Социальная функция театра, концентрировавшего духовные силы народа для борьбы с национальным и гражданским бесправием, определила после 1848 г. и характер борьбы за его собственное существование. Это сказалось особенно ярко на многолетней и упорной борьбе народа за создание своего национального театра. Выдвинутая в 1845 г. идея Тыла — сбор средств на строительство здания Национального театра — после 1848 г. стала всенародной идеей. Под листами с заголовком «Народ — себе» ставили имена простые люди.
В 1868 г. состоялась закладка здания Национального театра, в фундамент которого были положены камни, привезенные из разных мест страны, связанных с борьбой чехов за национальную независимость. Церемония закладки происходила при огромном стечении народа, съехавшегося не только со всей Чехии, но и из России и других славянских стран. Событие приняло форму политической демонстрации.
Идея создания Национального театра стала ведущей политической идеей тех лет. В ее реализации принимали участие все слои общества. Этой идее было подчинено и развитие национальной культуры. Ее представители называли себя поколением Национального театра. И как ни старались буржуазные партии использовать энтузиазм народа для доказательства идеи социальной гармонии, обострение классовой борьбы сказалось и здесь. Эта борьба нашла отражение в заявлении социал-демократических организаций, требовавших от руководства Национального театра
------------------------
Начальник пражской полиции Сахер-Масох оставил о драме Тыла следующую запись: «Эпоха гуситских войн стала способом обращения к современности, благодаря которому наши радикалы снова и снова могут выступать против правительства и церкви» (St. arch. Praha, sign PM, 1850, 8/4/8, б. 653, на немецком языке).
------------------------
спектаклей для рабочих. Первый такой спектакль состоялся в Национальном театре 1 мая 1898 г. По требованию 25 социал-демократических организаций был поставлен спектакль «Слуга своего господина» Ержабека, исполнены «Гуситская» увертюра Дворжака и стихотворение Чеха «Честь труду».
Первый спектакль для рабочих в Национальном театре вопреки усилиям буржуазных партий, неустанно разжигавших вражду между чешскими и немецкими рабочими, объединил в зрительном зале все национальности и этим вызвал бурю негодования. Возмущенный буржуа искал поддержки в других странах. «Господам социалистам показалось недостаточным слушать речи своих фанатичных вождей и сидеть за кружкой пива, а захотелось того, что делает буржуазия, та самая буржуазия, против которой они бешено воюют; им захотелось сидеть на плюшевых креслах в театре»,— с гневной иронией писал чешский корреспондент в Россию.
Таким образом, ценой напряженной борьбы демократический зритель не только проникал в Национальный театр, но, утверждаясь в зрительном зале, начинал оказывать определенное воздействие на его репертуар. Большую роль в этом, как и в утверждении реалистических традиций в чешской литературе и театре, сыграл Ян Неруда — один из ведущих художников слова второй половины XIX в. Его взгляды на театр были выражением мировоззрения демократического писателя, посвятившего свою жизнь борьбе за реалистическое и демократическое искусство. Значение произведения искусства или творчества отдельного художника Неруда определял социальным критерием. Образцом прогрессивной культуры для него были русская литература и искусство.
Первой русской пьесой, поставленной на сцене Временного театра, где формировалась чешская актерская школа, пока строилось здание Национального театра, была «Провинциалка» Тургенева (1863), следующей постановкой — «Ревизор» Гоголя (1865). В рецензии на этот спектакль Неруда подчеркивал обличительную силу сатиры Гоголя: «...он выставил на осмеяние у позорного столба те результаты, к каким привело Россию самодержавие».
На спектакли русских авторов Неруда откликался статьями, значение которых выходило за пределы театральных рецензий. Он выступал в них как публицист-демократ, требовавший от театра выполнения общественных задач. В своей статье о «Доходном месте» (1880) он утверждал, что русская реалистическая драма станет основой развития чешского театра.
Наряду с профессиональными вопросами в статьях, посвященным актерскому творчеству, Неруда постоянно обращался к гражданским чувствам чешских актеров, призывая их изучать жизнь всех слоев общества. Следуя за Тылом, он более отчетливо определил задачи театра как воспитателя и идейного наставника нации. «Народ — вот кто всегда был высшим судьей для Неруды. К нему он апеллировал, за его свободу боролся, в его твердость верил даже тогда, когда господское большинство проводило против него свою политику. Для Неруды было ясно, что все это временно, что лишь народ вечен и в нем заключается все будущее нации»,— так оценивал деятельность Неруды Юлиус Фучик.
Политическая борьба, происходившая в стране между буржуазией и освобождавшимся из-под ее влияния рабочим классом, не могла не затронуть театр. При поддержке Неруды была поставлена драма Франтишека Ержабека (1836—1893) «Слуга своего господина» (1870), конфликт которой построен на столкновении рабочих с фабрикантом. После «Кутногорских рудокопов» Тыла это вторая пьеса, в которой непосредственно отражались актуальные социальные проблемы.
Ее действие проходит на фоне выступлений рабочих против бесчеловечной эксплуатации. Убедившись в бессилии одиночки, герой пьесы, талантливый изобретатель, идет за помощью к рабочим и гибнет во время расправы над демонстрантами. Пьеса Ержабека получила особый резонанс в дни Парижской Коммуны и стала чрезвычайно популярной в среде рабочих.
1880—1890-е годы отмечены в драматургии чрезвычайно острым интересом к социальной проблематике. Даже люди весьма умеренных политических взглядов, например первый директор Национального театра Ф. А. Шуберт (1849—1915) или писатель М. А. Шимачек, не только постоянно освещают жизнь социальных низов, но не скрывают в своих пьесах негодования по поводу социальной несправедливости. Так, в пьесе о крестьянском волнении 1848 г. «Ян Вырава» Шуберт отвел основное место народным сценам. Трудовому люду посвящена его пьеса «Драма четырех голых стен» (1892). Поводом для ее написания стала стачка горняков близ города Пльзен. О жизни рабочих сахарных заводов Шимачек написал пьесу «Мир малых людей» (1890).
Социальная проблематика постепенно конкретизируется. В этот же период возникает цикл пьес, отражающих расслоение деревни. Не безмятежные картины крестьянской жизни, а изуродованные судьбы людей — жертв проникновения капитала в деревню — интересуют теперь авторов. В 1889 г. писательница Г. Прейсова окончила пьесу «Жена хозяина» и в 1890 г.— драму «Ее падчерица» (впоследствии ставшую для композитора Л. Яначека основой оперы с тем же названием). В 1889 г. появилась первая пьеса А. Ирасека «Войнарка», в 1894 г. он написал драму «Отец». В том же 1894 г. братья Алоиз и Вилем Мрштики завершили драму «Мариша».
Несмотря на разную степень дарования авторов, каждая из названных пьес представляла большой интерес уже тем, что ставила проблему в высшей степени актуальную. На примере женской доли обнажалась губительная власть денег, подчинявшая в те годы вслед за городом и деревню. Голоса драматургов звучали активным протестом против бесправия уже не только национального, но и социального.
В этом смысле характерным произведением стала пьеса «Мариша». Алоиз и Вилем Мрштики выступали как соавторы ряда драматических произведений. Вилем Мрштик был горячим сторонником русской культуры, особенно произведений Гоголя и Толстого. Под воздействием «Власти тьмы», которую он перевел в 1887 г. и добивался ее постановки в течение 13 лет, написана драма о судьбе чешской деревенской девушки, не смирившейся с долей, уготованной ей отцом и мужем. Пьеса «Мариша» отразила круг вопросов, которыми пристально интересовались в эти годы передовые круги чешского общества.
Ни в одном из художественных произведений того времени не были так органично выявлены социальные мотивы драматических судеб героев, как в «Марише». В логике развития характеров отражалось — тонко и многопланово — изменение психологии жителя села. На глазах терпели крушение прочные устои патриархальной семьи. Покорность деревенской девушки становилась молчаливым укором всей деревне, а затем — протестом ожесточившегося существа. Шокированная финалом «Мариши», критика в своем большинстве осудила авторов за «безнравственную» концовку, не считая при этом безнравственной супружескую жизнь, лишенную любви.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.