаяся буржуазно-дворянская государственная коалиция не может предотвратить углубляющийся кризис дуализма, постепенное назревание демократической революции. Период до 1880 г.— это для Венгрии пора развития домонополистического капитализма, создания промышленного пролетариата.
Пролетариат объединяется в рабочие союзы, которые быстро распространяются по всей стране. В 1868 г. создается Всеобщий рабочий союз, в 1869 г. возникает просветительский Самообразовательный союз рабочих Пешта и Буды.
Рабочий класс возрастает и численно, и организационно. В 1877 г. организуется издание «Непсавы», в 1880 г. создается Венгерская Всеобщая Рабочая партия. В ее программу включены требования национализации земли, банков, железных дорог и пароходства, отделения церкви от государства, свободы слова, собраний, печати, законодательного ограничения рабочего дня. Численность рабочего класса в 1880 г. составляет 400 000 человек, в 1890 г. уже почти полмиллиона населения занято в промышленности, треть этого количества — на крупных предприятиях. В 1900 г. численность рабочего класса достигает 700 000 человек.
Однако единству пролетариата препятствовали глубокие противоречия в партии, экономическая борьба часто заслоняла политические цели классовой борьбы. Недостатки партийной работы использовало правительство, еще больше ослабляя движение арестами его руководителей.
В 1890 г. была создана Социал-демократическая партия Венгрии. Однако в ее руководстве последовательные борцы за классовое освобождение на длительный срок были оттеснены оппортунистической группой, которая часто сводила на-нет результаты просветительски-агитационной работы в массах.
Параллельно с ростом рабочего движения и в связи с ним пробиваются и крепнут первые ростки социалистического искусства и социалистической эстетики. Нарождавшуюся социалистическую литературу и искусство питало творчество прогрессивных венгерских романтиков, революционно-демократическая эстетика и творчество Ш. Петёфи, М. Танчича, Э. Ади.
Традиция прогрессивного романтизма, представленного в первую очередь творчеством И. Мадача и М. Вёрёшмарти, оказала
большое влияние на формирующееся социалистическое искусство потому, что в центре их произведений стояла тема величия подвига, совершенного во имя родины. Обращенные к героическим страницам национальной истории, их драмы воскрешали память о гордом духе, о свободолюбии и стойкости простых людей в борьбе с врагами отчизны. В условиях политического гнета, разобщенности прогрессивных сил после поражения революции 1848 г. постановка этих драм содействовала сохранению верности идеям освободительной борьбы в сознании лучшей части общества. Еще более важное значение для становления венгерского социалистического искусства имела эстетическая мысль и художественная практика венгерской революционной демократии.
Подлинная народность Петёфи в оценке всех общественно-политических событий эпохи, последовательное утверждение им идеи национальной независимости Венгрии и одновременно идеи уничтожения эксплуататорского строя, борьбы за политическое и экономическое раскрепощение народных масс делают его прямым предшественником социализма. Смелое введение в круг поэтических тем жизни венгерского трудового народа, осмысление и освещение этой жизни в свете революционно-демократических идеалов, создание им реалистической народной поэзии, органическое единство, нерасчленимость в ней лирических и политических, публицистических элементов, единство, отражающее сущность поэтического мироощущения Петёфи, — все это позволяет считать его поэзию предшественницей социалистической культуры Венгрии.
Велико было влияние венгерской революционной демократии второй половины XIX в.— в основном ее общефилософской, социально-политической мысли — на процесс зарождения социалистического искусства, на его идейную направленность и своеобразие его содержания. Это сказалось в первую очередь в творчестве М. Танчича, первого практического руководителя, вожака, воспитателя венгерских рабочих. Его взгляды, изложенные в книге «Мой жизненный путь», в статьях, которые уже современники называли социалистическими, можно рассматривать как определенный этап движения общественной мысли к социалистическому идеалу. Уже в ранних своих статьях, безоговорочно вставая на сторону трудящихся классов Венгрии, Танчич проявляет зрелое понимание причин бедственного положения народа, главная из которых — сосредоточение собственности в руках немногих.
Неустанно доказывая необходимость коренного общественного переустройства, ликвидации эксплуататорского строя и теряя надежду на «добрую волю» власть имущих, Танчич неоднократно предупреждает их о зреющих революционных выступлениях масс. Верой в творческие силы народа, в его умение постоять за родину, которая по праву принадлежит только ему, проникнуты и названная книга Танчича, и его многочисленные статьи: «Кто не работает, тот и не ест. Работают ремесленники, крестьяне, значит, им по праву принадлежит и отечество, ибо защищать его в состоянии только те, кто привык и умеет трудиться. Барственные тунеядцы и лентяи не сумели бы прожить без рабочих, но рабочие могут существовать без праздных господ».
Главным требованием Танчича в революции 1848 г. было немедленное раскрепощение и удовлетворение интересов трудовых классов Венгрии, в чем он видел важнейший залог единства нации.
После поражения революции Танчич остается верен ее идеям и продолжает революционную деятельность.
За революционную пропаганду Танчича заключают в тюрьму, откуда он выходит в 1867 г. ослепшим, уже в преклонном возрасте. По это не останавливает его. Он сразу понимает смысл происшедших в общественной жизни перемен и приветствует новый, рабочий класс, возглавивший теперь борьбу трудового народа. Именно Танчич основывает первую рабочую газету «Золотая труба» и призывает в ней рабочих к организованной, сплоченной, энергичной борьбе против эксплуататоров. С выступлением на историческую арену нового класса Танчич связывает самые светлые надежды на «воскресение» нации: «Воскресение будет делом ваших рук, вашим созданием, мои друзья-рабочие, ибо может ли существовать в огромном мире более надежная почва, чем труд, чем рабочий класс? Нет на свете другой такой же верной почвы, как труд: в нем коренится организация жизни. В той же мере, в какой крепнут мускулы рабочей партии... обнаруживаются и признаки воскресения венгерского народа».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.