Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Чехословакия. Часть 9-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Большую художественную ценность представляют хоры Яна Кунца, моравского композитора и педагога, ученика Яначека и автора его первого жизнеописания. (О прогрессивных убеждениях и классовых симпатиях композитора говорит, например, его незавершенная симфоническая поэма «Жизнь рабочих».) К числу лучших безручевских хоров Кунца принадлежат «Острава» и «Силезские леса» (1912, оба для мужского состава).
«Силезские леса» — лирическая миниатюра, в которой образ затаенного народного горя перерастает в полную глубокого смысла аллегорическую картину гибели могучих хвойных лесов, безжа лостно истребляемых по приказу из Вены.
«Острава» представляет собой развернутую поэму из нескольких контрастных частей, объединенных принципом монотематизма и куплетно-вариационного развития.
В кульминации главная тема хора, поначалу звучавшая печально и робко (образ забитого и униженного народа), приобретает силу и твердость, символизируя поднимающийся рабочий класс, осознавший свои скрытые возможности.
Шедеврами чешской хоровой музыки, в которых дух поэзии Безруча нашел адекватное художественное воплощение, стали мужские хоры без сопровождения Яначека.
О духовном родстве двух художников-земляков великолепно сказал сам Яначек, отвечая на поздравительное письмо Безруча в связи с 70-летием композитора: «Вы были единственным из многочисленной художественной дружины писателей, живописцев, скульпторов и т. д., который заглянул в улочку, где все гудело от звуков, и в ней нашли меня.
Я чувствую, что очень близок Вам, хотя мы и не встретились. Ваши слова пришли ко мне словно по зову, и я присоединил к ним звучащий вихрь ярости, отчаяния и боли... Так мы прожили вместе много минут, охваченные одной мыслью...»
Яначек выбрал из «Силезских песен» три; «Кантор Галь-фар», «Маричка Магдонова» и «70 000». Мужские хоры, написанные на эти стихи (1906—1909), образуют своего рода триптих, построенный по принципу постепенного идейного и драматического нарастания.
От показа стихийного индивидуального протеста тихих, безропотных людей, предпочитающих путь самоубийства, но не унижения (Маричка) или измены родному языку и народу (Гальфар), композитор приходит к картине национальной трагедии 70 000 силезских чехов, вынужденных решать неотвратимую дилемму — отказ от родной речи и национального достоинства или голодная смерть.
Музыка Яначека, как и стихи Безруча, поражает «немногословностью» и сдержанностью, за которыми угадывается драматизм разыгрывающихся событий и высокий накал чувств; им автор дает волю только в кульминационные моменты трагедии («звуковой вихрь ярости, отчаяния и боли»).
«Кантор Гальфар» — трехчастное построение, вырастающее из двух мелодических зерен. Первое (начальный мотив с интонациями опевания) связано с повествованием о печально-однообразной жизни учителя Гальфара, которому свойствен непростительный грех: он учит детей по-чешски.
Второе (энергичный, устремленный мотив с восходя- щей квартой) ассоциируется с гонениями на непокорного кантора; мотив имеет и другой смысловой оттенок: так как в трансформированном виде он звучит в сцене самоубийства, его можно связать с непокорностью Гальфара.
С большим драматизмом и психологической достоверностью написана кульминация хора, которая рисует встревоженную, сочувствующую толпу, пораженную случившимся.
«Маричка Магдонова» — сжатый драматический, в духе народной баллады, рассказ о несчастной судьбе рабочей семьи. Вторая часть триптиха построена в куплетно-вариационной форме с коротким рефреном, в котором повторяется имя героини (тоже характерная черта народной баллады!).
Начальные строки повествования изложены в сдержанно-эпическом тоне, хотя и полны скрытой печали.
Но по мере приближения к трагической развязке музыка динамизируется: голоса хора становятся отрывистыми, тревожными, реплики «рвутся» (повторение отдельных слов и мотивов), наслаиваются друг на друга.
Возникает смысловая и интонационная полифония, содержащая глубокий психологический подтекст и яркие изобразительные детали. Завершается «Маричка», как и «Гальфар», печально-просветленным эпилогом.
Дух гневного осуждения социальной несправедливости, исходящий из страстной и драматичной музыки Яначека, был настолько очевидным, что на одном из концертов, где исполнялась «Маричка Магдонова», композитору сказали: «Да это настоящий митинг социалистов!» На что Яначек с присущим ему лаконизмом ответил: «Именно этого я и хотел!»
Музыкальное развитие в поэме «70 000», состоящей из трех контрастных по образно-эмоциональному строю частей, основано на методе монотематического преобразования главного интонационного зерна.
Важную драматургическую роль здесь играет партия солирующего тенора, настойчиво, а потом исступленно твердящего слова: «Только жить! Дайте жить!» Они воспринимаются как крик души отчаявшегося народа, взывающего к справедливости.
Своеобразно решена последняя часть хора. Это трагический танец, в котором переплелись отчаяние и горькая, безумная ирония. Преображенная главная тема звучит тут в ритме польки (штрих, подчеркивающий национальный колорит!).
В первое десятилетие XX в. Яначек был единственным крупным композитором, который постиг и с большой художественной силой воссоздал кричащие противоречия современной ему буржуазной действительности.
Правдиво, без малейшего намека на сентиментальное приукрашивание или патриархальную идеализацию Яначек показал жизнь крестьянства.
В опере «Ее падчерица» (закончена в 1903 г.) — по драме Г. Прейссовой — композитор раскрывает бытовой уклад глухой моравско-словацкой деревни, где господствуют острые социальные конфликты и жестокие, косные предрассудки.
И что примечательно: реалистический сюжет, помноженный на гениальную музыку, дал в итоге новаторское (не только в творчестве Яначека, но и во всей чешской музыкально-театральной литературе) произведение — «народно-реалистическую» (В. Гельферт), психологически достоверную, социально-обличительную драму.
Приверженность Яначека социальной проблематике обнаруживается и в фортепианной сонате «С улицы 1. X. 1905». Она родилась как горячий отклик на события общественной жизни: убийство рабочего Ф. Павлика во время студенческой и рабочей демонстрации, ставшей кульминационной точкой в борьбе за открытие в Брно чешского университета.
В сонате две части — «Предчувствие» и «Смерть». Первая часть — полное затаенного волнения и тягостных, скорбных чувств сонатное аллегро. Вторая (адажио)—печальное психологически напряженное раздумье, приводящее к бурному взрыву чувств и завершающееся «тихим» успокоением.
Пафос социального обличения нашел яркое отражение и в упоминавшейся оперной дилогии Яначека — «Путешествие пана Бро-учка на луну» (1908—1917) и «Путешествие пана Броучка в XV столетие» (1917).
Заслуживает упоминания и опера Й. Б. Фёрстера «Эва», написанная, как и «Ее падчерица» Яначека, на сюжет Г. Прейссовой (по роману «Хозяйская раба»).
Хотя это произведение решено в ином жанровом ключе (лирико-психологическая драма), в нем отчетливо выражен протест композитора против социального неравенства, царящего в деревне, против власти денег, коверкающих души и судьбы людей.
Самой непосредственной формой отражения социалистических идей в музыке является песенное творчество пролетариата. Истоки чешской рабочей песни уходят в фольклорные образцы эпохи мануфактуры, где уже существовали предпосылки для концентрации рабочей силы и коллективного труда.
Но только после того, как рабочий класс сформировался в одну из ведущих сил капиталистического общества, его песенное творчество обрело классово-политическую и идейную зрелость.
В Чехии интенсивному развитию рабочей песни способствовало образование социал-демократической партии, о чем свидетельствует большое количество песенников, найденных в полицейских архивах и относящихся к началу 1880-х годов.
Первые идейно зрелые рабочие песни возникли в начале 70-х годов прошлого века. Самые известные авторы их текстов — Й. Б. Пецка, Л. Кохман, Н. Зоула, Ф. Й. Главачек (псевдоним Подлеский), Й. Крапка (Находский). Для их творчества характерны политическая злободневность, дух классовой и интернациональной солидарности, сочувствие к освободительной и революционной борьбе собратьев-рабочих.
Так, много песен возникло под впечатлением Парижской Коммуны, которую чешские рабочие встретили с восторгом.
В ее честь слагались стихи и песни, создавались новые поэтические обработки «Марсельезы», ставшей в глазах пролетариата всего мира символом революционного взлета масс («Марсельеза пролетария» Кохмана, «Марсельеза» Зоулы, «Рабочая марсельеза» Крапки, «Рабочая» и «Внимание» Пецки).
Лучшей песней о героях Парижской Коммуны считается «Возмездие» Зоулы, пронизанное духом интернационализма. Восхищение мужеством и самоотверженностью парижских коммунаров (в тексте) соединяется в ней с сочувствием к освободительной борьбе славянских народов (мелодическую основу ее образует напев черногорского гимна «Онамо, онамо»).
Уважение и одобрение вызывали у рабочих и революционно настроенной молодежи антиправительственные выступления русских народовольцев.
Их смелость воспевается в «Нигилистической» Зоулы и в песне неизвестного автора «Бомба взорвалась на Руси», в которой повествуется о покушении на Александра II.
Новый вариант этой песни под названием «В России большая буря» (авторы текста и мелодии неизвестны) возник после известия о революции 1905 г.
Мелодия этой песни, полной ненависти к царю-угнетателю, отличается интонационной лапидарностью и устремленностью (энергичные ходы по тонам трезвучия, кварто-квинтовые восклицательные обороты) и ритмической четкостью.
С участием относились чешские рабочие к судьбе народов, испытывавших колониальный гнет («Культуртрегеры» Кохмана, разоблачающая «просветительную» миссию англичан в Афганистане), внимательно следили за борьбой американского пролетариата (песни Кохмана «Haymarket, 4 мая 1886» и «В честь погибших героев», посвященные жертвам майской демонстрации в Чикаго).
«В честь погибших героев» пели на мелодию песни «Тысяча боевых героев присягали», представляющей собой перевод песни Ю. Мозена «Bei Warschau schwuren». Эта песня о героях польского восстания 1831 г., любимая чешской прогрессивной общественностью, свидетельствует как о живом интересе чешского пролетариата к революционной борьбе польского народа, так и об интернационализме чешской рабочей песенности.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +