Постановки пьес Горького оказали сильное воздействие на духовное формирование многих выдающихся деятелей чешской культуры: Ярослава Гашека, Ивана Ольбрахта, Марии Майеровой, Зденека Неедлого.
Атмосфера общественных движений, вызванных в Чехии русской революцией 1905 г., сказалась на восприятии гастролей Московского Художественного театра в апреле 1906 г. Они приняли характер массовой манифестации и вышли за пределы только явления искусства. «Эти художники вдруг явились из горнила русской революции,— писала «Право лиду»,— и возвестили Европе, каких высот культуры достиг русский народ и насколько он заслуживает свободы, за которую борется».
Уже встреча коллектива Художественного театра на Пражском вокзале поразила приехавших. «Если бы не сохранились фотографические снимки, то трудно было бы поверить,— писал позже В. И. Немирович-Данченко. — На улице и на вокзале собралась толпа в несколько тысяч человек, приветствовавшая нас цветами, криками, маханием платков». «Идем по станции через толпу шпалерами. Толпа на улице»,— записал в дневнике К. С. Станиславский.
Спектакли Художественного театра стали важной вехой для развития чешской театральной культуры в целом. Проблемы реализма, психологизма, новой театральной эстетики активно дискутировались в чешской печати.
Гастроли МХТ помогли современникам лучше оценить смысл демократических традиций в актерском искусстве, утверждаемых Индржихом Мошной. Эти гастроли как бы подкрепили творческие достижения Мошны в области реалистического искусства и дали огромный толчок творчеству других выдающихся актеров — Ганы Квапиловой, Эдуарда Вояна, Марии Гюбнеровой. Их искусство во многом способствовало дальнейшему развитию и углублению реализма в чешском театре на новом этапе.
Если в «Дяде Ване» Чехова, по выражению З. Неедлого, «рыдала великая, но прекрасная Россия», то в спектакле «На дне» со всей силой прозвучал призыв писателя-революционера разрушить старые формы жизни. Поскольку эта пьеса была хорошо известна широкому чешскому зрителю, можно было по достоинству оценить бережное отношение МХТ именно к этой горьковской мысли. «...Драма «На дне» в исполнении московских артистов,— писал пражский критик,— не оставляет ужасающего и отталкивающего впечатления. Среди этих бродяг и босяков мы, собственно, чувствуем себя вполне хорошо... Каждый из них — человек, брат наш. Тот, кто в другое время не был способен это увидеть, ощутил теперь, глядя на игру русских актеров. Эмоциональные и этические воздействия — вот в чем великое значение искусства Художественного театра».
Рубрику театра в рабочей газете «Право лиду» вел один из идеологов социал-демократии в области культуры Франтишек Вацлав Крейчи (1867—1941). Пафос его деятельности был связан с требованием внимания к делам пролетариата со стороны творцов чешской культуры. Спектакли МХТ, особенно «На дне», были восприняты Крейчи в русле его политической концепции.
Гастроли МХТ способствовали консолидации деятелей чешской сцены, зачастую далеких от путей революционного преобразования общества, но испытывавших интерес к социалистическим идеям. Углубление социальных мотивировок, стремление к созданию целостной атмосферы спектакля в последующей их работе сказалось в общем укреплении позиций чешского театрального реализма. В конечном итоге это привело к ослаблению тенденций модернизма, охвативших в тот период подмостки Западной Европы и получивших распространение в Чехии в практике журнала «Модерни ревю» и деятельности таких крупных литераторов, как Ф. X. Шальда, В. Дык, С. К. Нейман и другие.
Роль театра в революционизировании рабочей среды вылилась к концу XIX в. в создание широкой сети любительских театральных коллективов, бурно возникавших по всей стране. Социал-демократическая партия видела в такого рода деятельности формы классовой консолидации, определенные каналы просвещения рабочих. Некоторые коллективы и действовали под девизом «Просвещением — к свободе!». Однако в промышленных городах Чехии, таких, как Прага, Кладцо, Пльзень, Градец-Кралово, Простеёв, Брно, объективное значение работы самодеятельных коллективов не ограничивалось просветительством, они выполняли роль духовного авангарда трудящихся масс. С этими коллективами были связаны актеры-демократы, ведущие мастера Пражского Национального театра Йозеф Шмага, Гана Квапилова, Эдуард Воян, Индржих Мошна и даже директор театра Франтишек Адольф Шуберт. Актеры принимали участие в спектаклях, драматурги и теоретики помогали советами и выступали перед зрителями с лекциями. Такие кружки, как Типографическая Беседа, Рабочая Беседа на Смихове, в Карлине и Брно, постепенно включались в борьбу профессиональных театров с цензурой, часто осуществляя постановки пьес, запрещенных для профессиональных сцен. Так, в октябре 1898 г. в Праге был открыт Рабочий театр, выросший на основе драматического кружка Типографической Беседы. Он первым в чешском театре поставил «Власть тьмы» Толстого, «Привидения» Ибсена, «Ткачи» Гауптмана.
Перед каждым спектаклем Ф. В. Крейчи выступал с развернутой лекцией, ориентирующей аудиторию на идейный смысл и художественные достоинства исполняемого произведения. Сценическая история «Ткачей» Гауптмана может служить свидетельством влияния рабочей партии на театральную культуру страны.
Сведения о пьесе Гауптмана появились в Чехии вскоре после немецкой премьеры, а в 1898 г. «Ткачи» вышли на чешском в популярной среди рабочих «Массовой библиотеке». В 1900 г. «Ткачей» начал репетировать рабочий самодеятельный кружок в Пльзене, чтобы сыграть спектакль в день празднования 1 Мая. Репетиции были приостановлены городскими властями.
В 1900 г. на гастроли в Прагу приехал из Берлина Немецкий театр во главе с Максом Рейнгардтом. Немецкие актеры показали «Дикую утку» и «Гедду Габлер» Ибсена, «Власть тьмы» Толстого и были готовы играть «Ткачей». Однако этот спектакль запретила пражская цензура. Тогда Макс Рейнгардт прочел зрителям текст «Ткачей». Среди его слушателей было много рабочих и представителей творческой интеллигенции, в том числе Эдуард Воян. Пражский художник Емил Орлик создал к этому вечеру специальную афишу.
Наконец, в 1903 г. Рабочий театр Типографической Беседы поставил на своей сцене «Ткачей».
«Ткачи» игрались также самодеятельными кружками социал-демократов в Пардубицах, драматическими рабочими кружками в Таборе, Праге-Либени и Голешовицах. И только в 1904 г. пьеса была включена в репертуар Национального театра в Брно, показана режиссером В. Будилом в Городском театре в Пльзене рабочей аудитории в вечер празднования 1 Мая, в Немецком театре в городе Оломоуц. Билеты на премьеру были целиком закуплены социал-демократическими организациями. Перед спектаклем было рассказано о первом спектакле «Ткачей» в Рабочем театре Типографической Беседы. Жижковские социал-демократические организации издали специальную программу к этому событию. Восторженные аплодисменты выразили настроение зала, режиссер получил цветы от благодарных рабочих зрителей, но через неделю... был уволен из труппы.
В начале XX в. движение рабочих самодеятельных театров подошло к серьезной дифференциации и открытому размежеванию с любительскими коллективами, возглавлявшимися, как правило, представителями либеральной буржуазии. К этому времени рабочие самодеятельные коллективы прошли уже значительный путь борьбы за право занимать свое место в развитии национальной культуры.
Возникновение первых рабочих театральных кружков относится к январю 1869 г. Важным средством образования рабочих может служить и театр, писал журнал «Чешская Талия», давая информацию о зарождении такого рода кружков,— «Оул» и «Круг». Репертуар этих коллективов ничем не отличался от репертуара остальных самодеятельных кружков националистического толка. Обычно они не выходили за пределы самых безобидных пьес Й. Тыла либо комедий его времени. Лидеры рабочего движения из буржуазных кругов, какими являлись Барак и Хлеборад, взяли под свой контроль и развитие рабочей театральной самодеятельности. Они или такие, как они, растворяли деятельность рабочих в различных спортивных мероприятиях, объединяя их акции с акциями общества «Сокол», направляли их внимание на различного рода невинные манифестации. Нередко гостями рабочих коллективов были фабриканты или представители городских властей. Одним словом, демонстрировалась идиллия классовой гармонии.
Парижская Коммуна, отклик на нее в Чехии помогли снять розовую пелену с глаз рядовых рабочих, в том числе и участников художественной самодеятельности. Рабочие кружки начинают обретать самобытные черты, подчинять свою деятельность классовым интересам, формировать умы для борьбы с капиталом. На вечерах, которые они организовывали, звучали песни рабочих поэтов Зоулы, Пецки, Кохмана, Главачека, читались стихи о жизни и борьбе рабочих, слагались сатирические куплеты, высмеивавшие действия «младочехов», клерикалов и т. д.
Рабочие кружки на первом этапе своей деятельности вырабатывают тип агитационных вечеров. В них входили музыкальные вечера, пение, декламация и «живые картины», связанные с символами труда, свободы, пролетарской солидарности. Эти же символы были изображены на занавесах, которые имел почти каждый театральный коллектив. Иногда на них был написан текст вроде следующего:
...Пролетарий, пробудись, познай силу свою.
Коль захочет твоя сильная рука, станут все колеса.
Постепенно рабочие просветительские кружки преобразовывались в коллективы рабочей театральной самодеятельности, в легальную форму политической борьбы чешского пролетариата за свои права.
Когда в 1896 г. собрался первый съезд рабочих профсоюзов, то оказалось, что большинство делегатов начинало свой путь в рабочем движении именно в просветительских кружках. И чем активнее становилась деятельность рабочих коллективов, тем круче оказывался отпор им со стороны буржуазных партий.
Средства борьбы были разные, в том числе и стремление обезглавить движение, помешать контактам с профессиональными деятелями театра, привить безвкусицу, наводнить репертуар лженародными пьесами. Правда, рабочие театральные коллективы входили в Художественное объединение театральных любителей, созданное в 1885 г., но пути воздействия на аудиторию искали независимо от него.
В 1896 г. объявляется премия Й. Тыла за лучшую чешскую современную пьесу. Появляются первые рабочие драматурги, которые стремились открыть новые для чешского театра темы и новые сферы современной жизни. Пекарь Антонин Копецкий написал пьесу «Мужчина без сердца, или Гроб с розами» (1894), цензура запретила ее. Журналист социал-демократ Йозеф Крапка Находский (1862—1909), редактор социал-демократической газеты «Ровност», организатор первого спектакля для рабочих в Национальном театре в 1898 г., написал пьесы «Бой за свободу», «Невиновная», «Напрасная жертва» и «Эмигрант». Последняя посвящена истории возникновения чешской социал-демократии и ее первому организатору Йозефу Пецке. Стейскал написал пьесу «За права и свободу», Й. Зык-Воротинский — «Забастовку», О. Фастер — «Честь труду». Самым популярным рабочим автором был Эдвард Хегенер — автор пьес «Прорыв» (о праздновании 1 Мая 1890 г.), «Семья Суковых» и др.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.