В заслугу Швабинскому справедливо ставится и то, что, будучи основателем и руководителем Специальной графической школы (класса) в Академии художеств (с 1910 г.), он содействовал упрочению реалистического мастерства в чешском искусстве и поддержал передовые устремления молодых художников. Класс Швабинского послужил колыбелью «социальной графики», а значение этого явления уже отмечалось нами.
Нередко водораздел положительного и отрицательного проходил внутри творчества видных художников. В большей мере, чем к кому-либо, это относится к Франтишеку Купке (1871— 1957). В ранние годы творчества он выступил с яростным обличением буржуазного строя, но впоследствии отошел от активной борьбы; он порвал и с реализмом и стал одним из основателей абстракционизма в Европе.
В раннем творчестве Купки протест против буржуазной действительности находил отражение и в прямом и открытом обличении, и в форме абстрактно-философских размышлений о сущности бытия или довольно туманных мечтаний о лучшем. В свете исследуемой проблемы наибольшую ценность представляют карикатуры Купки, относящиеся в основном к 1899—1904 гг. С именем этого мастера связан подъем сатирической политической графики на рубеже столетий.
Политический рисунок был одним из самых крупных явлений, в русле которого вызревало социалистическое искусство. Он был разнообразен по характеру и жанрам (сатира, хроника событий, рисунки агитационного содержания, например первомайские листовки и т. п.) и довольно неоднороден по художественному уровню, поскольку наряду с профессионалами его представляют самоучки, большей частью анонимы.
Из-за жестокого цензурного режима в Австро-Венгрии один из центров политической сатиры создается в Париже, где на страницах прогрессивных журналов (чаще всего «Асьет о бер») чешские художники (Купка, В. Градецкий и др.) вместе с французскими выступают против угнетения славян в Австро-Венгрии, первых империалистических войн — англо-бурской и русско-японской и других порождений буржуазного режима.
Сатира Купки была высоко оценена передовой чешской интеллигенцией, находившей в ней поддержку в борьбе с капиталистическим обществом. Антонин Мацек, призывавший художника в капиталистическом обществе «творить и... бороться», видит в Купке «противника лицемерия, стяжательства и всех пороков рабов капитализма и благочестивых ловкачей». Для С. К. Неймана Купка — прежде всего непримиримый борец, не ограничивший себя узким кругом «чистого» искусства. Он признает связь Купки с «толпой непосредственно эксплуатируемых и угнетенных, с публикой более или менее социалистической».
Среди сатирических рисунков Купки обращают особое внимание цельностью замысла три серии для «Асьет о бер»: «Деньги» (1902), «Мир» и «Религия» (1904). Купка-сатирик проницательно вскрывает и зло разоблачает механизм капиталистического общества с его приводными ремнями — деньгами, обманом, насилием. С грубой и страстной прямотой обрушивается он на буржуа, который держит в своих руках все нити правления монархами, церковью, армией, народом. Создание «правдивого» портрета-типа буржуа — одно из самых больших достижений Купки. Обличая капитализм, многие карикатуристы изображали непомерно разжиревшего господина в цилиндре с денежным мешком в руках или мамона, управляющего колесницей истории, хищную птицу или упыря с теми же денежными мешками (таковы, например, рисунки в сатирическом социал-демократическом журнале «Шлеги»). Но Купка с поразительным мастерством создал гротескный образ огромной сложности, в полном смысле слова многозначный образ, в котором заключено глубокое социальное обобщение. Он воспользовался символикой, бытовавшей в рабочем творчестве и нередко в социал-демократической печати, но наделил свой образ политической конкретностью и глубоким обобщением, соединив в изображении несколько примет, несколько образов-символов и тем самым удесятерив силу сатирического воздействия и пафос обличения буржуазной действительности. В буржуа, этом денежном мешке и человеке-звере с чертами хищной птицы или раздувшейся жабы, Купка видит источник всех социальных бед. Серия «Деньги» разоблачает политическую игру буржуа и дает обобщенную картину капиталистического общества.
В своих рисунках Купка заявляет во весь голос и о противнике буржуа — рабочих. Он видит и понимает, что пролетарий жестоко угнетен и подавлен не только самой работой, но и зависимостью от работодателя — буржуа. В карикатуре «Братство» (одной из трех, названия которым дали лозунги французской революции «Свобода», «Равенство» и «Братство», выхолощенные во времена Третьей республики) изображены люди, которым капиталист дает работу — впрячься в ярмо и тащить массивную колесницу, где он восседает как бог. В рисунке «Свобода» Купка наглядно и ярко показал, что мир расколот на два лагеря. Он строит композицию по двум дугам, между которыми пролегает светлая полоса, словно мертвая зона в военном сражении. По одну сторону — буржуа-колосс на троне, современный монарх, окруженный плотным кольцом армии. На другой — людской поток — рабочие, устремившиеся к дымящим вдали заводам. Гротескному образу буржуа противопоставлены меткие жизненные зарисовки рабочих в манере, напоминающей Стейнлена.
Карикатура «Вы можете нам...» (ее название — оборванное на полуслове ругательство) говорит о войне с капитализмом. Его противником выступает сам художник (изображение является его автопортретом). Он берет роль обвинителя и борца на Себя и как бы от имени целого мира, враждебного капиталу, бросает вызов прямо в лицо самоуверенному, сильному и жестокому врагу — генералам, восседающим на лафетах пушек, и их покровителям — людям-зверям, за спинами которых стеной стоят заводские трубы. Фигура художника, изображенного в позе оратора, напоминает защитника свободы печати Домье. Та же уверенная неторопливость движений, засученные рукава и расстегнутый ворот рубахи. Фигура очерчена сильной жирной линией, выделена в рисунке. Красная рубаха — одно из самых ярких пятен рисунка — притягивает к себе взгляд.
Этот рисунок — декларация художника, вступившего в борьбу с капиталистическим обществом. Купка отождествляет себя по облику с рабочими, но, изобразив себя в одиночестве, он показал, что еще не видит вокруг себя союзников в борьбе. В этом была слабость позиции многих чешских (да и не только чешских) интеллигентов. Пролетариат рисовался Купке не как реальная, а как нарождающаяся сила. В одном из рисунков «Колесница капитализма» художник показал, как рабочие сбрасывают ярмо, распрямляют плечи, сплачиваются, осененные свободой, и поворачиваются лицом к угнетателям, полные силы и решимости.
Купка положил начало дальнейшему развитию прогрессивной чешской карикатуры. Рядом с ним работал В. Градецкий, позднее в графическую сатиру пришли В. Г. Бруннер, З. Кратохвил, Ф. Гельнер, находившиеся под влиянием прогрессивных рисовальщиков «Симплициссимуса». Чешскую карикатуру сильно всколыхнули события русской революции 1905 г., послужив для ее развития могучим стимулом. В революционной атмосфере возник под началом С. К. Неймана сатирический журнал «Шибенички» (1906—1907), сплотивший писателей Ф. Шрамека, М. Майерову, А. Мацека, поэта и художника Ф. Гельнера, художников В. Г. Бруннера, Й. Ладу, З. Кратохвила. В 1909 г. начинает издаваться журнал «Карикатуры», душой которого становится Й. Лада; в эти годы закладывается дружба двух выдающихся чешских сатириков Й. Лады и Я. Гашека. В 1910 г. писатель Э. Басе (он был создателем студенческого кабаре «Червена седма» со злободневной политической программой) объединяет писателей и художников вокруг сатирических «Листовок».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.