Долгие годы песни чешского рабочего класса находились на нелегальном положении: они распространялись либо устным путем, либо в рукописях. Впервые в печатном сборнике они появились в 1877 г. в Нью-Йорке («Pisne delnicke»), а в Чехии еще позже — в 1880 г.
В 70—80-е годы XIX в. были созданы классические образцы рабочих песен, вошедшие в золотой фонд национальной культуры: «Поднимайся, народ угнетенный» (1876) и «Почему я социалист?» (1879) Кохмана, «Возмездие» (вторая половина 70-х гг.) и «Тюремная» (1881) Зоулы, «Только вперед» (1879) и «Кто золото добывает» (1887) Пецки, «Песня труда» (1883) Главачека, «Долой тиранов и всех изменников» («Красное знамя», 1891) Б. Крапковой. Из песен Кохмана, по жанру близких много-строфным одам, в практике удержались лишь некоторые наиболее радикальные по содержанию строфы, певшиеся на напевы разных «будительских» и народных песен. Особая политическая злободневность и точность обличительного адреса присущи песне «Почему я социалист?», прожившей долгую жизнь: характерные для нее идейные мотивы и прием социальной антитезы чешские исследователи нашли в одной из песен Сопротивления. Песня Кохмана «Поднимайся, народ угнетенный» интересна с точки зрения музыки. В основе ее лежит начальный мотив из песни Ф. Хайса «Где же я свой плуг поставлю». С новыми словами эта грустная, лирически распевная мелодия зазвучала сурово-сосредоточенно и решительно (имели значение также ритмические нюансы и иная манера исполнения).
Необычайной любовью пользовалась песня Зоулы «Тюремная». Рабочий поэт написал ее в тюрьме, что придало ей особую притягательную силу. Зоула положил стихи на мелодию чешской солдатской песни «Марш, паны музыканты» (вариант немецкой эпической песни «Принц Евгений»). Новый текст придал мелодии решительность и собранность. Романтическому звучанию песни способствовала и трагическая судьба автора: находясь в тюрьме, Зоула заболел туберкулезом и через несколько лет умер в ссылке. Память о песне Зоулы увековечил А. Запотоцкий, взявший строку из «Тюремной» в заглавие своей книги «Встанут новые бойцы». Любили рабочие также песни Пецки «Только вперед» («Природа нам запрещает терпеть голод») и «Кто золото добывает», известные в различных поэтических и музыкальных вариантах. «Кто золото добывает» (вольный перевод песни немецкого анархиста И. Моста) бытовала тоже в разных вариантах {с мелодией измененной австрийской народной песни «В Мантую в оковах») и на протяжении некоторого времени играла роль чешского рабочего гимна.
Австрийскую «Песню труда» Й. Запфа — Й. Шоя чешские социалисты узнали в 1883 г. в тюрьме от немецких товарищей-заключенных; вольный перевод ее сделал Главачек. С «Песней труда» в популярности могли соперничать лишь «Тюремная» и «Красное знамя», завезенное в Чехию польскими студентами. Последняя, как и всюду, пелась на мелодию «Марша фрибуржских стрелков» швейцарского композитора Ж. Фогта. Пение «Красного знамени» жестоко каралось властями (три года тюрьмы строгого режима), так как в тексте звучал открытый призыв к свержению существующего строя. Тем не менее рабочие любили ее петь на сходках, загородных массовках и демонстрациях, особенно в 1905 г. «Красное знамя» звучало и на съезде левого крыла социал-демократической партии в мае 1921 г., где была основана Коммунистическая партия Чехословакии.
В первые годы XX в. чешские рабочие узнали «Интернационал». Известны восемь переводов и около ста публикаций этого гимна. Самый ранний перевод, сделанный А. Мацеком и Й. Скалаком, появился в сборнике «Рабочие песни» (Delnicke pisne. Praha, 1903) с напевом П. Фореста. Этот напев, однако, не привился, и через три года (во втором издании того же сборника) «Интернационал» был опубликован с мелодией П. Дегейтера.
Новый этап в истории чешской рабочей песни наступил в 90-е годыи. Он открылся первомайскими торжествами 1890 г. Ян Неруда, приветствовавший международный день труда фельетоном «1 мая 1890», оказался первым чешским художником, обосновавшим эстетическую правомерность рабочей песни.
В этот период появились и новые рабочие поэты: Ф. Цайтхамл (псевдоним V. L. Liberte), В. Давид (Vilda), редактор брненского сатирического журнала «Рашпле» Ф. Компрда (псевдоним Ф. Лисицкий), К. Горн (псевдонимы Лео Копржива и Леонарда), а также профессиональный поэт Франя Шрамек и другие.
1 мая 1890 г. было отмечено в Праге и в других городах и районах Чехии. Крапка-Находский написал к этому дню «Рабочий гимн 1 мая 1890»; музыкально одаренный человек, он был, вероятно, и автором мелодии, в которой напевные лирические интонации сочетаются с элементами торжественной декламации (кто сделал хоровую обработку, неизвестно).
В этот период стали возникать и первые хоровые рабочие кружки, сначала при просветительных союзах, а затем и самостоятельно. К числу самых передовых принадлежали кружки «Маркс» в Остраве, «Ештед» в Либерце, «Типография», «Лира». «Фибих», «Варито» в Праге, «Озвьена» и «Вокально-драматическое объединение» в Кладно и др. Эти кружки, сосредоточенные в промышленных центрах и коренным образом отличавшиеся от прежних буржуазных хоровых обществ, сыграли важную роль в политическом и культурном просвещении рабочего класса. В их репертуаре были не только сочинения классиков отечественной музыки и прогрессивных композиторов-«будителей», но и новые произведения, в которых отразились идеи борьбы трудящихся за свободу и социальное переустройство мира. Наибольшей популярностью пользовались хоровые сочинения А. Лайхнера, пражского органиста, поддерживавшего тесные контакты с рабочими кружками. Исполнялись также хоры Й. Кафки, К. Поспишила, К. Нейтека, Б. Вендлера. В поисках музыкальной основы для текстов рабочих поэтов руководители кружков обращались к классическим образцам. Так возник, к примеру, «Хорал рабочего класса» (слова Крапки?) на музыку медленной части «Аппассионаты» Бетховена.
В 1902 г. в связи с небывалым размахом рабочего хорового движения был основан Союз рабочих хоровых кружков с центром в Праге. Он координировал деятельность рабочих хоров и способствовал их целенаправленной работе по политическому и музыкальному воспитанию рабочих.
Новую страницу в развитии рабочего движения Чехии открыл 1905 г.: под влиянием русской революции повсюду вспыхивали забастовки и демонстрации. Рабочие откликнулись на русскую революцию несколькими песнями, из которых особенно интересны две: «Кукареку» и «Миллион рук» (обе 1905 г.). Первая примечательна выражением давней ненависти и презрения к русскому царю и оригинальностью образно-поэтического строя (красный петух, который в рабочих песнях часто выступает как символ занимающейся зари, здесь олицетворяет революционный порыв масс). В песне «Кукареку» (мелодия не сохранилась) выражена твердая вера в историческую неизбежность революции, которая, как эстафета, перейдет из рук русского пролетариата к народам других стран. «Миллион рук, или Большая стачка» (она же «Чешская марсельеза») Ф. Шрамека представляет собой свободный перевод немецкой песни, певшейся на мелодию интернационального анархистского гимна (автор мелодии не установлен). Любопытный штрих: после Октябрьской революции в припеве песни появились новые слова: «в бой... за совдепию!», ясно говорящие о том, каким мечтали видеть свое будущее государство чешские рабочие.
В рабочей песенности предвоенных лет большое место занимает антимилитаристская тема. Одним из участников антимилитаристского движения был поэт Ф. Шрамек, создавший много песен на эту тему. Самая известная их них — «Пишут мне письмо». Ее непритязательный напев выдержан в духе чешских солдатских песен.
Популярна была среди молодежи и песня Я. Мархи «Прежде всего пусть погибнет милитаризм» — отклик на убийство рабочего Ф. Павлика (вспомним сонату Яначека!); пелась она на мотив народной песни «Елочка, елочка». Из других образцов этого рода интересна песня «За пана императора» неизвестного автора, искрящаяся блестками гашековского юмора; ее вальсовая мелодия может служить примером актуализации раннего рабочего фольклора — она заимствована из песни середины XIX в. Документом мужества и бесстрашия борцов против империалистической войны является «Предательская листовка»: в 1914 г. за пение этой песни был казнен как государственный изменник С. Кратохвил (мелодия, с которой бытовала песня, не найдена).
Музыкальные истоки чешской рабочей песни многообразны: это жанрово различные образцы отечественного фольклора, демократические и патриотические песни «будительской» эпохи, мелодии инонациональных рабочих песен (австрийских, польских, венгерских, русских и др.) и революционных гимнов (французских, бурского и т. п.). Однако процесс «приспособления» фольклорного и профессионального материала предшествующих эпох и современной бытовой музыки было бы неверно рассматривать как простое заимствование. Старые, знакомые мелодии, прошедшие в новых жизненных условиях путь идейной и художественной переплавки, обретали другое интонационное звучание — благодаря иным смысловым и эмоциональным акцентам, ритмическим изменениям, обусловленным содержанием текста (а иногда и «переводом» в иную языковую сферу), благодаря иной манере исполнения.
Для обличительно-сатирических пародий и куплетов на политически актуальные темы рабочие поэты брали мелодии шуточных народных песен и патриотических гимнов (гавличековская традиция перефразировки гимна «Где родина моя?»), а позже — в 90-е годы и в период буржуазной республики — популярных шлагеров. В этот период усилилась также роль лирической гим-ничности в рабочей песенности, что свидетельствовало о самоутверждении рабочего класса, ставшего мощной силой и соединенного узами классовой солидарности с пролетариатом других стран. Настроения эти ярко проявились в первомайских песнях — лирически приподнятых и величаво-торжественных [«Рабочий гимн 1 мая 1890» Крапки, «Гимн рабочих к 1 мая» Л. Потоцкого (автор мелодии неизвестен), «Первое мая 1901» Л. Копрживы, певшееся на мотив бурского гимна].
В Словакии, как и в Чехии, корни социально направленного народного творчества уходят в глубь веков. Протест против несправедливого общественного устройства, против социального гнета ярче всего выразился в так называемых разбойничьих песнях. Богатые по содержанию, тематике, музыкальному складу, разбойничьи песни принадлежат, по мнению словацких ученых, к самым прекрасным образцам национального фольклора (одна из известнейших песен этого жанра — «Hej, hore haj» — «Гей, наверху роща»).
Поэтические и интонационные элементы разбойничьего фольклора можно обнаружить и в песенном творчестве последующих эпох — в массовых песнях «будительского» движения, в рабочем фольклоре.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.