Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Чехословакия. Часть 12-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Важную роль в социальном и художественном просвещении рабочих масс Словакии сыграли хоровые кружки. Первые рабочие хоры на территории Словакии — и это опять характерно для тогдашней ситуации — были смешанными по составу: в них входили немецкие, венгерские и словацкие рабочие.
Создавались они, как и чешские, при культурно-просветительных, а затем социал-демократических организациях. Одним из самых прогрессивных был хоровой кружок при братиславском просветительном союзе «Вперед» (1869).
В 1893 г. группа наиболее радикальных участников его концертной секции (так именовал себя хоровой кружок) предложила организовать самостоятельный рабочий хор. Так возникла «Свободная песня» — мужской хор, ядро которого составляли рабочие-металлисты, самая сознательная и передовая часть братиславского пролетариата.
«Свободная песня» сразу же зарекомендовала себя как истинно рабочий коллектив (репертуар, участие в рабочих мероприятиях). Особенно возросло значение хора после 1894 г., когда указом правительства были распущены профсоюзы и «Свободная песня» стала «проводником прогрессивных идей в среде братиславских рабочих».
В репертуар хора входили популярные австрийские и немецкие песни (Шоя, Брауна, Блобнера, Утмана) и интернациональные гимны («Марсельеза», «Красное знамя»).
Прогрессиййую миссию в рабочем движений выполйял Й хоровой кружок при будапештском «Всеобщем рабочем союзе» (1873). Четкую направленность приобрела деятельность хора с 1912 г., когда он поставил задачу «своим пением способствовать рождению новой, социалистической формы общества».
Оживление политической и организационной жизни рабочего класса Словакии в начале XX в. явилось стимулом и для возникновения новых культурно-просветительных организаций, в том числе хоровых. Первым стал хоровой кружок, созданный участниками словацкого отделения союза «Вперед» (1906). Кроме народных и «будительских» песен, члены кружка пели хоры Лайхнера «Мы не одни», «Рабочая песня» и др.
Спустя три года (1909) были основаны хоры в Липтовском Микулаше и в Мартине. Накануне первой мировой войны в программах мартинского хора были, наряду с «Песней труда», «Интернационалом», «Красным знаменем» и «Марсельезой», «Марш социалистов» Брауна, «Рабочий привет» Блобнера и другие популярные песни, четырехголосные обработки которых для хора делал руководитель кружка К. Новак.
Мартинский хор принимал деятельное участие в рабочих сходках, вечеринках, выездах за город. Сильное впечатление производило пение хора на рабочих похоронах; в последний путь скончавшегося товарища провожали обычно песней «Товарищ наш, ты покоишься в темном гробу» (вариант «Песни над гробом друга» Главачека; нотный материал не найден).
Песня эта, посвященная памяти известного социал-демократического деятеля Й. Шаллингера (как предполагают историки, отравленного в 1883 г. в брненской тюрьме), воспринималась как протест против социальной несправедливости и жестокости тогдашних властей.
В Липтовском Микулаше хор создали рабочие-кожевники, отличавшиеся классовой сознательностью и организованностью. Объединившись с рабочими других профессий, они образовали большой (из 400 человек) хоровой коллектив, способный исполнять крупные музыкальные произведения (в 1912 г., например, участники хора спели хоровое сочинение «Надежда на свободу»).
К числу передовых словацкие исследователи относят также рабочие хоры в Зволене, хор «Типография» в Братиславе, хоры в Тисовце, Кромпахах и др.
Высшего расцвета деятельность рабочих хоров достигла в 1910—1914 гг. — в период нового подъема рабочего движения, когда трудящимся удалось многого добиться в сражениях с капиталом (восьмичасового рабочего дня, всеобщего избирательного права и т. п.).
Кульминационной точкой в развитии хорового движения стали первомайские демонстрации 1913 и 1914 гг. и торжества в честь Петёфи. Последние, имевшие важное политическое значение, состоялись 15 марта 1914 г. у памятника венгерскому поэту в Братиславе.
Для участия в торжествах объединились все братиславские рабочие хоры. Воздав в лице поэта-революционера почести всем борцам за свободу народа, рабочий класс Братиславы продемонстрировал единство, сплоченность и классовую солидарность и тем самым нарушил планы венгерской буржуазии, намеревавшейся использовать этот день для разжигания национальной розни.
На празднестве прозвучали популярные хоровые сочинения Цёльнера, Утмана, Кафки, Отто.
Успех манифестации у памятника Петефи воодушевил и сблизил членов хоровых кружков. Было решено провести в августе 1914 г. съезд всех рабочих хоров Австро-Венгрии, который стал бы самым представительным смотром рабочего хорового движения в стране. Осуществить это намерение помешала война.
В годы войны деятельность почти всех рабочих хоров как в Словакии, так и в Чехии была прервана. Однако рабочая песня не умолкала: она звучала (теперь чаще в одноголосном изложении) на рабочих сходках и вечеринках.
В новую фазу развития песенное творчество рабочего класса Чехословакии вступило после 1918 г. Характерная черта этого периода — более тесные контакты рабочей песни (прежде всего чешской) с массовой политической песней, в создании которой активное участие приняли профессиональные поэты и композиторы, и укрепившиеся связи с деятельностью Коммунистической партии Чехословакии.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Чехословацкие эстетики-марксисты и все прогрессивно настроенные историки искусства неоднократно отмечали, что чешская и словацкая культура формировалась в активной связи с общественно-политической борьбой своего времени, с идейно-образным мышлением широких народных масс, и потому социалистическое искусство опиралось в своем развитии на ее лучшие достижения.
Особенно глубоко эти положения разрабатывал и обосновывал Зденек Неедлы, обобщивший опыт передовой эстетической мысли в книге «Коммунисты — наследники великих традиций чешского народа» (1946).
Он наметил перспективы дальнейшего развития марксистских эстетических взглядов в условиях строительства новой общественно-политической системы в освобожденной Чехословакии.
Одной из особенностей сложения основ социалистического искусства в Чехословакии было то, что путь развития ведущих представителей изобразительного искусства был всегда программно или непроизвольно связан с идеями литературы своего времени.
Литература стала подлинным оружием в борьбе за национальное освобождение начиная с рубежа XVIII—XIX вв. Первый период развития искусства нового времени начинается в 80-е годы XVIII в.
Он включает в себя такую веху, как 1830 г., события которого оказали, хотя и не прямое, но решающее влияние на Чехию и Словакию, и завершается эпохой художественного подъема кануна революции 1848 г.
Единой целью, вокруг которой чешская буржуазия попыталась сплотить нацию, стала широкая программа национального возрождения, не обладавшая в то время ярко выраженным социальным характером. В чешской живописи и графике определяются известные идеи и темы, которые будут характеризовать основную направленность художественного развития вплоть до конца XIX в.
Среди этих идей и тем необходимо выделить следующие:
1. Осознание великого прошлого нации по контрасту с тем положением, в котором находились чешские земли в австрийской монархии, пробуждает интерес к чешской истории.
Первое обращение к исторической теме в изобразительном искусстве — цикл офортов Людвика Коля (1776—1821) — обусловлено отчасти развитием просветительской науки того времени — истории, краеведения, филологии.
В серии литографий «Чешская история в картинах», в создании которых, начиная с 1820 г., принимал участие ряд художников классицизма и ампира, появляются иногда интонации личной сопричастности художника с происходящим в духе романтизма.
Внимание сосредоточивается на мифологии или на славе королевской Чехии. Интерес к революционной эпохе гуситства наталкивается на жестокие препоны реакционной цензуры.
2. Чешский пейзаж, выражающий патриотические чувства, проходит в своем развитии путь от описательных ведут к классицистическим полотнам Карела Постла (1774—1818).
Художник и преподаватель, он утвердил традицию, определяющую пейзажную живопись XIX и XX вв. вплоть до наших дней.
Антонину Манесу (1784—1843) удалось выразить в пейзажах глубоко личное отношение к родной земле, воплотить романтические порывы своей эпохи, которые мужают и крепнут с вызреванием революционной ситуации («Кокоржин», 1839) и чутко постигать проблемы свето-воздушного построения картины.
3. Осознание возрастающего общественного значения национальной буржуазии определяет широкий интерес художников к искусству портрета.
Это сказалось в картинах Франтишека Ткад-лика (1786—1840), вошедшего в историю чешского искусства своими гармонически уравновешенными композициями и педагогической деятельностью, и Антонина Махека (1775—1844), наделенного зорким пристальным глазом, чувством крепкой формы, цельной композиции и сдержанного колорита; в ампирное спокойствие его полотен иногда проникают романтически взволнованные ноты.
Кроме картин, дающих типизированное представление о различных слоях чешского общества того времени (мельниках, пивоварах, пражских и сельских ремесленниках), Махек создал цикл портретов ведущих деятелей культурной жизни: ученых, писателей, музыкантов, художников.
4. Крестьянская тема, определявшая основное содержание литературы национального Возрождения, развивается в изобразительном искусстве слабо, лишь в отдельных этюдах этнографического характера.
Только в 1846 г. Йозеф Манес, предприняв путешествие по Силезии и Гане, ставит изучение народной жизни в тесную связь с утверждением национальных идеалов, обретая в это время основу для дальнейших успехов.
О том, в сколь сложные взаимодействия вступают различные стилистические течения, лучше всего судить на примере Йозефа Навратила (1798—1865), прекрасного колориста, пейзажи, бытовые композиции и натюрморты которого определяют путь развития чешского изобразительного искусства на уровне актуальных проблем европейской живописи.
Внешние и внутренние условия развития искусства в Словакии были совершенно иными, чем в Чехии, где и при суровом австрийском централизме жило сознание некогда существовавшей самостоятельности, поддерживаемое богатым наследием культурных традиций.
Напротив, история Словакии в течение длительного периода как бы терялась в истории «венгерской коронной земли». В Словакии не было ни благоприятной культурной среды, ни необходимой материальной базы для развития изобразительного искусства, поэтому ряд подававших надежды талантов затерялся в Вене и Пеште.
Первый период — от 80-х годов XVIII в. до начала 40-х годов XIX в.— определяется постепенным переходом от просветительских идей к романтизму.
Национальные устремления возглавляла литература, но изобразительное искусство оставалось вне рамок скромно развивавшейся национальной словацкой жизни (хотя один из просветителей, Ян Коллар, уделял ему внимание).
В живописи и графике Словакии естественно находят отражение многие тенденции среднеевропейских школ, при этом они нередко соединяются эклектически.
Получают развитие портрет, прямо обусловленный общественными потребностями, пейзаж, бытовой жанр (с уклоном в этнографию), но отсутствует историческая и монументальная живопись, обычно в ту эпоху наиболее активно воплощавшая национальные идеалы.
Поскольку в Словакии не существовало естественного центра национальной жизни, развитие изобразительного искусства определялось несколькими региональными школами (Братислава, Прешов, Левоча), в которых творческая деятельность художников часто дополнялась преподавательской.
Самое большое значение для словацкого искусства имели культурные традиции Спиши, развивавшиеся в особенности благодаря Йозефу Цауцику (1780—1857), который в своих гармонически построенных портретах и пейзажах свел воедино поиски, характерные для его времени (от ампирной вещественности через эмоциональность романтизма к грани реализма).
Традиция спишской живописи — наиболее зрелая среди местных школ — оказала влияние на развитие всего словацкого изобразительного искусства.
Наряду с профессиональным искусством, разобщенным территориально и индифферентным идеологически, в Словакии очень большую роль играло народное творчество, образующее в течение XVIII—XIX вв. своеобразное и цельное явление.
В его самобытной цветовой и композиционной структуре нашли отражение народные чаяния и представления, в особенности мотив протеста и борьбы, ярко воплотившийся в образе Яношика и его дружины.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +