Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Чехословакия. Часть 13-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


1848 г. стал решающим рубежом в экономическом и политическом развитии и обусловил подъем культуры.
В период надежд, пробудившихся под воздействием революционных событий, кристаллизуется целенаправленная программа чешского национального искусства (отчасти подготовленная статьями Людвика Риттера из Риттерсберка).
Стремления к демократизации общественной жизни привели к возникновению Общества художников (Еднота витварных умелцу), которое под председательством художника Й. В. Геллиха выступило против феодальной опеки над культурой.
Характерно, что деятели чешского искусства во главе с Йозефом Манесом, талант которого быстро крепнет, были близки к радикальным демократам, выступавшим в организации «Славянская липа».
Идейная программа чешского искусства, вбирая в себя все положительное из накопленного в предшествующие годы, реализуется в совершенных произведениях, составляющих одно из важнейших звеньев классического наследия.
В соответствии с пониманием чешской истории складывался образ легендарных героев древности в иллюстрациях Карела Свободы (1824—1870) и в особенности Йозефа Манеса (1820—1871) к «Краледворской» и «Зеленогорской» рукописям. На первый план выступает, однако, революционная идея гуситства, ириобретающая значение символа национальных надежд, стремлений, призывов эпохи.
Об этом можно судить по рисункам и ксилографиям Манеса, у которого сцены рождения и смерти Яна Жижки приобретают героическое звучание, по картинам Ярослава Чермака (1830—1878), монументальный строй которых вызывает в памяти мужественные и мятежные древние хоралы («Гуситы, защищающие перевал», 1857).
Картина о трагической эпохе в национальной истории («Чехи после битвы на Белой горе», 1854) послужила откликом Чермака на «время заживо погребенных».
В скульптуре этот романтический порыв отразился также в фигурах гуситских предводителей Яна Жижки и Прокопа Голого, вырубленных в 1845 г. молодым Вацлавом Левым (1820—1870) в песчаниковых скалах в лесу близ Либехова.
Образ чешской природы конкретизируется в реально увиденных пейзажах, вершиной которых являются солнечные, мелодичные по живописи виды Й. Манеса, изображающие окрестности горы Ржип, значительны также монументальные картины среднечешской равнины Адольфа Косарека (1830—1859).
Отношение к природе Б. Сметаны в его польках и симфонической поэме «Моя родина» сродни пейзажным образцам этих художников.
Однако идейно-художественные стремления эпохи получают наивысшее воплощение в рисунках и картинах, созданных на основе глубокого постижения народной жизни и предвидения исторической роли народа.
Путешествуя по Моравии и Словакии (в 1849—1850 и особенно в 1854 г.), Йозеф Манес пишет лирические, совсем прозрачные акварельные этюды, создающие героизированное и поэтическое представление о народе, отлившееся в окончательной форме в медальонах для курантов Старогородской ратуши в Праге (1865—1866) на тему двенадцати месяцев.
Картины «бельгийского» и «французского» периодов творчества Ярослава Чермака провозглашают идею солидарности с национально-освободительной борьбой южных славян и доводят идею мятежа и борьбы до сознания тех, кто еще пребывал в пассивности.
С развитием реализма в историю и искусство решительно и уверенно входит герой труда, которому принадлежит будущее. В 1860 г. Карел Пуркине в картине «Кузнец-политик» («Портрет кузнеца Еха») создает монументальный портрет, по идейному смыслу и значению аналогичный произведениям Курбе.
Собеслав Пинкас, несколько лет проведя в Париже, пишет в 1858 г. строительных рабочих на Монмартре — трезво и сурово увиденную сцену, в которой он поднимается до уровня героизации тяжелого труда и явно заостряет ее социальное звучание.
Так в органическом единстве и связи романтического, поэтического пафоса искусства Йозефа Манеса и реалистических картин Карела Пуркине (пристальность и проницательность взгляда которого характеризуют разнообразные натюрморты) осуществляется великолепный творческий синтез.
Благодаря этому синтезу в чешскую культуру отныне и навсегда входят представления о типах и событиях, пейзажах и мире вещей, передаваемые в основе своей из поколения в поколение.
В Словакии 40-е годы также являются периодом активного подъема национального движения, которому полностью подчиняется формирование идейной программы культуры, в том числе и изобразительного искусства. В благоприятных условиях оно не отстает от литературы, становясь действительно словацким по духу и форме.
В это время роль инициаторов выпала на долю словацких художников, учившихся в Академии художеств в Праге и находивших источники вдохновения в чешской идейно-художественной жизни.
Это были Франтишек Миробог Белопотоцкий (1819 — после 1848) и Йозеф Божетех Клеменс (1817—1883). Последний в своих портретах (Ф. Я. Рубеш, Й. В. Фрич, М. М. Годжа и др.) достиг такого живописного совершенства, что в пору романтизма он в известном смысле опередил чешских мастеров.
Несмотря на частые перерывы в творчестве и годы молчания, что было вызвано как неблагоприятными для словацкой жизни внешними обстоятельствами, так и самой неровной судьбой художника, Й. Б. Клеменс не утерял связи с словацкими национальными интересами, которые сливались воедино с поисками социального прогресса.
Об этом свидетельствуют поздние портреты ведущих представителей общественной и культурной жизни (Л. Штур, А. Сладкович и др.).
Несколько более молодой Петер Михал Богунь (1822—1879), художник лирического склада, начинал творческий путь как портретист, находясь под влиянием Цауцика.
Для развития словацкого искусства имеет решающее значение его цикл народных костюмов (преимущественно родного для художника края около Оравы и Липтова), изданный в Праге в литографиях в 1846—1847 гг.
Тонкий и певучий рисунок, слегка подцвеченный, содержит долю идеализации в духе романтической эстетики; в изображении стройных мужчин и прелестных женщин обретает символическое звучание убежденная вера и историческая надежда, возлагаемые на словацкий народ.
П. М. Богунь принял живейшее участие в общественном движении, взволновавшем в 1848 г. словацкую жизнь. Об этом свидетельствует незаконченная картина «Собрание словацкого народа» (1848—1849) — первое произведение национального изобразительного искусства, в котором художник совершенно сознательно выразил свои взгляды на современные ему события «Портрет Яна Францисци-добровольца» (участника восстания 1849—1850 гг.) также является историческим документом, повествующим об источниках вдохновения художника и его программном призыве; о том же говорит и изображение военного лагеря у подножья Высоких Татр, являвшихся для поколения Штура своеобразным символом национального бытия.
В портрете 50—60-х годов Богунь шел от бидермейера к реалистическому способу типизации образов представителей молодого буржуазного общества («Мельник Я. Годжа», «Госпожа Давидова») или к заострению личной, нередко трагической судьбы словацких общественных деятелей (М. М. Годжа).
В начале 60-х годов П. М. Богунь участвовал во всех важных мероприятиях, связанных с возникавшими вновь, но быстро угасшими надеждами на обновление национальной и культурной жизни. Однако способности и замыслы обоих создателей словацкой живописи нового времени — Клеменса и Богуня — не смогли получить полного развития.
Не находя возможностей для творчества на роддне, они некоторое время работали за пределами Словакии (Клеменс в Белграде, Богунь в австрийской Галиции).
Главные интересы чешской художественной культуры 70—80-х годов определялись строительством и оформлением Национального театра в Праге.
Это начинание объединило живописцев и скульпторов, впервые вступающих в историю чешского искусства как поколение художников, осознавших общие задачи, но отличающихся друг от друга по взглядам.
Идеи национально-освободительной борьбы, изменившиеся в новой исторической ситуации, вдохновляли художников, победивших в конкурсе на оформление Национального театра (Миколаш Алеш, Франтишек Женишек, Йозеф Тулка). Большую роль начинает играть художественная критика (М. Тырш, Я. Неруда, К. Пуркине).
Историко-патриотические взгляды Йозефа Манеса и его соратников получают развитие в творчестве «поколения Национального театра», но в соответствии с требованиями нового времени теперь выделяются мотивы героизма и народности.
Особые заслуги принадлежат в этом смысле Миколашу Алешу (1852—1913), который видит героев чешской мифологии, а также гуситских гетманов и воинов как простых и трудовых людей своего времени.
Кроме того круг его интересов пополняется благодаря постоянному обращению к истории славянских наций, особенно часто к России, с прославлением ее прошлого или в предвосхищении будущего.
Напротив, историческая живопись, представленная Вацлавом Брожиком (1851—1901), обнаруживает явную склонность к пышности, при этом театральность жестов и нарядность костюмов иногда как бы заслоняет внутренний смысл событий. Впервые в развитии чешской культуры участвует как важнейший компонент скульптура, представленная Й. В. Мыслбеком (1848—1922).
В его творчестве мы находим монументализацию древних преданий и легенд, относящихся к таким героям, как Либуша, Пршемысл и их дружины или героический образ Яна Жижки — во впечатляющем синтезе романтического пафоса и реалистической объективности.
Развитие пейзажной живописи протекает по двум руслам. В настенных росписях королевской ложи Национального театра Юлиус Маржак (1832—1899) монументализировал пейзажи, воспетые мифами или историей, и исполнил их в созвучии довольно темных мрачноватых холодных тонов («Вышеград», «Бланик», «Ржип»).
В скромных видах каменистых косогоров Чешско-Моравской возвышенности или глади прудов южной Чехии Антонин Хитусси (1847—1891) передавал свое восприятие природы, окутанной спокойным светом и серебристо-серой атмосферой — восприятие, отличающееся конкретностью и лиризмом.
Портрет отступает на второй план и становится скорее официальным искусством, которому свойственны черты объективизации психологии у Войтеха Гинайса (1854—1925), отчасти у Франтишека Женишека (1849—1916).
Только в скульптурных портретах выдающихся деятелей чешской культуры (Б. Сметаны, Й. И. Колара) Мыслбека крепкая конструкция объемов и психологическая характеристика находят новаторское пластическое решение и звучание.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +