1848 г. стал решающим рубежом в экономическом и политическом развитии и обусловил подъем культуры.
В период надежд, пробудившихся под воздействием революционных событий, кристаллизуется целенаправленная программа чешского национального искусства (отчасти подготовленная статьями Людвика Риттера из Риттерсберка). Стремления к демократизации общественной жизни привели к возникновению Общества художников (Еднота витварных умелцу), которое под председательством художника Й. В. Геллиха выступило против феодальной опеки над культурой. Характерно, что деятели чешского искусства во главе с Йозефом Манесом, талант которого быстро крепнет, были близки к радикальным демократам, выступавшим в организации «Славянская липа». Идейная программа чешского искусства, вбирая в себя все положительное из накопленного в предшествующие годы, реализуется в совершенных произведениях, составляющих одно из важнейших звеньев классического наследия.
В соответствии с пониманием чешской истории складывался образ легендарных героев древности в иллюстрациях Карела Свободы (1824—1870) и в особенности Йозефа Манеса (1820—1871) к «Краледворской» и «Зеленогорской» рукописям. На первый план выступает, однако, революционная идея гуситства, ириобретающая значение символа национальных надежд, стремлений, призывов эпохи. Об этом можно судить по рисункам и ксилографиям Манеса, у которого сцены рождения и смерти Яна Жижки приобретают героическое звучание, по картинам Ярослава Чермака (1830—1878), монументальный строй которых вызывает в памяти мужественные и мятежные древние хоралы («Гуситы, защищающие перевал», 1857). Картина о трагической эпохе в национальной истории («Чехи после битвы на Белой горе», 1854) послужила откликом Чермака на «время заживо погребенных». В скульптуре этот романтический порыв отразился также в фигурах гуситских предводителей Яна Жижки и Прокопа Голого, вырубленных в 1845 г. молодым Вацлавом Левым (1820—1870) в песчаниковых скалах в лесу близ Либехова.
Образ чешской природы конкретизируется в реально увиденных пейзажах, вершиной которых являются солнечные, мелодичные по живописи виды Й. Манеса, изображающие окрестности горы Ржип, значительны также монументальные картины среднечешской равнины Адольфа Косарека (1830—1859). Отношение к природе Б. Сметаны в его польках и симфонической поэме «Моя родина» сродни пейзажным образцам этих художников.
Однако идейно-художественные стремления эпохи получают наивысшее воплощение в рисунках и картинах, созданных на основе глубокого постижения народной жизни и предвидения исторической роли народа. Путешествуя по Моравии и Словакии (в 1849—1850 и особенно в 1854 г.), Йозеф Манес пишет лирические, совсем прозрачные акварельные этюды, создающие героизированное и поэтическое представление о народе, отлившееся в окончательной форме в медальонах для курантов Старогородской ратуши в Праге (1865—1866) на тему двенадцати месяцев. Картины «бельгийского» и «французского» периодов творчества Ярослава Чермака провозглашают идею солидарности с национально-освободительной борьбой южных славян и доводят идею мятежа и борьбы до сознания тех, кто еще пребывал в пассивности. С развитием реализма в историю и искусство решительно и уверенно входит герой труда, которому принадлежит будущее. В 1860 г. Карел Пуркине в картине «Кузнец-политик» («Портрет кузнеца Еха») создает монументальный портрет, по идейному смыслу и значению аналогичный произведениям Курбе. Собеслав Пинкас, несколько лет проведя в Париже, пишет в 1858 г. строительных рабочих на Монмартре — трезво и сурово увиденную сцену, в которой он поднимается до уровня героизации тяжелого труда и явно заостряет ее социальное звучание.
Так в органическом единстве и связи романтического, поэтического пафоса искусства Йозефа Манеса и реалистических картин Карела Пуркине (пристальность и проницательность взгляда которого характеризуют разнообразные натюрморты) осуществляется великолепный творческий синтез. Благодаря этому синтезу в чешскую культуру отныне и навсегда входят представления о типах и событиях, пейзажах и мире вещей, передаваемые в основе своей из поколения в поколение.
В Словакии 40-е годы также являются периодом активного подъема национального движения, которому полностью подчиняется формирование идейной программы культуры, в том числе и изобразительного искусства. В благоприятных условиях оно не отстает от литературы, становясь действительно словацким по духу и форме.
В это время роль инициаторов выпала на долю словацких художников, учившихся в Академии художеств в Праге и находивших источники вдохновения в чешской идейно-художественной жизни. Это были Франтишек Миробог Белопотоцкий (1819 — после 1848) и Йозеф Божетех Клеменс (1817—1883). Последний в своих портретах (Ф. Я. Рубеш, Й. В. Фрич, М. М. Годжа и др.) достиг такого живописного совершенства, что в пору романтизма он в известном смысле опередил чешских мастеров. Несмотря на частые перерывы в творчестве и годы молчания, что было вызвано как неблагоприятными для словацкой жизни внешними обстоятельствами, так и самой неровной судьбой художника, Й. Б. Клеменс не утерял связи с словацкими национальными интересами, которые сливались воедино с поисками социального прогресса. Об этом свидетельствуют поздние портреты ведущих представителей общественной и культурной жизни (Л. Штур, А. Сладкович и др.).
Несколько более молодой Петер Михал Богунь (1822—1879), художник лирического склада, начинал творческий путь как портретист, находясь под влиянием Цауцика. Для развития словацкого искусства имеет решающее значение его цикл народных костюмов (преимущественно родного для художника края около Оравы и Липтова), изданный в Праге в литографиях в 1846—1847 гг. Тонкий и певучий рисунок, слегка подцвеченный, содержит долю идеализации в духе романтической эстетики; в изображении стройных мужчин и прелестных женщин обретает символическое звучание убежденная вера и историческая надежда, возлагаемые на словацкий народ.
П. М. Богунь принял живейшее участие в общественном движении, взволновавшем в 1848 г. словацкую жизнь. Об этом свидетельствует незаконченная картина «Собрание словацкого народа» (1848—1849) — первое произведение национального изобразительного искусства, в котором художник совершенно сознательно выразил свои взгляды на современные ему события «Портрет Яна Францисци-добровольца» (участника восстания 1849—1850 гг.) также является историческим документом, повествующим об источниках вдохновения художника и его программном призыве; о том же говорит и изображение военного лагеря у подножья Высоких Татр, являвшихся для поколения Штура своеобразным символом национального бытия. В портрете 50—60-х годов Богунь шел от бидермейера к реалистическому способу типизации образов представителей молодого буржуазного общества («Мельник Я. Годжа», «Госпожа Давидова») или к заострению личной, нередко трагической судьбы словацких общественных деятелей (М. М. Годжа).
В начале 60-х годов П. М. Богунь участвовал во всех важных мероприятиях, связанных с возникавшими вновь, но быстро угасшими надеждами на обновление национальной и культурной жизни. Однако способности и замыслы обоих создателей словацкой живописи нового времени — Клеменса и Богуня — не смогли получить полного развития.
Не находя возможностей для творчества на роддне, они некоторое время работали за пределами Словакии (Клеменс в Белграде, Богунь в австрийской Галиции).
Главные интересы чешской художественной культуры 70—80-х годов определялись строительством и оформлением Национального театра в Праге. Это начинание объединило живописцев и скульпторов, впервые вступающих в историю чешского искусства как поколение художников, осознавших общие задачи, но отличающихся друг от друга по взглядам. Идеи национально-освободительной борьбы, изменившиеся в новой исторической ситуации, вдохновляли художников, победивших в конкурсе на оформление Национального театра (Миколаш Алеш, Франтишек Женишек, Йозеф Тулка). Большую роль начинает играть художественная критика (М. Тырш, Я. Неруда, К. Пуркине).
Историко-патриотические взгляды Йозефа Манеса и его соратников получают развитие в творчестве «поколения Национального театра», но в соответствии с требованиями нового времени теперь выделяются мотивы героизма и народности. Особые заслуги принадлежат в этом смысле Миколашу Алешу (1852—1913), который видит героев чешской мифологии, а также гуситских гетманов и воинов как простых и трудовых людей своего времени. Кроме того круг его интересов пополняется благодаря постоянному обращению к истории славянских наций, особенно часто к России, с прославлением ее прошлого или в предвосхищении будущего. Напротив, историческая живопись, представленная Вацлавом Брожиком (1851—1901), обнаруживает явную склонность к пышности, при этом театральность жестов и нарядность костюмов иногда как бы заслоняет внутренний смысл событий. Впервые в развитии чешской культуры участвует как важнейший компонент скульптура, представленная Й. В. Мыслбеком (1848—1922). В его творчестве мы находим монументализацию древних преданий и легенд, относящихся к таким героям, как Либуша, Пршемысл и их дружины или героический образ Яна Жижки — во впечатляющем синтезе романтического пафоса и реалистической объективности.
Развитие пейзажной живописи протекает по двум руслам. В настенных росписях королевской ложи Национального театра Юлиус Маржак (1832—1899) монументализировал пейзажи, воспетые мифами или историей, и исполнил их в созвучии довольно темных мрачноватых холодных тонов («Вышеград», «Бланик», «Ржип»). В скромных видах каменистых косогоров Чешско-Моравской возвышенности или глади прудов южной Чехии Антонин Хитусси (1847—1891) передавал свое восприятие природы, окутанной спокойным светом и серебристо-серой атмосферой — восприятие, отличающееся конкретностью и лиризмом.
Портрет отступает на второй план и становится скорее официальным искусством, которому свойственны черты объективизации психологии у Войтеха Гинайса (1854—1925), отчасти у Франтишека Женишека (1849—1916). Только в скульптурных портретах выдающихся деятелей чешской культуры (Б. Сметаны, Й. И. Колара) Мыслбека крепкая конструкция объемов и психологическая характеристика находят новаторское пластическое решение и звучание.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.