Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Чехословакия. Часть 14-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В результате классовой дифференциации, приобретающей в эту эпоху все более явный характер, проблематика, связанная с выражением народных идей, становится более сложной — в ней перестают действовать старые представления и формулы.
Но М. Алешу удалось силой своего воображения объединить доскональное знание истории и мифа, близкое знание жизни деревни и города и достичь глубочайшей по своим идеям и эмоционально-насыщенной типизации образов чешского народа.
Речь идет не о самих мотивах рабочих или горняков, хотя эти люди были необычайно близки художнику, о чем, помимо прочего, наглядно свидетельствует многолетнее сотрудничество Алеша в рабочей печати, породившее ряд ярких и острых карикатур.
Значение и убедительность творчества М. Алеша проистекают из убежденного демократизма его позиции, из его кровной связи с народом и его бунтарства (как он сам определял).
Красные гвоздики на черных лацканах у рабочих во время демонстрации в день Первого мая 1890 г. вызывали в представлении Яна Неруды образ гуситских войск; М. Алеш превращает своих таборитов и сельских бунтарей в представителей пролетариата его дней. Исторический опыт синтезируется таким образом в прообраз будущего.
С совершенно других позиций, с интересом к повседневности и ее деталям воспринимали реальность народной жизни более молодые художники, принимавшие участие с середины 80-х годов в создании жанровой живописи реалистического направления, нередко отмеченной чертами натурализма.
Серьезностью и значительностью творчества всех этих мастеров превзошел Якуб Шиканедер (1855—1924), принадлежавший к «поколению Национального театра», автор печальных и мрачных сцен народной жизни. Его картины («Печальное возвращение», 1887; «Убийство в доме», 1890), отчасти близкие живописи В. А. Перова или некоторых других передвижников, являются серьезным вкладом в критический реализм.
В становлении реализма сыграл роль и Гаауш Швайгер (1854—1912) рядом картин, изображающих моравскую старину или жизнь бельгийских и голландских рыбаков.
«Поколение Национального театра» во всем многообразии идейных и художественных позиций его представителей сыграло положительную роль в чешском искусстве. Его значение усиливается педагогической деятельностью некоторых художников (Ю. Маржак, В. Гинайс, Й. В. Мыслбек, Г. Швайгер и др.). Так создавались предпосылки для упрочения новых тенденций в конце XIX в. в творчестве «поколения 90-х годов» и для развития искусства XX в.
В 70—80-е годы общественно-политическая обстановка в обеих частях австро-венгерской монархии приобрела глубоко противоречивый характер.
Тогда как чешское искусство демонстрирует свое неприятие политики венского правительства самим развитием искусства, тяжелое положение Словакии, находившейся действительно под двойным ярмом, порождало трудности и препятствия для последовательного и цельного хода развития искусства.
Большое значение для сложения традиции и будущего развития словацкого искусства имели поэтому два художника венгерской национальности, которые, хотя и не были связаны с национальными проблемами, но все же смогли объективно и убедительно отразить в своем творчестве эпоху обостряющихся классовых противоречий.
Так, Доминик Скутецкий (1849—1921), живший в Банской Быстрице, в жанровых картинах из городской и сельской жизни, и в особенности в изображении тяжелого труда в котельных мастерских и на металлургических заводах, выразил искреннее сочувствие трудящимся и создал впечатляющие живописные полотна.
Со Словакией связана существенная часть жизни и творчества Ладислава Меднянского (1852—1919); живя жизнью простых людей, он превратился в живописца глубокого социального пафоса и спонтанного экспрессивного стиля.
Его подлинно интернациональный образ мыслей и чувств (благодаря которому он по праву принадлежит не только венгерской культуре, но отчасти также и словацкому искусству) раскрывается как в дневнике художника, где он размышлял о солидарности рабочих и бедноты, так и в произведениях, созданных во время первой мировой войны и содержащих страстный протест против нее.
Традиционные связи между Словакией и Чехией укреплялись в трудные для словацкого искусства времена благодаря активному сотрудничеству М. Алеша в журнале «Чернокнежник»; острие его карикатур (1886—1896) было направлено против национального и социального угнетения.
С развитием промышленности в Венгрии (все еще, однако, отсталой по сравнению с Цислейтанскими землями) на рубеже 80-х и 90-х годов складывается новая ситуация, характеризующаяся обострением классовых противоречий, а вместе с тем расширением рабочего движения и ростом сознательности пролетариата.
Словацкой жизни не хватало, однако, широкой демократической базы для настоятельного проведения национальных и социальных требований.
Это было одной из причин того, что словацкая культура не знала выступления целого поколения мастеров и лишь отдельные таланты в литературе и искусстве были объединены осознанием общих стремлений и целей.
Выдающимся словацким художником этого периода становится Йозеф Ганула (1863—1944). Сначала увлеченный исторической тематикой, он вскоре осознает реалистическую сущность своего таланта, о чем и говорят его тонкие рисунки углем.
Его крепко написанные, сдержанные по колориту композиции и чаще всего портреты являются верной хроникой сельской жизни, а одновременно дают обобщенное представление о народной судьбе: о тоске и нищете, которые ведут к массовой эмиграции, но при этом о внутреннем благородстве, дающем уверенность в будущем нации.
Интерес к фольклору не является для Ганулы самоцелью, он подчинен задачам создания социально-критического произведения, в котором традиционный, романтический образ Богуня совершенно меняется в соответствии с характером и идеалами нового времени.
Реалистические картины на социальные темы создают Цирил Кутлик (1869—1900) и Элемир Галас-Градил (1873—1948); последний часто изображает типы городской бедноты и пролетариата.
Творчество этого поколения, во главе которого стоит Й. Ганула, составляет во всей совокупности его идейной и художественной программы прочную и самую непосредственную основу для ранних произведений Мартина Бенки и Густава Маллого, которые в своем искусстве решают проблему национального и социального в словацком искусстве и открывают перед ним новые пути.
Следующая важная стадия в сложении предпосылок и основ социалистического искусства в Чехии приходится на конец XIX — начало XX в., когда под воздействием решительных социально-политических сдвигов чешское искусство вступает в новый этап.
Художественная жизнь этого периода отличается исключительной сложностью, протекает в противоборстве различных идейно-художественных тенденций.
Ко второй половине 90-х годов ведущее положение в изобразительном искусстве занимает общество молодых художников «Мапес» (основано в 1887 г.), которое издает свой журнал «Вольне смеры» (с 1896 г.) и организует Самостоятельные выставки (с 1898 г.).
Многообразное по составу, общество представляло все главные тенденции в архитектуре, живописи, графике, скульптуре и прикладном искусстве, подчас в весьма сложном взаимодействии и переплетении различных стилистических направлений, в их ускоренном вызревании и развитии.
Следует подчеркнуть, что «Манес» сосредоточил наиболее прогрессивные тенденции изобразительного искусства Чехии и получил поддержку у передовых писателей (А. Совы, Й. С. Махара и др.) и критиков (С. К. Неймана, Ф. К. Шальды и др.), сотрудничавших в «Вольных смерах».
Члены общества выступили против писателей и художников-декадентов, объединившихся вокруг журнала «Модерни ревю» (с 1895 г.), против их оторванности от жизни, упадочнических и субъективистских настроений, свойственных им.
Одновременно молодые деятели искусства резко критиковали академизм, засилие исторической тематики. Не принимались ими и мелкий бытовизм и описательность, культивируемые жанровой живописью 80-х — начала 90-х годов, а также фольклористические или этнографические тенденции, нередко претендовавшие на роль главных хранителей национального в искусстве.
Развитие искусства конца XIX — начала XX в. проходит под знаком «современного» («moderniho») нового искусства, «искусства нашей эпохи».
В эти понятия разные художники вкладывали неодинаковый смысл. Но для всех ведущих передовых художников характерно стремление приблизиться к жизни, постичь ее разные стороны, в том числе противоречия и драматизм (на чем особенно настаивал Ф. К. Шальда).
Правдивый и честный художник нередко вступал в конфликт с буржуазной действительностью, не отвечавшей его идеалам. Способ решения этого конфликта не только определял динамику творческого процесса того или другого мастера, но в конечном счете показывал, какое место занимал художник в жизни и общественной борьбе.
Пути развития художников многообразны и противоречивы, и нередко прямо противоположны по своей направленности. Чешское искусство рубежа двух веков отражает кризис буржуазной идеологии и рождение пролетарского революционного мировоззрения. В нем борются противоречивые тенденции и силы.
«Манесовцы» придавали искусству большое общественное значение. В их сознании продолжала господствовать идея связи изобразительного искусства с национально-освободительной борьбой, с идеалами Манеса (в честь которого было названо общество) и его продолжателя Алеша (старосты общества).
Однако молодые художники искали иные способы утверждения национального самосознания, чем были у их предшественников, и нередко строили культурную программу так, что создание памятников или организация выставок приобретали не только важный культурный но и политический резонанс.
Борьба против Австро-Венгерской империи выражалась и в том, что в противовес официальным культурным связям «Манес» стремился укреплять контакты с французским, скандинавским, английским, а также немецким искусством.
Особую роль приобрело в этих условиях развитие отношений с молодыми русскими и польскими художниками, а также художниками других славянских наций. Эти контакты способствовали тому, что прогрессивные чешские художники находили союзников в других странах, солидаризировались, например, с русскими карикатуристами в период революции 1905 г., опирались на искусство Менье и Родена, да и сами оказывали влияние на ход художественной жизни (Я. Вешин в Болгарии, Ф. Купка — во Франции).

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +