Героиня драмы Г. Прейсовой «Жена хозяина» Ева бросается в омут, выражая этим свой протест. Енуфа в «Ее падчерице» через трагическое прозрение освобождается от своей любви. Мариша же у братьев Мрштиков протестует так же жестоко, как жестоко поступали ее отец и муж, те, кто лишил ее элементарного права на счастье. Поэтому поведение Мариши, как выразился один из современных чешских критиков, есть «трагедия отчаяния и драма бунта».
В еще большей степени, чем образ Мариши, открытием драматургов был образ ее отца — крестьянина Лизала, данный в сложной эволюции, в мучительной борьбе чувств отцовства с собственничеством, уже пустившим в его душе корни.
Единомышленником Мрштиков в сфере демократизации национального театра, его служения идеям активной борьбы за интересы народа являлся Алоиз Ирасек (1851—1930). Автор ряда романов и исторических повестей, популярный писатель Чехии, Ирасек и в драматургии оставался верен теме исторической: он воссоздавал время гуситского движения.
Продолжая традицию Тыла, Ирасек написал трилогию о вождях гуситского движения — драмы «Ян Жижка» (1903), «Ян
Гус» (1911), «Ян Рогач» (1914) — могучее драматургическое полотно о героическом подвиге народа. Как и в драме Тыла «Ян Гус», важное место у Ирасека заняла тема простого народа — основы нации. Трилогия рождала впечатление о едином поэтическом образе народа, сплотившегося в революционной борьбе. А рядом — монументальные портреты вождей, чутких выразителей воли и настроения широких народных масс.
Образы Яна Гуса, Яна Жижки и Яна Рогача — трех гуситских вождей — в этой драматической эпопее и легендарны, и повседневны. Ирасек сумел найти в их неповторимости то общее, что характерно для всей нации. Они — носители лучших черт народа.
Народ активен, его голос явствен и ощутим в каждой части трилогии: в сцене приветствия вступающего в город Яна Жижки («Ян Гус»), в сцене протеста против закулисных шашней богатых пражан («Ян Жижка», «Ян Рогач»), в сцене проповеди Яна Гуса («Ян Гус») и т. д. «Народ, народ, все время народ! Он для тебя все...»,— раздраженно бросает в лицо Гусу бывший соратник его Палеч («Ян Гус»).
«Многие места могут послужить причиной демонстративных выступлений, потому что в этой драме содержатся диалоги, полные горячей ненависти к королю Зигмунду и Альбрехту Австрийскому, даже к католической церкви и немцам»,— написал цензор, накладывая запрет на ее постановку.
Гуситская трилогия Ирасека, как и его пьесы о социальном расслоении в деревне, с трудом проникали на сцены пражских театров. Большую роль в утверждении драматургии социального протеста в чешском театре сыграли передовые актеры Национального театра, такие, как Эдуард Воян (создатель образов гуситских вождей в пьесах Ирасека), Гана Квапилова и Индржих Мошна.
Демократические устремления выдающегося актера И. Мошны проявлялись в умении актера увлекать, потрясать и глубоко заинтересовывать зрителя судьбой простого человека. Героями Мошны стали представители низших социальных слоев современного ему общества. Маленькие, незаметные люди, занимавшие самое незначительное социальное положение, в изображении Мошны обладали высокими человеческими качествами: сердечной добротой, благородством, чуткостью и вниманием к чужой беде. Глубоко и взволнованно раскрывал актер эту тему в пьесах Тыла, Ержабека, Строупежницкого, Ирасека.
Творчество Мошны было близко и понятно широкому демократическому зрителю и находило горячий отклик в его сердце. Именно поэтому было очевидно, что борьба за глубоко содержательный реалистический репертуар, который давал возможность раскрывать глубину дарования актера, неразрывно связывалась передовыми общественными деятелями с борьбой за демократического зрителя. Все настойчивее выдвигалась идея о спектакле для народа по сниженным ценам, о создании театра рабочих. Обострение классовой борьбы, усиление рабочего движения, первомайские события 1890 г. активизировали эту борьбу.
С 1893 г. в Национальном театре два раза в неделю давались спектакли по сниженным ценам. Новый зритель помог укрепиться в репертуаре пьесам Прейсовой, Мрштиков, Ирасека. Мошна в этих спектаклях играл главные роли. Вместе с актерами Вояном, Квапиловой, Гюбнеровой Мошна способствовал проникновению в репертуар не только пьес Гоголя, «Власти тьмы» Толстого, но и пьес Горького.
Творчество Максима Горького оказало большое воздействие на весь процесс, связанный с устремлением чешской драматургии и театра к новому социалистическому идеалу. Начиная с 1902 г. стали выходить чешские переводы его произведений.
В том же году в двух театрах — Пражском Национальном и Пльзенском Городском — почти одновременно с Московским Художественным театром были поставлены «Мещане».
Спектакль «Мещане» на пражской и пльзенской сценах выявил со всей очевидностью природу идейных столкновений в критике, зрительном зале, в актерской среде. Отмечая, что автор смотрит на все глазами пролетария, социал-демократическая газета «Нова Доба» писала: «В каждом его слове, в каждой фразе выражается социалистическое воззрение, классовое понимание личности, семьи, общества, целой нации».
Напротив, буржуазные идеологи стремились снизить революционное звучание пьесы Горького и свести ее главный конфликт к раздору поколений. Несмотря на превосходный актерский состав (Бессеменов — Шмага, Тетерев — Воян, Татьяна — Квапилова, Нил — Вавра, Перчихин — Мошна), спектакль не имел успеха ни у буржуазной прессы, ни у буржуазного зрителяи. «Мещане в зрительном зале, смотря на мещан на сцене, едва ли могли примириться с чисто революционными и пролетарскими взглядами автора».
И хотя критика спектакля «Мещане» буржуазными представителями не утихала, режиссер Национального театра Ярослав Квапил и актеры-исполнители делали все, чтобы удержать эту
----------------------------
«...нам известно, что у Горького имеются и в Чехии безрассудные поклонники, которые не замечают, какой, в сущности, скандал для нашей культуры все эти дифирамбы по адресу бесстыдного цинизма и какой вред могут причинить подобные взгляды, в особенности малому народу, который даже на короткое время не может себе позволить иметь интеллигенцию с сумасбродными или цинично-бесстыдными мыслями... Поэтому перестанем обезьянничать и не будем расхваливать то, что могут преподносить только злейшие враги России...» («Osveta», 1902,18 fjina).
----------------------------
пьесу в репертуаре. Только вмешательство городских властей не позволило им откликнуться на просьбу социал-демократических организаций сыграть «Мещан» в день празднования 1 Мая в 1903 г. Но когда в мае 1903 г. драматическая труппа Национального театра была приглашена в Брно на торжества, посвященные Яну Гусу, несмотря на четырехмесячный перерыв, был выбран именно этот спектакль. Съехавшиеся со всей страны на торжества демократические слои населения приняли спектакль восторженно. То же произошло в Пльзене, в Городском театре.
Спектакль «Мещане» благодаря рабочему зрителю определил дальнейшую судьбу горьковской драматургии в чешском театре.
Популярность М. Горького как глашатая революционных идеалов, творчество которого направлено в будущее, возросла еще больше во время январских событий 1905 г.
Когда после кровавых событий 9 января 1905 г. Горький был обвинен в «государственном преступлении» и заключен в Петропавловскую крепость, в Чехии, как и во всем мире, поднялась волна протестов. Чешская социал-демократия организовывала митинги протеста, чешская демократическая печать подробно информировала своих читателей о судьбе пролетарского писателя в рубриках, посвященных революционным событиям в России.
Широкое распространение в 1905—1906 гг. получают не только повести, рассказы, пьесы Горького, но и его открытые письма, речи и обращения к пролетариату, всей мировой общественности. Особенно горячо обсуждалось на рабочих собраниях открытое письмо Горького к пролетариату всех стран, посвященное русской революции.
Пьесы Горького, прежде всего «Мещане» и «На дне», начинали занимать в репертуаре чешских театров все большее место. Так, в сезон 1903/04 г. пьеса «На дне» шла одновременно в Народном театре Пиштека в Праге, Национальном театре в Брно, Пльзенском Городском театре. Рабочие организации в этот период добиваются возобновления спектакля «Мещане» на сцене Пражского Национального театра. Он шел дважды — 18 и 21 июня 1905 г. при огромном стечении народа. Спектакли эти были явным выражением сочувствия и симпатии самых широких слоев народа к русской революции.
--------------------------
«Праздничное представление удалось сверх ожидания блестяще... Зрительный зал нового Городского чешского театра был переполнен более, чем когда-либо. Присутствовало более тысячи двухсот человек... Все ложи, партер, балкон, галереи были полны. В местах для стояния и яблоку негде было упасть... Тот, кто был в театре, мог убедиться, что кроме мещанского, богатого, барски-чванливого Пльзеня, для которого театр был выстроен и который пренебрегает театром и редко его посещает, в столице чешского Запада есть еще другой... великий Пльзень. Лишь неблагоприятные условия мешают ему занять место и в театре и в искусстве, которое принадлежит ему по праву и которое он в будущем непременно займет» («Nova doba», 1903, 6 kvetna, s. 4).
-------------------------
В статье по поводу возобновленного спектакля «Мещане» на сцене Национального театра газета «Право лиду» писала: «Почему была избрана пьеса Горького, поймет каждый, кто знает, что значит имя этого человека для современной России и ее борьбы за свободу».
С момента постановки «Мещан», а вслед за ними «На дне» эти пьесы часто и много ставятся на сценах любительских коллективов. На сцене Национального театра ни одна пьеса Горького не шла вплоть до 1937 г., но его актеры находили различные возможности для популяризации горьковской драматургии. Более всего это относилось к Мошне и Вояну, игравшим Перчихина и Тетерева на протяжении многих лет с провинциальными и самодеятельными коллективами.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.