Ведущими среди рабочих коллективов самодеятельности были Народный театр в зале Типографической Беседы, Рабочий театр в Жижкове, Рабочий драматический клуб из Вршовиц и Смечек — промышленных окраин Праги. Все чаще, особенно в первое десятилетие XX в., с этими коллективами сотрудничают профессиональные деятели культуры, которые помогают им поднять художественный уровень спектаклей. Так, Войтех Витасек уделял много внимания Народному театру в Простеёве, с ним же много сотрудничал и Йозеф Крапка. В репертуаре этого коллектива были пьесы Ибсена «Привидения», «Нора», «Враг народа», «Дочь поджигателя» Тыла, «Ян Вырава» Шуберта, «Мир малых людей» Шимачека.
Между коллективами разных городов происходил обмен спектаклями, опытом поисков средств воздействия на народную аудиторию.
В 1903—1909 гг. в Рабочем доме в Праге часто выступали в спектаклях Гана Квапилова, Эдуард Воян, Мария Лаудова, Индржих Мошна. Вместе с рабочими участвуют в спектаклях революционно настроенные студенты, видя в самодеятельных коллективах более последовательную классовую политику, чем в самих социал-демократических организациях, разъедаемых недугом оппортунизма. Более последовательно идеи классовой борьбы проводил коллектив самодеятельности в городе Кладно. Среди его участников были Мария Майерова, Индржих Гонзл, Ярослав Пруха — будущие деятели социалистического искусства Чехословакии. Есть закономерность в том, что именно в Кладно, где секретарем социал-демократической партии был А. Запотоцкий, из существовавшего с 1885 г. Художественного объединения театральных любителей Чехии в 1911 г. выделяется новая организация — Союз рабочих театральной самодеятельности Чехии (ДДОЧ).
Социал-демократическая организация Кладно использовала для его основания рабочую выставку, на которой отмечался День рабочей самодеятельности. По идее А. Запотоцкого, этот день (23 августа) стал днем Учредительного съезда ДДОЧ. В работе съезда приняли участие делегаты 70 рабочих театральных кружков, которые и стали первыми коллективными членами ДДОЧ. Помимо А. Запотоцкого активное участие в организации Союза принимали Антонин Лишка, Вацлав Прохазка, Эммануил Футро, Иозеф Троян и Эдвард Хегнер. К созданию Союза причастны также деятели культуры, не связанные с рабочим движением, например Франтишек Адольф Шуберт. Пьесы Шуберта «Будители», «Драма четырех голых стен», «Ян Вырава» часто ставились рабочими коллективами. В 1909 г. Рабочий драматический клуб из Вршовиц пригласил Шуберта на спектакль его пьесы «Жатва», который был поставлен режиссером Э. Футро к шестидесятилетию Шуберта. С тех пор он стал нередким гостем, а затем участником сначала только этого, а затем и других кружков театральной самодеятельности. Он также выступал перед спектаклями с лекциями о театре, на рабочих курсах. А. Шуберт не только принял участие в Учредительном съезде ДДОЧ, но и обратился к присутствующим с взволнованной речью. «Участники театральной самодеятельности,— пишет в книге «О театре жизни» Фр. Кубр,— его очень уважали, хотя не могли согласиться со многими его взглядами. А он оставался их другом и сотрудничал с ними до конца своей жизни».
Программа и задачи съезда, выработанные для активизации деятельности Союза ДДОЧ, можно свести к следующему: все самодеятельные рабочие коллективы должны подчинять свою деятельность классовым целям и привлекать к этому молодежь; театр своими средствами обязан воспитывать у рабочих классовое самосознание; рабочие самодеятельные коллективы должны выступать пропагандистами передовой литературы, пробуждать в рабочей среде любовь к книге, бороться с плохим вкусом, развивать интерес к театру, должны создать журнал, который мог бы способствовать обмену опытом между участниками самодеятельности и проведению идей классовой борьбы в жизнь, создать образцовый рабочий театр, центральную библиотеку театральной литературы, систему образования для участников самодеятельности; вести работу по этическому воспитанию, искоренению всяких тенденций, связанных с системой примадонства, с корыстным подходом к театру как средству наживы, настойчиво пропагандировать среди участников самодеятельности идеи международной солидарности.
Энтузиазм участников вновь созданного Союза, его активность не нашли поддержки у центральных органов чешской социал-демократии. Без особой заинтересованности отнеслась к ДДОЧ и Рабочая академия. Но среди участников движения рабочей театральной самодеятельности Союз сразу стал популярен. Не имея больших средств и особых навыков по руководству деятельностью коллективов, активисты Союза сделали за три предвоенных года очень много. Их усилиями были заложены основы пролетарского театрального искусства, направленного на использование всего самого лучшего в национальной и зарубежной культуре для воспитания классового самосознания трудовых масс. Были созданы курсы для подготовки режиссеров-руководителей рабочей самодеятельности, коллективы держали постоянную связь между собой. Было положено начало созданию центральной библиотеки театральных пьес. Кружки рабочей самодеятельности помогали один другому в подборе репертуара, их участники посещали спектакли друг друга, совместно проводили конференции с участием зрителей.
Такого рода объединенные действия способствовали расширению сферы влияния коллективов ДДОЧ. Лучшие из них получили возможность выступать на профессиональных сценах, а именно на подмостках театра «Урании» и Интимного театра, вторгаясь в культурную жизнь страны организованной и впечатляющей силой. В журнале «Вестник рабочих певческих коллективов и самодеятельности», который существовал с 1912 по 1914 г., представители ДДОЧ изыскивали возможность не только информировать читателя о деятельности своих коллективов, но и выступать с теоретическим обоснованием принципов нового искусства. Примером такого плана может служить статья Эдварда Хегнера «Социальная драма», помещенная в этом журнале в 1913 г.
В небольшой по объему работе Хегнер, по сути, подводит итог современному состоянию отечественной драматургии, открыто подчиняя все рассуждения классовым интересам пролетариата. «Чтобы избежать недоразумения, прежде всего хочу сказать, что я понимаю под термином социальная, а точнее социалистическая драма: драму, которая была бы близка великой классовой борьбе пролетариата не только отбором материала, но прежде всего — социалистическим или хотя бы реалистическим отношением к социальным вопросам современности».
Хегнер вполне отчетливо поднимает в статье вопрос о существовании в современном обществе двух культур — культуры господствующих классов, «исчерпавшей себя старыми мотивами», и культуры «новых людей, тянущихся к свету, духовно здоровых, жаждущих просвещения, открытия новых сторон жизни, активно сражающихся за них». Автор утверждает, что общественная роль художника не в том, что он терпеливо ждет, пока «созреет материал», а в том, чтобы иметь отвагу видеть и отображать в общественной перспективе этот еще никем не осмысленный жизненный факт. Интересны наблюдения Хегнера, касающиеся буржуазного художника, его отношения к жизненному материалу, ограниченности его видения, примата наработанных им в определенных условиях профессиональных навыков над его мировоззрением. «...Думаю, этим объясняется и отрицательное отношение современного поколения художников к реализму и натурализму, которые и по их мнению исчерпали себя как литературные направления, и потому они предпочитают бегство в нереальное, заменяют действительность фантазией, идут от настоящего в прошлое. Поэты и драматурги оказались в фальшивом положении по отношению к действительному руслу жизни нового времени, к историческому движению широких народных масс к социализму. Они либо не понимают всего этого и отходят в сторону, либо понимают неправильно, а для отражения этих процессов нужна творческая сила, которая стремится быть и социальной и социалистической».
Хегнер обращает особое внимание на появление социальных драм, как он выражается, «старого типа», с отражением контрастов жизни, конфликтов между рабочими и хозяевами, сознательными пролетариями и штрейкбрехерами. Автор пытается сформулировать задачи социальной драмы, делая упор на необходимости художественного отображения процесса рождения в обычном трудовом человеке классового сознания, преодоления им при этом всей сложности религиозных, психологических, политических барьеров и т. д.
Таким образом, художественные традиции, выработанные мастерами чешской и словацкой сцены в процессе национальной и социальной борьбы, осмысление революционной программы искусства и литературы, связанной с творчеством Горького как выразителя социалистических устремлений не только русского, но и международного пролетариата, равно как и театральная деятельность самих рабочих коллективов станут впоследствии важными предпосылками для рождения новой театральной культуры — культуры социалистической.
МУЗЫКА
Музыка всегда занимала исключительное место в жизни чехов. Особенно возрастало ее значение в периоды революционных бурь: она несла в себе заряд огромной идейной силы и эмоциональной действенности, воплощала дух свободы и коллективизма.
Первое могучее выступление чешского народа — гуситское движение (1419—1437), оставившее неизгладимый след в политической и духовной жизни страны,— нашло яркое отражение в песенном творчестве. В гуситских песнях, несмотря на их религиозную форму, запечатлелся глубокий социальный протест народных масс против власти короля, феодальной аристократии, католической церкви. Таборитские же песни, возникшие среди представителей левого, наиболее революционного крыла, воплотили мечты беднейших слоев народа о грядущем светлом царстве, где восторжествуют социальное равенство и братство.
С наибольшей силой выражены революционный порыв народа, его мировоззрение, мораль и этика в песнях «Восстань, восстань, великий город Прага», «Детки, соберемся вместе» (табориты встречали ею возвращавшиеся с победой войска) и особенно «Кто ж вы, божьи воины» (песня представляет собой художественно-поэтическую обработку устава, действовавшего в армии Яна Жижки). Сурово-архаический колорит, четкая маршевая поступь наполняли песню ощущением могучей силы и внутренней энергии. В гуситских песнях определились некоторые черты будущей чешской массовой песни. Они оказали большое влияние на народное творчество последующих эпох (в том числе других славянских народов) и на немецкие песни эпохи крестьянских войн XVI столетия.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.