Нельзя обойти молчанием политическую графику социал-демократических журналов, где в рисунках (часто примитивных и неумелых по стилю) ставились острые проблемы рабочего и национально-освободительного движения. Большинство художников остались неизвестными; они не обладали крупными талантами и не создали таких ярких и глубоких обобщений, как, например, Купка. Но в скромной повседневной работе эти художники совершали важное дело: способствовали пробуждению у рабочих классового сознания, откликались на волновавшие их проблемы, вселяли в них уверенность, призывали к классовой солидарности и борьбе с капитализмом. Эти художники довольно умело пользовались образами, нередко лозунгами и символами, утвердившимися в рабочей печати и — шире — в среде рабочих. Они находили простой и доходчивый язык общения с народом, разрабатывая одновременно символику агитационно-массового, революционного искусства, плакатно ясные и емкие графические формулы, которые взяли на вооружение художники последующих поколений. Образ рабочего с молотом или киркой в руке, рукопожатие рабочего и крестьянина — символ их союза, лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», опоясывающий земной шар, рука с красным знаменем (в рисунке Й. Лады, который выступал под псевдонимом Роснер, «Рашпле», 1907, № 4) — все эти образы рабочего движения рождались и утверждались в изобразительном искусстве годами благодаря многим и многим рисовальщикам. Эти рисунки были сродни лозунгам, отличались плакатной ясностью и нередко обращались к приемам народной картинки. Иногда художник наглядно и зримо показывал в двух «картинках», сколь разительны социальные контрасты: разжиревший буржуа и полуголодный рабочий, радости на одном полюсе и беды на другом (например, рисунок в журнале «Шлеги», 1898, № 12). Старые образы наполнялись новым содержанием. Аллегорическая женская фигура олицетворяла не только свободу, но и социал-демократию, «богиню» рабочих, объединяющую их в общей борьбе («Рашпле», 1903, № 4; «Шлеги», 1899, № 9, и др.). Пухлый младенец в облаках — народившийся социализм (как гласит подпись) становится спасителем для рабочих и «карой небесной» для богатеев («Шлеги», 1898, № 12).
Художники обращались к массовой аудитории не только на страницах журнала; они искали и иные формы агитационно-массового искусства. Виктор Олива разработал, например, композицию «живой картины», исполненной актерами на представлении для рабочих в Национальном театре (29 и 30 апреля 1899 г.). Фотография этой сцены воспроизведена в журнале социал-демократической партии «Шлеги», а ниже помещены стихи А. Мацека, зачитанные во время представления. Художник воспользовался привычной символикой: аллегорическая фигура Свободы, лозунги «Равенство — Свобода — Братство», опоясывающие земной шар, лучи света, разрывающие тьму, группы рабочих.
Многие карикатуры имеют характер разоблачения и обличения капиталистического общества, другие звучат как проклятие, иные — как предсказание его скорой гибели. Но наиболее ценны те, где мы видим, как рабочие от обвинений и угроз переходят к действию: мощные удары кирок и молотов обрушиваются на трон Мамона, чтобы освободить страдающих под его игом («Рашпле», 1905, № 4).
Первая мировая война послужила началом нового этапа в истории чешского и словацкого искусства. В годы войны в искусство приходит новое поколение художников, которым было суждено определять пути развития художественной культуры в Чехословакии. В рамках единого государства, образовавшегося в 1918 г., в условиях буржуазного строя частично осуществляются национально-освободительные идеи, но социально-политическая борьба под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции приводит к тому, что чешское и словацкое искусство последовательно разрабатывает программу социалистического искусства.
АРХИТЕКТУРА
В отличие от живописи, сценического и музыкального искусства архитектура требует огромных материальных и технических затрат, концентрации частных и государственных сил и средств. В силу этих особенностей процесс зарождения новой социалистической архитектуры в недрах буржуазного общества Чехии и Словакии, как и всюду, в XIX — начале XX в. не мог протекать столь же отчетливо, как в литературе и других, менее связанных с экономикой и заказчиком, видах искусства.
Это не значит, однако, что архитектура менее чутко реагировала на социальные запросы. Влияние демократической культуры на ранних этапах проявляло себя в творчестве лучших национальных архитекторов, намечало ростки нового, которому было суждено в полной мере проявить себя позже, в условиях победившего социализма. Эта прогрессивная линия развития и явилась по существу истоком социалистического зодчества в Чехословакии.
Развитие капиталистических отношений во второй половине XIX в. сопровождалось ростом городов и возникновением новых промышленных центров. Особенно активно этот процесс протекал на чешских землях, наиболее промышленно развитых в Австро-Венгерской империи. Складываются целые промышленные области: пражская, либерецкая, остравская, брненская, плзеньская, братиславская.
Меняется структура городского населения, значительную часть которого начинает составлять промышленный пролетариат. Отчетливо проявляет себя социальное зонирование городов. Рабочие по преимуществу селятся в пригородах, плотность застройки которых, как, например, в пражском Жижкове, достигает 90% при крайне низком уровне благоустройства. Со всей остротой возникает жилищный вопрос — непременный спутник капиталистического развития. В строительной практике складывается два полюса. На одном находится сооружение крупных общественных зданий, доходных домов, банков, контор, вокзалов, вилл. На другом — хаотическая, осуществляемая обычно без участия архитекторов застройка районов, предназначенных для городской бедноты. Если в первом случае иностранная и борющаяся за укрепление своих позиций национальная буржуазия стремится к пышности, представительности и богатству архитектуры как к средству самоутверждения, то во втором — художественные проблемы вообще не ставятся.
Этот общий для всех стран, вставших на путь капиталистического развития, процесс в Чехии и Словакии проходил на фоне активной национально-освободительной борьбы, в которой архитектура, при всех внутренних противоречиях социального плана, выступала как мощное средство общественного воздействия, консолидации сил, роста национального самосознания.
Увлечение неоренессансом, который стал во второй половине XIX в. преобладающим направлением европейской архитектуры, нашло в Чехии и Словакии благоприятную почву. Ренессансные мотивы воскрешали вольнолюбивые гуситские традиции и гуманистические черты эпохи национального Возрождения. Их легче было отождествить с национальными формами зодчества, предшествовавшими контрреформации. Чешское национальное Возрождение в архитектуре оказалось органически связано с европейским неоренессансом, а позже приобрело местные черты, известные под названием чешского неоренессанса.
Нельзя не упомянуть о строительстве в Праге в духе неоренессанса Национального театра (архитектор Й. Зитек, 1868— 1883), осуществлявшемся на собранные в народе средства, театра, в фундамент которого были положены камни, привезенные из всех исторических районов Чехии, и над порталом которого был написан лозунг «Народ — себе». В области культуры и через культуру чешский и словацкий народы в XIX в. добивались едва ли не большего в борьбе за национальное освобождение, чем в результате часто соглашательской и оппортунистической политической деятельности буржуазных партий. Работы художников, участвовавших в отделке и украшении Национального театра на темы из истории Чехии, пейзажи чешского края развили и конкретизировали заложенные в неоренессансной архитектуре театра черты национального своеобразия.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.