Развитие профессионального национального искусства в Словакии в силу специфических политических и экономических условий было надолго задержано. Предпосылки для создания национальной музыкальной культуры возникли лишь в начале XIX в. в период «будительского» движения, именуемого также национальным Возрождением. Музыка была тогда поставлена целиком на службу идеям «будительского» движения: ее первой и главной задачей являлось воспитание национального самосознания и патриотических чувств. В центре внимания «будителей» находилась народная песня — в ней видели ярчайшее воплощение духа народа. Огромное значение придавалось также массовой песне (spolecenska piesen), которая отличалась жанровым многообразием (революционные и патриотические гимны, песни-баллады, солдатские, студенческие и др.). В поэтическом строе массовая песня нередко была связана с творчеством Л. Штура, а по выразительным средствам представляла собой сложный «сплав» элементов, заимствованных из словацкого фольклора и революционных песен — польских, чешских, немецких, венгерских. К числу самых популярных принадлежали «Гей, словаки» на текст С. Томашика (пелась на мелодию польского гимна «Еще Польша не погибла») и «Над Татрами молния сверкает» (на мотив словацкой народной песни «Копала я колодец»). Большой любовью пользовались также песни, возникшие в дни революции 1848—1849 гг.: «Вперед, татранские богатыри», «Бьет колокол свободы», «Кто за правду горит» и др. В 60-е годы широкому
---------------------------
Разбойник в народном творчестве, а нередко и в литературе — защитник прав бедного люда, человек, который, выражаясь словами И. Ольбрахта, автора романа «Никола Шугай — разбойник», «отнимал у богатых и отдавал бедным и никого не убивал, кроме как для самозащиты или ради справедливой мести». Такие разбойники были окружены любовью и уважением народа, о них слагали песни. Особенно много песен возникло о любимом словацком разбойнике Юро Яношике, руководителе крестьянского восстания начала XVIII в. Яношиковская традиция как выражение несломленного веками гнета вольнолюбивого духа народа жила и в народной музыке, и в профессиональном творчестве («Разбойничья сонатина» В. Новака, кантата «Свадьба Яношика» Я. Л. Беллы, опера «Яношик» К. Хабы и др.).
---------------------------
распространению массовых патриотических песен способствовало издание песенников («Букет национальных словацких песен» М. Храстека, «Словацкий массовый песенник» А. Г. Крчмерого и т. п.).
Беда словацких деятелей «будительской» эпохи заключалась в том, что те, кто ратовал за национальное музыкальное искусство, не были, как правило, музыкантами, а композиторы не могли освободиться от оков дилетантизма, не обладали широтой кругозора. Тем не менее их повседневная самоотверженная музыкально-просветительская и воспитательная работа заложила фундамент национальной музыкальной культуры. Поэтому нельзя не вспомнить таких композиторов, как М. Лацьяк, создавший в числе других произведений смешанный хор на текст А. Сладковича «Не хулите мой народ»; А. Г. Крчмерого, автора патриотической песни «Гой же, боже» на слова Сладковича; Л. Вансу, музыканта своеобразного таланта, перу которого принадлежат лучшие песни Возрождения, в частности «Песни татранских соколов», посвященные героям революции 1848 г., и др.
Первое поколение словацких композиторов, ставших основоположниками национального музыкального искусства, начинало свой жизненный и творческий путь в условиях жестокого социального и национального гнета. Их начальные шаги на композиторском и общественно-музыкальном поприще были определены служением словацкому обществу, идеям «будительского» движения. Но в отличие от композиторов предшествующего периода они получили специальное музыкальное образование и обладали более яркими творческими индивидуальностями. Это — Я. Л. Белла, М. Мойзес, В. Фигуш-Быстрый, М. Шнайдер-Трнавский. Их творчество, охватывающее разные жанры, достигло расцвета уже после первой мировой войны.
Таким образом, истоки социалистического музыкального искусства Словакии до 1918 г. были связаны, во-первых, с глубоким изучением отечественного фольклора, а во-вторых, с первыми опытами создания национальных произведений. При этом многие сочинения словацких композиторов старшего поколения базировались на освоении достижений профессиональной европейской (и в частности, чешской) музыки и на пока еще осторожной разработке народной песенности и танцевальности.
Словацкая рабочая песня зародилась на грани XIX и XX вв. До тех пор существенную часть духовной пищи словацкого пролетариата составляли народные и «будительские» песни (преимущественно с социальной и патриотической тематикой) и переводы чешских и зарубежных революционных и рабочих песен. Из песенного фонда «будительского» периода неизменной симпатией у рабочих пользовались «Кто за правду горит» и «К оружию, славяне» на слова К. Кузманого, «Боже мой, отче мой» на стихи Л. Штура, «Братислава, Братислава» на текст Ю. Буллы, из народных — «Я пастух очень старый» и «Вставай, Гонза». Среди интернациональных песен почетное место занимали «Марсельеза», «Красное знамя», «Интернационал» (популярны были и некоторые венгерские пролетарские песни). Первый перевод «Марсельезы» («Вставай, народ удалой») сделал Й. Хайноци (1794, на 50 лет раньше, чем в Чехии). Из позднейших многочисленных переводов французского гимна выделяется обработка К. Коншела «Гори, словак, гори в борьбе», содержащая типичное для словацкой рабочей песенности соединение мотивов социального и национального протеста.
Духом отпора угнетателям и одновременно непреклонной верой в силы рабочего класса проникнут другой вольный перевод «Марсельезы» — «Не смеют нас уничтожить богачи» Гвиздака, помещенный в сборнике «Рабочие песни» («Robotnlcke piesne», Praha, 1911) — первом издании рабочих и революционных песен на словацком языке.
С «Интернационалом» в словацком переводе рабочие познакомились в 1906 г. (опубликован в газете «Словенске роботницке новины»).
Словацкой рабочей песне свойственны многие черты, роднящие ее с творчеством чешского пролетариата и пролетариата других стран: политическая актуальность, интернациональный дух, тематическое и жанровое богатство, наконец переинтонирование мелодий своих и инонациональных песен. Есть в ней и свои специфические особенности. Так, существенное место в словацкой песне занимает тема национального освобождения, приобретшая в силу особых политических условий (двойной гнет — австрийский и венгерский) большую остроту и в общественной жизни, и в искусстве. Правда, благодаря четкой классовой направленности, отличавшей словацкую рабочую песню с первых шагов ее развития, национальная проблема не заслоняла в ней мыслей об интернациональном долге пролетария.
Другой своеобразной чертой словацкого рабочего фольклора является наличие в нем довольно большого количества песен эмигрантской тематики. Причина тому — тяжелое положение трудящихся Словакии, вынужденных искать заработка за границей, чаще всего в Америке. Память об этом сохранилась в песнях «Моя жена дома, а я в Америке», «Все в Америке уголь копают», «Эй, боже мой, что той Америке», «Песня эмигранта» Подлучинского. Музыкальную основу их составляли либо напевы печальных народных песен, либо мелодии, выдержанные в духе фольклорных. Такова, например, мелодия неизвестного автора, на которую пели «Эй, боже мой, что той Америке». В этой импровизационно изложенной мелодии повествовательные мотивы сочетаются с интонациями плача, причитания (в тексте жена оплакивает мужа, погибшего на работах за океаном); ладовый склад ее говорит о близости восточно-словацкому фольклору (увеличенная секунда, соединение натурального и гармонического минора).
Первую зрелую рабочую песню «Свободу обещали, обещание не сдержали» сложил Э. Милый в традициях разбойничьей поэзии (мелодия не сохранилась; опубликована в сб.: Буря. Нью-Йорк, 1891). К числу самых крупных рабочих поэтов относятся А. Гвиздак (Подлучинский) и В. Хлумецкий (Эншпенгер). Лучшие образцы их песенного наследия — «Гори, словак, народ угнетенный» Эншпенгера (1906), «Довольно уж было неволи в венгерском краю» («Предвыборная», 1910, пелась на мелодию «Над Татрами молния сверкает») Подлучинского, «Стоит словак, как скала», или «Словацкий гимн» Эншпенгера (1913, на мотив «Гей, словаки»).
Мечтой о справедливом государстве, в котором исчезнут рабство, непосильный труд и унижение, овеяна песня Эншпенгера «Я хотел бы дожить», бытовавшая с мелодией венгерской песни «Мне нужна такая женщина». Особый интерес представляют песни, возникшие вскоре после Октябрьской революции: таких мгновенных откликов в Чехии найти не удалось. Хронологически первой была сатирическая песня Хлумецкого «Так должно быть», или «Всегда так было на свете» (мелодия неизвестна). В песне, сложенной как бы от лица буржуа, повествуется о справедливом устройстве современного мира, немыслимого без богачей, и о том, что установленный веками порядок могут «испортить» лишь большевики. Вторую песню «Sursum corda» («Вознесемся сердцами») сочинил Й. Скотек (под псевдонимом Рацковский) на фронте в декабре 1917 г. В религиозно-иносказательных образах, избранных в целях маскировки, рассказывает Скотек о пробуждении народа, «готового уничтожить престолы монархов», и призывает восславить «настоящего судью», который «пойдет с народом» (мелодия песни также не сохранилась).
О классовой сознательности словацкого рабочего и близости ему идей социализма свидетельствует, например, песня Хлумецкого «Гром гремит, скалы гудят», или «Переворот 1918» (пелась на мотив «Гей, словаки»). В ней звучат призывы к рабочим всего мира объединиться и уничтожить господство капитала и эксплуатацию в любых ее формах.
В музыкальном отношении словацкая рабочая песня теснее, чем чешская, связана с отечественным крестьянским фольклором (в Словакии, как известно, преобладало сельское население), в частности с песнями социального протеста («Женился Псота»,
«Разбойничья», «Мы бродячие, мы свободные»). Для песен печального характера, наряду с разбойничьими, использовались некоторые близкие по эмоциональному тонусу мелодии русских народных песен, например «Из-за острова», «Эй, ухнем» (об этом пишет в своей неопубликованной работе словацкий ученый Й. Кресанек). Городской фольклор играет здесь менее существенную роль — только некоторые приемы так называемой крамаржской (ярмарочной) песни нашли своеобразное преломление в пародийных жанрах. Рабочие поэты часто обращались к различным видам духовных песен и к молитвам. Кроме парафраз на «Отче наш» излюбленной формой были литании. Они хорошо подходили для сатирических песен, так как благодаря структуре (повторение припева) давали возможность объединить певца-солиста со слушателями. Один из примеров — «Всеобщая литания», или «Чтобы паны фабриканты поделились прибылью с беднотой», певшаяся на рабочих вечеринках (вариант чешской песни, мелодия неизвестна). Солист пел обличительно-сатирические слова куплета, а присутствующие дружно повторяли припев: «Этого еще не бывало» или «Этого еще не случалось». Блестящим примером переосмысления духовной рождественской песни может служить упоминавшаяся «Sursum corda».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.