Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Чехословакия. Часть 15-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Изображение народной жизни сохраняет значение одной из ведущих тем в чешском искусстве конца XIX — начала XX в. Однако под воздействием расслоения, углубления конфликтов и непримиримых классовых противоречий в обществе ее решение усложняется.
Если ранее идеалы народности воплощала историческая живопись, то со второй половины 80-х годов их носителем становится жанровая картина.
Эти перемены говорят прежде всего о повороте искусства к современности и обыденности и служат предпосылкой для важнейших сдвигов в искусстве на рубеже веков, а именно сближения искусства с социальной проблематикой.
Народная тема продолжает отождествляться у чешских художников и писателей главным образом с крестьянской в немалой степени под воздействием широко распространенного представления, порожденного условиями национального угнетения чешского народа, о крестьянстве как носителе лучших свойств нации.
Все более отчетливо и громко заявляет о себе проблематика, связанная с изображением рабочего, не отдельными произведениями, а целыми крупными явлениями (например, в творчестве К. Мыслбека).
Жанровая живопись, верная требованиям жизненной правдивости, расширяется тематически. Но еще более важным является углубление ее эмоционального содержания, что благотворно сказывается на развитии народной темы.
Одним из первых художников, сумевших придать этой традиционной теме чешского искусства новые черты, был Йожа Упрка (1861—1940).
Сын крестьянина, проживший всю жизнь (за исключением нескольких лет обучения в Праге и Мюнхене) в родной Моравской Словакии, Упрка создал широкую цельную картину деревенской жизни, какой до него не знало чешское искусство. Его особенно привлекали массовые народные сцены — гуляния, ярмарки, церковные праздники.
Упрка подмечал истинно лрекрасное и в самом обыденном — в изображении пастухов в ночном, косцов в серебристом утреннем тумане, тихих посиделок девушек у костра...
Отношение Упрки к деревне отражает определенную систему взглядов, достаточно характерную для своей эпохи (следует упомянуть в этой связи некоторых моравских писателей или собирателя песенного фольклора и художника Людвика Кубу).
Его особенностью является известное преклонение перед патриархальностью крестьянского мира как некоего стабильного общественного организма, перед своеобразием и красочностью этого мира.
Но Упрка удачно избежал в своих произведениях идеализации крестьянской жизни; сентиментальные и идиллические ноты проскальзывают у него очень редко.
Он был зорким и проницательным мастером-реалистом, и стремление запечатлеть уходящую деревню в ее патриархальном обличье сплетается у него с раскрытием примет современности.
В суровом ключе, с тщательно выписанными деталями, в серых «будничных» тонах Упрка исполнил полотно «Дробильщик камня» (1895), в котором можно усмотреть тематическую параллель к «Каменотесам» Курбе.
Спокойный тон констатации социального явления, показанного с безусловной правдивостью, ставит Упрку в один ряд с передовыми мастерами европейского искусства, увидевшими в сельской жизни не только праздничную сторону, но и ее контрасты, и представившими их в убедительной конкретности.
Упрка часто изображал крестьянский труд, избежав натуралистической трактовки. В живописи и графике художника не встретишь ни забитого крестьянина, придавленного к земле бременем труда, ни озлобленного и утратившего облик человеческий. Он подмечал силу и сноровку крестьян при исполнении нелегкой работы, ритмичность и уверенность каждого движения, чувство собственного достоинства, проистекающее от осознания ценности своего бытия на земле.
Сыграв определенную роль в развитии реалистической живописи в 90-е годы и отчасти в становлении импрессионизма, Упрка теряет свое значение в начале 900-х годов. Он не видит или не желает видеть изменений, происходящих в деревне с развитием капиталистических отношений, и замыкается в кругу уже открытых им тем и мотивов. В эти годы, однако, чешская жанровая живопись уже встает на новые пути и обретает новые силы прежде всего в лице М. Иранека и К. Мыслбека.
По сравнению с Упркой, Милош Иранек (1875—1911) предстает в чешском искусстве как художник и деятель нового типа. Он не только крупный живописец и график, но и один из выдающихся критиков и писателей своего времени.
Член редколлегии «Вольных смеров» (1903—1907), Иранек, борется против австрийских влияний в искусстве, а также против художественного «сепаратизма».
Он стоит за расширение контактов с передовыми европейскими школами, в частности с французской; автор статьи о европейской карикатуре, он способствует подъему этого искусства в Чехии.
Как художник Иранек не ограничивался одной темой или одним жанром искусства. Его творчеству присуще то свободное и широкое понимание задач и целей изобразительного искусства, которое отличает передовых мастеров XX в.
Одним из первых среди чешских художников Иранек представил город в его современном обличье, подметил в обыденном и неброском новые приметы и ритмы. Сцены семейной жизни («Читательница», «Балкон», 1908; «Белый этюд», 1910) несут в себе уже мироощущение человека XX в.
Иранек насыщает творчество глубоким поэтическим чувством, личным переживанием, стремясь превратить искусство в дневник, где запечатлены «все движения души, волнения».
Желание превратить искусство в исповедь души, характерное для многих сверстников Иранека, побудило его не бежать от жизни (как, например, декадентов), а искать в ней самой сильных впечатлений. Чувство полной и яркой жизни, высоко ценимое художником, возникает у него, по его признанию, при «встречах на перекрестках и на углах улиц жизни»
Связь между искусством и жизнью для него неоспорима. При этом он остро и глубоко осознает, по его словам, «недостаточность жизни» и смотрит на искусство как на средство восполнения недостающего в жизни.
Поэтому он жадно стремится к ярким, незабываемым впечатлениям, а импрессионистическая свободная манера рисунка и живописи помогает ему передавать поток жизни, живые ритмы, краски, формы.
Между тем впечатление — не самоцель для Иранека; оно ценно лишь в том случае, если дает импульс для мысли и воображения и приводит к широким обобщениям. Это наглядно сказалось, например, в восторженном очерке о Праге, вошедшем в книгу «Впечатления и скитания» (1901—1908).
Глубокий, подлинный демократизм отличает Иранека. Показательно то, как много цельных натур находит он в народе — в кузнецах, крестьянах — и как часто их изображает.
Им посвящен целый цикл живописных, графических и литературных произведений, возникших под впечатлением пребывания в пограничных деревнях Моравии и Словакии в 1902—1906 гг.
Хотя Иранек ценит самобытность народной жизни и творчества и увлечен «збойницкими» преданиями и песнями, деревня предстает у него без фольклористического ореола.
Яркие впечатления не закрывают от него картину бедности, тягот жизни, угнетенное положение народа. Надо всеми интересами художника неизменно довлеют поиски правды жизни или, как он определяет, стремление натолкнуться «на голый мир голым лбом, даже если бы и пришлось его разбить до крови».
Оставив целый ряд живых рисунков, полотен, гравюр и литературных очерков, правдиво повествующих о жизни (офорты «Стирка белья», «Детванцы на бревнах»). Иранек дополняет их героической темой — изображением прошлого словацкого народа, отразившегося в збойницком фольклоре.
В народе Иранек находит источник героического и воскрешает в своих произведениях страницы збойницкого движения. В збойницкой серии, основу которой составили литографии и ксилографии (после 1906 г.) выразились лучшие чаяния художника, его вера в силу и свободолюбие народа, угнетенного и униженного в действительности.
Сознательное приближение прошлого к настоящему при сохранении поэтического мироощущения народных преданий стало для Иранека способом художественного обобщения в збойницком цикле.
Но изображая реальных людей — словацких кузнецов, пахарей, лесорубов, с которыми приходилось встречаться, Иранек замечает и в них черты збойников. Он часто обращается к образу кузнеца, в котором видится ему, как бы выкованная самим трудом, яркая и цельная натура.
Интересно заметить, что тема кузнеца приобрела символическое звучание в рабочей поэзии, получила распространение в социал-демократической печати, в частности в журнальном рисунке. Иранек создал романтизированное представление об этом пролетарии.
В литографии «Кузница на Детве» (1908), подводящей итог этой теме в творчестве Иранека, фигуры трех отдыхающих кузнецов возникают в стихии контрастов света и тьмы. В ярких вспышках огня появляются из темноты пятна белых одеяний, спокойно сложенные руки — даже в минуту покоя кузнецы исполнены мужественной и уверенной силы.
В конце жизни у Иранека появляется и образ рабочего. В перевозчиках песка (так и называются картины 1909—1910 гг.), как прежде в кузнецах, Иранек видит идеал человека не только сильного, но и внутренне цельного.
Рабочие не кажутся Иранеку рабами труда (как нередко бывало в искусстве и литературе тех лет). Не прибегая к индивидуализации образов, но выявляя ритмичность движения, Иранек создал правдивое и восторженное представление о труде, достойном человека, предвосхитив динамизмом строя живопись 20-х годов.
В творчестве друга Иранека, Карела Мыслбека (1874—1915), рабочая тема является центральной. Ряд полотен, офортов и рисунков, исполненных во второй половине первого и в начале второго десятилетий XX в., образуют как бы единый цикл, повествующий о жизни рабочего сурово и правдиво.
Мыслбек способствовал усилению социально-критической тенденции, он определяет новую фазу реализма в чешской живописи. Для него характерно умение вскрывать глубокие социальные противоречия и контрасты и сообщать обобщению монументальные формы.
Мыслбек приносит в искусство ощущение трагизма современной жизни. Большой художник, гуманный и тонко чувствующий человек, он увидел в рабочем человека, глубоко страдающею, угнетенного и, как плотным кольцом, зажатого работой, нуждой и несчастьем.
Он изображал усталых переселенцев, безработных, просящих милостыню, больных в палате, панихиду над умершими, тяжелый сон смертельно усталых людей. На одном из полотен он показал рабочих, склонившихся над мертвым товарищем («Несчастье на стройке», 1909).
В большинстве полотен и офортов Мыслбек придвигает огромные фигуры рабочих вплотную к зрителю, дает их в резких динамических ракурсах и подчеркивает, что при всей внешней пассивности, застылости и безмолвии они несут в себе большой скрытый заряд энергии.
Несмотря на обобщенную моделировку, черты лица и складки одежд чрезвычайно заострены. Подчеркивая форму лиц, натруженных рук, крупных ног, как бы узловатых и корявых фигур (особенно в офортах 1910-х гг.) художник добивается того, что неподвижные фигуры кажутся охваченными внутренним волнением и движением.
В этих могучих, молчаливых фигурах, словно высеченных из камня, чувствуется подлинная сила, наэлектризованность, которые могут вылиться в действие от любого толчка.
Мрачный колорит — в картинах преобладает черное, темно-коричневое или густо-вишневое, зеленое — нагнетает предгрозовую атмосферу полотен. Широкая, пластическая лепка объемов с помощью «грубых» пятен и «грязных» красок отвечает напряженности и остроте мировосприятия Мыслбека.
Мыслбек глубже всех своих современников понимал живописный стиль К. Пуркине. Он многому научился у великих испанских художников. Немало дал ему и импрессионизм, сторонником которого художник был в юности. Реалистическое мастерство Мыслбека отвечает глубокой правде его образов.
Мыслбек явился провозвестником и предшественником целого направления в прогрессивной чешской культуре межвоенного двадцатилетия, так называемого «социального искусства».
Его представители сделали следующий шаг в раскрытии образа пролетария, показав рабочего поднимающимся на борьбу и способным к классовому единению. Последовательный сторонник реализма, Мыслбек предвосхитил и сам экспрессивный метод изображения рабочих.
Острая деформация натуры во имя большей образной выразительности стала широко использоваться некоторыми живописцами и графиками «социального искусства».

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +