Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Чехословакия. Часть 19-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В архитектурном образе Национального театра и его объемно-пространственной композиции хорошо найдены масштаб, соразмерность четко обозначенных элементов и выразительный силуэт высокой куполообразной крыши, выделяющей это здание в богатой вертикалями панораме Праги.
Не менее важным было и умелое расположение театра боковым фасадом вдоль Влтавы в месте выхода на набережную Народного проспекта. Театр эффектно раскрывается с пражских мостов, с Малой Стороны, Градчан и Смихова как одна из главных архитектурных доминант Праги.
Ансамблевый подход к размещению новых общественных зданий был прогрессивной чертой чешского и словацкого градостроительства рассматриваемого времени. Здания ставились в ключевых узлах плана, принимая на себя роль ведущих элементов градостроительной композиции.
Так, Рудольфинум (Дом искусств), построенный тем же Й. Зитеком и И. Шульцем в 1875— 1885 гг., заложил основы новой площади Праги. Здание Народного музея (архитектор И. Шульц, 1885—1891), поставленное на самом высоком месте в торце Вацлавской площади, эффектно замкнуло ее обширное пространство.
Доминирующее расположение общественных зданий было не только данью градостроительным традициям, но и выражением общественного значения, которое эти сооружения играли в развитии национального самосознания.
К созданию архитектуры национального характера стремились архитекторы Антонин Вил, Ян Коула в Чехии, Душан Юркович в Словакии и другие.
Задачами национально-освободительной борьбы и формирования национальных культур объясняется интерес к охране, изучению и реставрации памятников архитектуры (по преимуществу средневековой).
В 1860 г. Йозеф Кранер начал достройку собора св. Вита, которую продолжил Йозеф Моккер и закончил уже в 20-х годах XX в. Камилл Гильбер. В Словакии реставрация готических памятников началась в конце 60-х годов прошлого века, когда Карл Гестнер приступил к обновлению собора в Кошицах.
В последние десятилетия XIX в. реставрационные работы приобрели новый размах. Был создан ряд общественных организаций, приложивших много усилий для сохранения наследия в условиях спекулятивной застройки городов.
Так, «Клуб за Старую Прагу» сумел приостановить снос кварталов Старого города, начавшийся в соответствии с проектом 1893 г. и приведший к уничтожению значительной части древнего городского ядра.
К сожалению, внимание к историческому наследию и памятникам национальной культуры не подкреплялось научными достижениями. Метод исследования памятника подменялся изучением рекомендаций Виоле ле Дюка и Венской комиссии по охране наследия. В результате неверных установок и неопытной реставрации многие памятники сильно пострадали. И все же внимание к наследию сыграло положительную общественную и политическую роль.
В конце XIX в. в Австро-Венгрии, на ее чешских и словацких землях, на смену произведениям, выдержанным в истори-
-------------------------------
Крупнейший французский историк, теоретик и критик архитектуры XIX в. Виоле ле Дюк был в это время непререкаемым авторитетом в области реставрации древнейших готических памятников зодчества. Однако он часто пренебрегал фактами, которые дает изучение реставрируемой постройки, если эти факты не соответствовали его теоретической концепции.
-------------------------------
ческих стилях, все чаще приходит эклектика. Архитектурные элементы и формы, принадлежавшие прошлому, теряют тектонический смысл, перемешиваются, используются лишь с целью обогащения фасада зданий.
Представителем эклектизма в Чехии был Б. Отану, построивший несколько крупных зданий в Праге. Эклектизм распространялся и в Словакии (дом Торговой палаты, Управление Кошицко-Богуминской дороги и др.).
Пышность и репрезентативность отвечали требованиям буржуазии, захватившей ключевые позиции в политической и экономической области. Декоративизм и эклектизм вступают в противоречие с прогрессивными тенденциями, связанными в архитектуре с развитием техники, а также с пробуждающимся самосознанием трудящихся классов.
В области строительства были сделаны значительные успехи. Большого совершенства достигли металлические конструкции (Промышленный дворец на Юбилейной выставке 1891 г., залы Главного вокзала в Праге, 1912 г.).
Из чугуна и железа создавались сложные конструктивные системы. Замена железа сталью позволила значительно увеличить пролеты, облегчить несущие конструкции. Сочетание металла и стекла открыло возможность создавать световые потолки и купола, прозрачные ограждения.
В начале XX в. в Чехии появился железобетон, которому было суждено произвести революцию в строительном деле и существенно повлиять на архитектурную практику.
Развитие строительной техники явилось важным фактором, способствовавшим укреплению рационалистических и функциональных направлений в архитектуре, одним из родоначальников которых явился Отто Вагнер (1841—1919).
Хотя многие чешские архитекторы XIX в. обучались в Праге (в 1864 г. был реорганизован Пражский политехнический институт, где воспитывались будущие архитекторы), завершение их образования, как правило, происходило в Вене, в школе профессора Вагнера.
Школу Вагнера прошли ночти все выдающиеся зодчие Чехии и Словакии рассматриваемого периода (Ян Котера, Йозеф Плечник, Богумил Гюбшман, Антонин Энгл, Павел Янак, Йозеф Хохол и др.).
Наиболее ярко прогрессивная социальная направленность зодчества выражена в творчестве чешского мастера Яна Котеры (1871 — 1923), одного из признанных лидеров международной борьбы за современную архитектуру, свободную от подражания историческим стилям и от вычурного декоративизма модерна.
В лучших своих работах (Музей в Градце Кралове, Моцартеум, павильон на выставке Торговой палаты в Праге и др.) Котера возвращается к тектоническим основам архитектуры, стремится к лаконичным и выразительным объектам, глубоко продумывает функциональную организацию и структуру плана, использует эстетические возможности новых материалов.
В то же время архитектор сохраняет ценные стороны и творческие завоевания модерна — его независимость от архаических форм и враждебность зклектике, свободные приемы пространственной композиции, стремление к синтезу всех форм художественного творчества.
Котера одним из первых делает попытки преодолеть элитарность архитектуры и обращается к проблемам массового строительства. Он разрабатывает планы и ведет строительство рабочих поселков с типовыми домиками [колония железнодорожных рабочих в Лоунах, рабочий поселок в городе Кралув Двор, проекты поселков в Забеглицах, Готвальдова (Злине) и др.].
Поселок в Лоунах (1909—1913) застроен типовыми двухэтажными многоквартирными и отдельными семейными домиками, имеет небольшой общественный центр вокруг замкнутой площади, живописную и рационально организованную планировку.
В работе заметно влияние реформистских идей Э. Хоуарда, оказавших огромное воздействие на всю градостроительную практику Европы. В Лоунах мы встречаемся также с постановкой проблемы минимальной квартиры, которой чехословацкие архитекторы активно начнут заниматься позже, в годы межвоенного двадцатилетия.
Экономичные здания Котеры включают одинаковые квартиры, состоящие из комнаты с единственным окном и кухни в 7 квадратных метров. Для того времени это было социальным завоеванием, особенно по сравнению с трущебной застройкой старых городских рабочих районов.
Поселок превосходил по архитектурным качествам другие селения, которые строились предпринимателями для трудящихся.
Тему рабочего поселка позже разрабатывали многие ученики Я. Котеры — Й. Гочар, Павел Янак и другие.
Удар по архитектурной эклектике, которая в начале XX в. ассоциируется с аристократизмом и социальным неравенством, нанесло творчество и особенно теоретическая деятельность Адольфа Лооса. Родившийся в Брно и получивший образование в Вене у Вагнера, Лоос начал решительную борьбу с декоративизмом.
В 1908 г. он опубликовал работу «Орнамент и преступление», а позже сборник статей «Разговор в пустоту», где подверг критике стилизаторство, эклектику и украшательство в архитектуре.
Отрицая исторические стили, Лоос писал: «Готический газовый канделябр есть точно такая же нелепость, как готический локомотив». Выступая против орнаментализма сецессиона, Лоос утверждал, что близко то время, когда «освобожденные от декора, улицы городов будут блестеть белизной так же, как стены».
В то же время он не был аскетичен и апеллировал к народному творчеству: «Обращай внимание на формы, в которых строит крестьянин. Потому что они — квинтэссенция прадедовской мудрости. Но изыскивай обоснование формы».
Влияние теоретических концепций и построек А. Лооса, способствовавшее укреплению позиций рационализма и функционализма в архитектуре, помогло формированию нового эстетического идеала и демократизации зодчества.
Развитие прогрессивной архитектуры в начале XX в. было связано, с одной стороны, с демократизацией архитектурной тематики, проектированием зданий, направленным на улучшение бытовых условий городских и сельскохозяйственных рабочих, зданий массового и культурно-просветительного назначения, а с другой — с поисками принципов художественной выразительности, созвучных наступающему веку великих социальных и научно-технических преобразований.
Новые формы и рационалистические композиционные приемы в традиционных материалах разрабатывают чешские архитекторы Отокар Новотный, Франтишек Войт, Эмиль Кралик и другие.
В Словакии процесс внедрения современной архитектуры проходил значительно медленнее и труднее. Но и здесь уже в первом десятилетии XX в. появляются отдельные постройки архитекторов-рационалистов.
В 1909 г. Йозеф Гочар в небольшом универмаге, построенном в Яромерже, использует преимущества каркасной конструкции и создает навесной, выдвинутый вперед фасад. Это позволило применить сквозное ленточное горизонтальное окно, открывшее, как известно, новую страницу современной архитектуры.
В 1910-е годы на короткое время, но ярко проявляет себя повое направление — чешский кубизм, не имеющий в мировой практике таких законченных и совершенных образцов, как дом «У черной богоматери» в Праге и санаторный корпус курорта Богданеч Йозефа Гочара, виллы под Вышеградом Йозефа Хохола, работы Иржи Кроги, Владислава Гофмана.
Павлом Янаком была создана своеобразная разновидность архитектурного кубизма — «арочковый» кубизм. Хотя это направление просуществовало всего несколько лет, оно помогло понять, что в архитектурном творчестве имеется множество возможностей художественной выразительности, что скульптурность архитектурных форм нельзя отбрасывать априори, как это делали позже конструктивисты.
Развитие строительства в Чехии и Словакии второй половины XIX и начала XX в., поиски демократических архитектурных форм, зарождение и активизация новых социальных процессов, проходивших на фоне постепенного назревания в Европе революционной ситуации, создали предпосылки для существенных изменений, произошедших уже в годы межвоенного двадцатилетия.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +