Гуситское движение сохранилось в памяти народа как высокий образец подлинной революционности, по которому следовало равняться в периоды социальной и национально-освободительной борьбы. Отношение к Гусу и гуситскому движению служило критерием политической ориентации. Это метко выразил З. Неедлы: «Скажи мне, что ты думаешь о гуситстве, и я скажу тебе, кто ты». Во время революции 1848 г. имена Гуса и Жижки стали лозунгами, звали к борьбе со страниц листовок. На одной из них была напечатана «Гуситская песня», проникнутая тираноборческим духом.
Революционная гуситская традиция глубоко укоренилась в чешской литературе, искусстве, музыке. Бедржих Сметана посвятил памяти Гуса драматическую балладу для хора «Три всадника» на текст Ю. В. Яна. В финал торжественной оперы «Либуше» Сметана ввел (первым из отечественных композиторов) мелодию песни «Кто ж вы, божьи воины». Устами княжны-прорицательницы он воздает хвалу гуситским воинам — защитникам отечества и выражает уверенность в светлом будущем страны и ее народа (ликующее звучание таборитской песни на слова «Не погибнет мой родной чешский народ!»). Гуситская тема раскрыта и в симфонических поэмах «Табор» и «Бланик» Сметаны (из цикла «Моя родина», 1874—1879). «Табор», построенный на разработке мелодии «Кто ж вы, божьи воины», задуман «как прославление и восхваление гуситских битв и несгибаемости гуситского характера» (авторская ремарка). В «Бланике» Сметана рисует «картину возрождения чешского народа, его грядущего счастья и славы» (из программы сочинения). Чтобы понять значение цикла Сметаны, надо помнить, что он возник в годы, когда Чехия томилась под игом австрийской монархии, и воспринимался патриотами как выражение их вольнолюбивых чаяний.
В драматической увертюре «Гуситская» (1883) Антонин Дворжак выделил крупным планом мысль о высоком этическом смысле освободительной борьбы чешского народа и показал будущий победный исход этой борьбы. Важную роль в увертюре играют фрагменты из хорала «Святой Вацлав» и песни «Кто ж вы, божьи воины». (Интересно, что незадолго до создания «Гуситской» — в 1878 г.— композитор ввел интонации этой песни в мужской хор «Песнь чеха» на слова Ф. А. Каменицкого, словно намекая на то, что истинный чех поет так, как пели гуситы.) «Кто ж вы, божьи воины» Дворжак рассматривал как музыкальный символ высоких идей гуситского движения; об этом ясно говорит заключение, где после напряженного конфликтного развития торжественно провозглашаются интонации этой песни. Современники Дворжака оценили «Гуситскую» как «самое блестящее, наряду с «Табором» Сметаны, музыкальное воплощение гуситской идеи». Передовые люди страны услышали в ней утверждение неумирающей идеи борьбы за национальную свободу и за светлые идеалы народа.
Гуситская тематика получила отражение в хоровом творчестве современника Сметаны и Дворжака — Карла Бенддя («Умирающий гусит», «Чашники», «Смерть Прокопа Большого», «Марш таборитов»). Некоторые хоры, и прежде всего «Марш таборитов», очень любили рабочие: долгое время он был частью постоянного репертуара рабочих хоров. В начальный период рабочего движения Бендль первый и единственный среди композиторов проявил интерес к жизни рабочих. В 1869 г. написана его «Песня чешского рабочего» на слова Э. Цюнгеля, в которой выражены уважение и симпатия к трудящимся.
С новой силой вспыхнул интерес к личности и идеям Гуса во время первой мировой войны, когда отмечалось 500-летие со дня его смерти. К этой дате написана эпико-драматическая кантата «Магистр Ян Гус» для солистов, смешанного и детского хоров, оркестра и органа Ярослава Еремиаша (1914—1915). В концепции произведения (текст Ф. С. Прохазки) на первый план выдвинута революционно-социальная, антифеодальная направленность учения Гуса. Кантата, состоящая из пролога и трех частей, примечательна трактовкой массовых хоровых сцен, выражающих отношение народа к Гусу и его подвигу (например, в третьей части, где передается возмущение народа жестокостью констанцского собора, приговорившего Гуса к мученической смерти на костре; в ее кульминации, в могучих унисонах хора, звучит мелодия «Кто ж вы, божьи воины»).
Своеобразно раскрывается смысл гуситской традиции во второй части оперной дилогии Л. Яначека «Путешествие пана Броучка в XV столетие» (закончена в 1917 г.). В опере моравского композитора, написанной на сюжет сатирической повести С. Чеха, осуждается и высмеивается трусость, равнодушие и духовное убожество мелкой буржуазии. Вместе с тем Яначек прославляет народ — мужественный, самоотверженный, воодушевленный мыслью о чистоте и возвышенности цели, за которую он борется. В фельетоне, посвященном «Пану Броучку», композитор в иносказательной форме выразил волновавшие его надежды на грядущее освобождение Чехии. «Близится великий день,— писал он,— разгладит ли он на нашем лице все морщины сомнения, слабости, недоверия, рабства? Засверкает ли на нем звезда надежды?»
Страстной верой в будущее родины проникнута и музыка оперы. Яначек показывает гуситский народ как единый боевой коллектив, сплоченный идеей борьбы за правду и свободу. С целью воссоздать исторически достоверный колорит эпохи и уклада гуситской жизни композитор использует наиболее популярные песни той поры («Слушайте, рыцари, приготовьтесь к бою», «Восстань, восстань...», «Кто ж вы, божьи воины»), причем каждая из них занимает определенное место в драматургии оперы, обусловленное не только сценической ситуацией, но и ее значением в быту гуситов. В итоге Яначек создает правдивый образ чешского народа, поднявшегося на борьбу.
Гуситская традиция сыграла большую стимулирующую роль в чешском музыкальном искусстве. Каждый крупный художник,
-------------------------------
С обновлением гуситской традиции можно встретиться в песенном творчестве рабочего класса. Гуситские мотивы тесно сплетаются в рабочих песнях с идеями классовой борьбы («Гуситская», «Военная» с новым текстом Й. Б. Пецки, «Хоть нас и сажают в тюрьму» Ф. Шуберта). Особенно примечательны песни-парафразы на таборитский гимн «Кто ж вы, божьи воины». В одной из них автор (лоунский рабочий В. Свобода) говорит о ханжестве и лицемерии буржуазных политиков, проливающих крокодиловы слезы о гуситском герое. Нынешние Жижки — «бедный крестьянин и голодный рабочий», утешает их Свобода, довершат дело, начатое гуситами: отберут поля, леса, имения, банки и франки у эксплуататоров (Delnicke pisne. sv. II. Praha, 1958, s. 581—5S2).
-------------------------------
обращаясь к героическому прошлому родины, находил в ее образах индивидуальные формы для выражения передовых идеалов своего времени — национально-освободительных и социальных устремлений народа.
Одним из важнейших истоков социалистического музыкального искусства Чехии является демократическая ветвь национального творчества, почву для которой подготовили представители «будительского» поколения, а завершающую высокохудожественную форму придал Сметана. Мировоззрение и эстетические принципы Сметаны сформировались в значительной мере под воздействием революции 1848 г. В 40-е годы композитор был членом общества «Сворност» (согласие, единодушие), в котором состояли многие пражские студенты — участники революции. Он не сражался, как его друг Гавличек-Боровский и будущий либреттист его опер Сабина, на баррикадах, но выполнял поручения «Сворности», а по некоторым сведениям стоял вместе с рабочими на страже одного из пражских мостов.
Откликом на революционные события были два его марша для оркестра («Студенческого легиона Пражского университета» и «Национальной гвардии») и хоровая «Песня свободы» на слова Й. Й. Колара, близкая песням французской революции (в частности, «Походной песне» Мегюля). Вместе с тем в ритмической структуре песни Сметаны ощущается родство с гуситскими песнями. Под впечатлением революционных дней возникла и «Торжественная увертюра» ре мажор, привлекающая энергией и оптимизмом.
Активными участниками революции 1848 г. были также Арношт Товачовский-Фёрхготт, композитор, хормейстер и певец, и Йозеф Леопольд Звонарж, теоретик и композитор. Товачовский, в сотрудничестве с поэтом Я. Влком, написал патриотический хор «Придет весна, придет», сохранивший популярность вплоть до 80-х годов XIX в. (его любили петь участники хоровых рабочих кружков). Звонарж отозвался на революцию созданием драматической оркестровой увертюры до минор, в которой слышны отзвуки бетховенского «Эгмонта». Революционное движение 1848 г. не оставило равнодушными и музыкантов, не принимавших в ней непосредственного участия. Так, моравский композитор Павел Кржижковский, современник Сметаны и Дворжака, написал тогда хоровую песню «Университет» на слова Л. А. Франкла и куплеты «Ай вы, братья, ай молодцы» на текст А. Рамбоусека — отклик на героические деяния защитников пражских баррикад.
Со второй половины XIX в. в чешском искусстве все сильнее звучит протест против социальной несправедливости, все отчетливее проступают социально-критические тенденции. Отзвуки критики существующего социального устройства слышатся в оперном первенце Сметаны «Бранденбуржцы в Чехии» (1863). Опера эта, написанная на либретто Карла Сабины, позволяла провести ясные исторические параллели. Недаром такой горячий отклик у присутствовавших в зале вызывал заключительный хор оперы «Настанет день после долгой ночи». Впервые в чешском музыкальном театре здесь показано восстание бедного пражского люда. Социальная окрашенность присуща образу одного из главных героев оперы — бедняка Йиры, защитника прав народа и вожака восстания. В сцене восстания (8 явление I действия) Йира выступает как народный трибун, на призывные слова которого с воодушевлением отвечают собравшиеся. Центром этой сцены является хор «Настал час», выражающий революционный подъем народа. Хор этот, в основе которого лежит походная песня с маршевым ритмом и энергичными интонациями, воспламенял патриотические чувства зрителей. Образ Йиры несет в себе и варяд социального обличения: в картине суда над ним (4 явление II действия) Йира смело бросает в лицо судьям обвинение — нельзя говорить о справедливости там, где господа вершат суд над своими подчиненными.
Демократические взгляды композитора, проявившиеся в «Бран-денбуржцах», были причиной нападок на Сметану со стороны реакционных кругов общества. Я. Неруда прямо писал об этом после премьеры оперы (1866): «Больше всего этих господ рассердило то, что в «Бранденбуржцах» есть хоры пражского «сброда», который посмел спеть «Мы не сброд, мы народ».
Обличительно-критические тенденции в литературе и искусстве достигли остроты в конце XIX — начале XX в. в связи с подъемом рабочего движения и общественно-политической жизни в стране. Прогрессивные художники Чехии стремятся обнажить в своих произведениях социально-классовые противоречия, показать реальную жизнь беднейших слоев населения (романы А. Сташека, стихи С. Чеха, В. Шольца, Р. Майера). Но может быть громче всех звучит в это время голос Петра Безруча — «барда порабощенного народа», как именовал себя поэт. Поэзия Безруча неизменно притягивала к себе композиторов, отзывчивых к страданиям народа и в то же время верящих в силу его духа, в его революционные возможности. Сколько гнева и бесстрашной удали слышится, например, в мужском хоре Новака «Кийов» из цикла «На родной почве»! Наиболее часто обращались чешские композиторы к «Силезским песням» поэта. Как первый опыт переложения на музыку стихов из этого сборника заслуживает упоминания мелодрама «Маричка Магдонова» К. Моора (1905).
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.