Русская революция на многие годы вперед определила характер чешской карикатуры, политически активной, пронизанной социальным пафосом. Ведущая роль в развитии политической карикатуры принадлежала журналам «Руде кветы» и «Рашпле». На их страницах появлялись циклы политических карикатур различных художников, часто безымянных. Таковы рисунки «Кровавое воскресенье в Петербурге», «Весна в России», циклы Фр. Купки «Свобода, равенство, братство», графические листы В. Градецкого «Манифест царя» и «Мировой пожар раздуем» и т. п.
В неразрывной связи с русскими революционными событиями были восприняты первые гастроли Московского Художественного театра в Праге в апреле 1906 г.
Спектакли Художественного театра, помимо чисто политического значения, стали важной вехой для развития чешской театральной культуры в целом. Наряду с новым типом театрального творчества, ранее неизвестного чешским театральным деятелям, Художественный театр своими спектаклями открыл новый круг социальных проблем, поставленных драматургией Чехова и особенно Горького. «Для всего нашего поколения Горький был откровением»,— писал позже Эгон Эрвин Киш.
Глубокие общественные противоречия, раздиравшие Австро-Венгрию начала века, атмосфера революционных потрясений породили во всех сферах художественной жизни интерес к социальным проблемам, усилили критические тенденции в освещении современной жизни, обнажили живую потребность в искусстве, поставленном на службу интересам народных масс. Довольствоваться изображением жизни народа, сочувствовать его судьбе было уже недостаточно. «...Когда, наконец,— восклицал Я. Гашек в 1907 г. по поводу низкопробной литературы об угнетении пролетариата,— мы увидим на наших сценах настоящую социалистическую пьесу о победоносном восстании, песню мятежа и гимн побеждающего пролетариата, а не смехотворную дребедень?!»
Вера в неизбежность социальной перестройки общества, которая приведет к рождению новой культуры, определила появление работ, связанных с теоретической разработкой проблем социалистического искусства. Для становления марксистской эстетической мысли важное значение имели работы Антонина Мацека «Социальная поэзия» (1902), «Рабочий в изобразительном искусстве» (1904), «Социализм и культура» (1909), «Кризис литературы» (1910).
А. Мацек (1872—1923) был членом социал-демократической партии, редактировал социал-демократическую газету «Право лиду», много сделал для развития изобразительного искусства социалистической ориентации. «Культура социализма должна резко отличаться от культуры капиталистической, основывающейся только на воле к власти; культура социалистическая опирается на волю и право на счастье»,— утверждал А. Мацек.
Сложный путь чешской и словацкой художественной интеллигенции, которая через поиски и метания пришла к сознательному служению идеалам социализма, отразился в творчестве Станислава Костки Неймана (1875—1947). Преодолев модернизм, увлечение «новой поэзией», «революцией в искусстве», анархизм, который, по словам В. И. Ленина, «являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения», Нейман пришел к социалистической культуре.
Основополагающее значение для становления мировоззрения Неймана имела его близость к рабочему классу. Как бы ни увлекался Нейман поисками новых поэтических форм, он возвращался снова и снова в среду своих старых друзей. «Рабочие собрания стерли с меня все поверхностное аристократическое и декадентское».
Взгляды на общественное назначение литературы и искусства Нейман высказывал в статьях, которые публиковал в редактируемом им журнале «Новый культ» (1897—1905), а затем, с 1913 по 1914 г.,— в газете «Лидове новины» (в 1920 г. он издал эти работы в книге «Да здравствует жизнь!»).
В статьях «Искусство и народ» (1898), «Искусство, художник н народ», «Тенденции в искусстве» (1904), «Искусство и общество» (1911) Нейман рассматривает правду в искусстве как историческую категорию, непосредственно отражающую характер социальной структуры общества. Смысл социализма он видит в максимальном развитии творческих сил человека. «Гражданин XX столетия» — для него понятие, отражающее время, когда все люди на земле станут равны и наступит, наконец, гармония между высокоразвитой индивидуальностью и интересами коллектива. В этих условиях критик обязан обладать способностью видеть раньше других новые тенденции в искусстве.
Эстетические суждения Неймана о путях социальной поэзии, судьбах символизма в изобразительном искусстве были во многом субъективны. Но Нейман неизменно стоял на страже интересов пролетарских масс, ратуя за искусство, им близкое, и стремился творить с этим прицелом сам.
Победа социалистической революции в России, подъем революционного движения в ряде стран Европы определили новый этап в искусстве Чехии и Словакии.
Формирование социалистического искусства в досоциалистических его формах, сближение прогрессивных художников с социалистической идейностью, творчество мастеров, искусство которых объективно усиливало революционный потенциал пролетарских масс, сделали возможным осуществление качественного скачка в художественной культуре чешского и словацкого народов.
ТЕАТР
Чешский, а затем и словацкий театр, сформированный усилиями «будителей» в эпоху национального Возрождения на широкой демократической основе, занял одно из ведущих мест в национально-освободительной борьбе.
Велика была роль театра и на всех этапах движения общественной мысли к эстетическому освоению действительности с позиции нового класса — пролетариата.
Обращенный к народному зрителю, чешский театр чутко реагировал на самые острые проблемы жизпи общества. И в этом немалая заслуга принадлежала Йозефу Каэтану Тылу (1808— 1856). «Театр — это жизнь, и со сцены снова уходит в жизнь...»,— утверждал он. «Образы народной жизни», «картины народной жизни» — так определял «отец чешского театра» жанр многих своих пьес. Чему бы они ни посвящались, их героем был народ.
Формирование личности Тыла и его сподвижников Йозефа Фрича, Карела Сабины, Яна Кашки проходило в период активизации национально-освободительного движения, а также в эпоху революционных потрясений в Европе.
Показывая жизнь народа с праздничной стороны в «Фидловачке», изображая его будни в «Дочери поджигателя» и «Банкроте», Тыл постоянно подчеркивал мысль о социальном неравенстве, о том, что полное национальное единство чехов, за которое он ратовал, не исключает их разделения на богатых и бедных. Тыл отразил и первые вспышки классовой борьбы в Чехии. В повести «Бранденбуржцы в Чехии» (1847) на материале событий, происходивших в Чехии в 1279 г., он создал картину народного мятежа, восстания пражского люда, изгнавшего чужеземцев из пределов своей страны.
Накануне бурных революционных событий в стране в 1847 г. Тыл пишет драму «Кровавый суд, или Кутногорские рудокопы» — первую в европейской драматургии пьесу об организованном выступлении рабочих. Полицейский представитель Праги запретил пьесу, «так как в ней изображается притеснение народа, насильственный мятеж и безжалостное применение военной силы». Хотя действие пьесы относится к концу XV в., нет сомнения, что события, изображенные в ней, написаны под непосредственным влиянием восстания пражских ткачей в 1844 г.
О непосредственной связи пьесы Тыла с революционными событиями в Силезии и Чехии говорит не только содержание, но и ее заглавие «Кровавый суд» — название популярной песни силезских ткачей («Das Blutgericht»), которая возникла во время
восстания 1844 г. и рассказывала о восстании и расправе с ним. Прибегнув к исторической параллели, Тыл выразил в «Кутногорских рудокопах» настроения передовой части чешского общества в канун революции.
В период создания пьесы Тылом из 79 000 населения Праги и ее предместий в 1847 г. было 10 000 безработных. Драматург отразил недовольство трудового народа условиями жизни и готовность к решительным действиям, которые нашли отображение в конфликте между хозяином Бенешом из Вейтмила и восставшими рудокопами. Но значение драмы не исчерпывается этим.
Показывая пробуждение в рудокопах классового сознания, Тыл на образах Голого, Опата и Вита раскрывает неоднородность самого рабочего движения. При общей ненависти к угнетателям каждый из них по-разному смотрит на восстание и по-разному участвует в нем.
Образ рабочего-революционера — молодого рудокопа Вита — один из самых значительных в чешской литературе. Вит — вождь и инициатор восстания. Он лучше других понимает невозможность компромисса между рабочими и хозяевами. Тыл не случайно сохраняет жизнь именно Биту. Из всех заложников только ему удается вырваться из кольца смерти. Автор словно бы изображает путь класса к самосознанию. Голый, Опат, Вит — это не только три направления, но и три стадии рабочего движения. Ценой крови рудокопы осознают свое историческое предназначение.
«Кутногорские рудокопы» были впервые поставлены в Сословном театре в Праге в революционные дни 1848 г.— 24 апреля и явились первой в Австрии книгой, изданной без цензуры (март 1848 г.).
В социалистической Чехословакии пьеса обрела новую художественную активность, став неотъемлемой частью репертуара театров.
На гребне революционной волны в горячие дни Пражского восстания Тыл обращается к героическому прошлому чешского народа и, опираясь на исторический материал, создает образ отважного героя, поднимающего народ на активную борьбу,— Яна Гуса.
Драма «Ян Гус» была принята восторженно. Современники Тыла увидели на сцене не только любимого народного героя, но и воплощение идеалов и настроений своего времени. «Организатор гнева и мести народа» — так назвал позже Яна Гуса М. Горький. Величие духа, вера в правоту своего дела, в свой народ, неразрывная и глубокая связь с ним — отличительные свойства Гуса-вождя. Если прежде в чешской литературе и драматургии героев прошлого, в том числе и участников гуситского движения, изображали личностями легендарными, с печатью исключительности, то в драме Тыла величие Гуса — в его неразрывной связи с народом как активной, живой и постоянно ощущаемой силой. Воля народа определяет ход истории — таков вывод, который делает Тыл в своей пьесе, и в этом выводе — особая ценность «Яна Гуса» для современников писателя.
Не искушай терпения народа, Играть собой он долго разрешает. Когда ж, пресытившись игрой,— восстанет, От грозной силы троны пошатнутся!
Таким образом, Тыл ввел революционный потенциал гусизма в проблематику современности. «Ян Гус» стал художественным отображением духовной кульминации революционных событий 1848 г. в Чехии, а театр — местом утверждения революционных идеалов, выраженных самым доступным способом.
Протест был заключен и в самом факте постановки «Яна Гуса» после поражения Пражского восстания. Премьера 26 декабря 1848 г. превратилась в гигантскую общественную манифестацию. С этого момента чешский театр открыто вступил в сферу общественной борьбы.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.