В 1878 г. создается чешско-словацкая социал-демократическая партия. Подъем рабочего движения в землях габсбургской монархии связан с общим подъемом рабочего движения в европейских странах, укреплением социалистических и рабочих партий, образованием II Интернационала во главе с Ф. Энгельсом. Это, в частности, проявилось и в мощной демонстрации рабочих 1890 г. в Вене, Праге и других городах Австро-Венгрии в день, объявленный Парижской конференцией II Интернационала днем Международной солидарности трудящихся,— 1 мая. И как бы ни старались верхи призывать к неразрывности национальных интересов, к спаянности и целостности нации, жизнь свидетельствовала об ином.
Одним из примечательных явлений художественной жизни Чехии этого времени стало смыкание профессионального искусства с самодеятельным творчеством трудящихся масс. Наряду с писателями, художниками, композиторами, далекими от прямого участия в классовых битвах, но объективно отражавших в своих произведениях острые социальные конфликты времени (Ержабек, Шуберт, Алеш, Сметана, Яначек, Мрштик, Ирасек, Сташек, Шольц), появляются художники, непосредственно связанные с социал-демократической партией и рабочим движением. В эту группу входили Ладислав Запотоцкий (1853—1916), Йозеф Болеслав Пецка (1849—1897), Франтишек Главачек (1853—1937), Леопольд Кохман (1845—1919) и другие. В их творчестве социальная критика велась с классовых позиций. Они утверждали неизбежность общественных преобразований и революционных действий. Творчество пролетарских поэтов, переложение их стихов на музыку известных народных или революционных песен (например, «Марсельезы») способствовали распространению этой новой поэзии в рабочей аудитории.
В 1881 г. на судебном процессе против лидеров революционного движения правительство обвинило пролетарских писателей в распространении социалистических песен и стихотворений. Действительно, многие из них сотрудничали в рабочих газетах, были связаны с деятельностью социал-демократической партии, пропагандировали идеи марксизма. В органах социал-демократии «Дельшщки листы», «Дельник», «Ровност», «Будуцност» Й. Б. Пецка и Л. Запотоцкий помещали переводы произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, свои прокламации, публицистику. Так, например, большой резонанс в рабочей среде имела статья Й. Б. Пецки «Карл Маркс — мыслитель и социалистический агитатор», опубликованная в 1881 г. на страницах рабочего календаря.
В начале 80-х годов правительственные органы начали борьбу с печатью социал-демократов. Однако репрессии не останавливали попыток пролетарских художников подойти к искусству и литературе с точки зрения интересов революционного класса. Создаются работы обобщающего характера, в которых утверждается неизбежность появления этого искусства. Таков труд Й. Б. Пецки «Искусство и социализм» (1880). «Социализм,— писал Пецка,— является, так сказать, средством приблизить искусство к народу и народ к искусству, а поскольку искусство в теперешнем виде не соответствует этому, то отсюда следует, что социализм должен принести с собой художественную эпоху».
Когда бесконечные преследования вынудили Пецку покинуть родину, он издал на чужбине, в Америке, первый «Сборник чешских рабочих песен» со своим предисловием.
Тема революции, призыва к переустройству жизни проходит через все творчество писателя и поэта Святоплука Чеха (1846— 1908), который, по словам Ю. Фучика, «слышал подземный голос пролетарской революции и видел в рабочем единственного героя будущего».
Вершиной политической лирики Чеха явился сборник «Песни раба» (1895), который стал настольной книгой чешских рабочих (на протяжении только одного 1895 г. вышло 23 издания книги!). Первая фраза стихотворения «Честь труду!» стала позже партийным приветствием чешских коммунистов.
Творческая устремленность С. Чеха, его сознательное служение новому классу, страстное разоблачение буржуазии в жизни и искусстве (поэма «Правда», повесть «Путешествие пана Броучека в XV столетие») свидетельствовали о том, что чешская литература сделала шаг на пути к художественному методу социалистического искусства.
С конца 80-х годов до 1918 г. в среде творческой интеллигенции происходит резкое размежевание.
В пылу дебатов о путях искусства все острее ставится вопрос о судьбе реализма. Среди течений, его отрицающих, было направление так называемого «нового реализма» («реализма этического»), представители которого на словах причисляли себя к его сторонникам, на деле же отрицали самые ценные его завоевания: тенденциозность, типизацию, глубинное проникновение в существо социальных контрастов. Возглавлял это направление профессор Карлова университета Т. Г. Масарик (1850—1937). В качестве образцов «этического реализма» декларировалось творчество писателей и художников, исповедывавших идеи морального совершенствования (романы Влчека, «идеальный реализм» журнала «Освета»).
Масарик и его единомышленники осуждали художников критического реализма, считая, что «малые масштабы чешской действительности» обязывают писателей обращать главное внимание на положительные стороны национального характера. В творчестве корифеев литературы других народов Масарика прежде всего интересовал нравственный аспект. Так, в произведениях Толстого и Достоевского он усматривал главным образом поиски их героями бога.
Масарик возглавил «новую волну» охранительных тенденций буржуазной культуры рубежа двух веков. Оборонять буржуазию от идейных противников — для Масарика одна из задач отечественного искусства. При этом он не отрицал и возможности умеренной критики существующего общества в целях ликвидации его отдельных пороков и освобождения от провинциализма. Наиболее порочной и вредной из чешских традиций Масарик считал традицию гусизма, ставшую для Чехии, по его мнению, роковым движением, ибо именно оно направило народ на путь насилия. Зачеркнуть эти традиции, вытравить их из сознания народа и вступить на «путь реальных действий», связанных с прославлением прогресса, который несет человечеству капитализм,— задача «нового реализма».
«Нет более серьезного экзамена,— писал З. Неедлы,— настоящего «пробного камня», для каждой составной части нации, чем ее отношение к гуситской революции — нашей великой народной национальной революцин». Не случайно гуситство как символ революционного духа и освободительных тенденций чешского народа вдохновляло в этот период многих передовых художников. Рабочие поэты слагали стихи, в которых герои гуситской революции сражались за свободу народа в одних рядах со своими потомками.
«Гуситская эпоха — славная эпоха нашей истории и именно сейчас ее идеи наиболее близки нам»,— так определил роль гуситства для идеалов социализма К. Готвальд.
Отстоять революционные традиции народа от атак сторонников «нового реализма» означало для участников идеологической борьбы тех лет отстоять завоевания реализма. Для его теоретического обоснования как прогрессивного художественного метода много сделал Отокар Гостинский (1847—1910). Он заложил фундамент марксистской эстетики, главным образом в области теории реализма. Приближение к историческому материализму помогло Гостинскому широко обосновать теорию реализма на материале литературы, музыки, изобразительного искусства, как он это сделал в работе «О художественном реализме», а также в труде «О первых произведениях изобразительного искусства».
З. Неедлы (1873—1961) — очень важная фигура в истории культуры Чехии. Его деятельность основательно подготовила почву для соединения марксизма с практикой искусства.
Зденек Неедлы выступал за связь искусства с жизнью, за передовые, лучшие национально-реалистические традиции. На материале опер Б. Сметаны и песенного творчества гуситов он говорит о народности искусства. В фундаментальных трудах, таких, как «История гуситской песни» (1907—1913), Неедлы, еще не знакомый в ту пору с марксизмом, близко подходит в своих выводах к основным положениям исторического материализма. Он пишет о народе как творце истории, об объективных исторических силах, которые определяют общественное развитие, о том, что революционная борьба народных масс толкает историческое развитие вперед, способствует решению социальных и национальных задач.
Развивая эстетические взгляды Гостинского, Неедлы возглавил борьбу за утверждение реализма, за признание наследства чешских мастеров искусства, связывая при этом их деятельность с революционной борьбой чешского пролетариата.
В 90-е годы с особой остротой в чешской печати обсуждаются проблемы декаданса. Художники и критики делали попытки рассмотреть движение национального искусства на фоне европейской культуры. Представители социал-демократии критиковали декадентов за изолированность художников этого направления от интересов широких масс (статья Иржи Крейчи «Новые течения и декаданс», 1894—1895), за субъективизм, за отсутствие понимания перспективы развития искусства.
В 1895 г. появляется документ — манифест «Чешской модерны», созданный молодыми литераторами в качестве эстетической программы эпохи. В нем отрицается реалистическая объективность, тенденциозность и классовость искусства. Выступая с неприятием современной буржуазной действительности, авторы манифеста видели выход лишь в бунте художников-индивидуалистов. «Мы ценим личность выше массы»,— заявляли они и призывали сосредоточиться на области человеческих чувств, изучать смутные, неотчетливые, неясные ощущения индивидуума. Но при этом в манифесте отчетливо отразилось неудовлетворение молодых художников состоянием современного искусства, ограниченностью выразительных средств, которыми оно располагало, натуралистическим копированием натуры.
Один из создателей манифеста Франтишек Ксаверий Шальда (1867—1937), несмотря на то, что его деятельность проходила вне партийных сфер, внес на рубеже веков серьезный вклад в процесс формирования чешской марксистской эстетики.
В первый период своей деятельности Шальда придавал особое значение творческой индивидуальности художника. Творческая индивидуальность — понятие эстетическое, стиль художника — проявление этой индивидуальности. Идея, сюжет, манера типизации — суть проявления этого стиля.
Ощущение больших сдвигов, совершающихся в культуре его родины в начале XX в., характерно для творчества Ф. К. Шальды. Он требовал, чтобы критика была «культурным посланием», а художественное произведение определялось не «мертвыми схемами и шаблонами прошлого, а критериями будущего, жизнью» и тем, насколько оно сегодня организует силы и сколько «приносит возможностей развития завтра». «Наступает новая эпоха,— пишет он,— и она требует нового типа писателя... Новые идеи и величайшая из них — идея социальной справедливости — должны быть завоеваны... Поэтому и на арене творчества должен измениться метод».
Именно Шальда понял, что творчество С. К. Неймана и И. Волькера, а также других пролетарских художников важно не только новой тематикой и даже не новой идейной направленностью, а новым творческим методом.
Размах политического движения во время революционных событий 1905 г. активизировал общественную жизнь страны. Массовые митинги, забастовки и демонстрации солидарности с русской революцией превращались одновременно в выступления против режима Австро-Венгрии, против национального и социального гнета. И хотя революционная борьба пролетариата тормозилась оппортунистическим руководством социал-демократии, влияние русской революции было исключительно велико. «Бурный 1905 год и ноябрьские события,— пишет А. Запотоцкий, один из основателей Коммунистической партии Чехословакии, автор романа «Бурный 1905 год»,— впервые сигнализировали о двух истинах... Во-первых, о том, что чешские и словацкие трудящиеся начинают созревать для решения своей исторической задачи — стать основой государственной власти. Во-вторых, о том, что бывшая ранее революционной чехословацкая социал-демократическая рабочая партия и ее руководство встают на путь реформизма и оппортунизма».
Живо откликнулась на события в России и художественная интеллигенция, не принимавшая активного участия в политической жизни. Так, В. Дык в поэме «Два силуэта» изобразил забастовщика, возглавившего восставший народ, и войско, стреляющее в народ. И. С. Махор написал поэму «Россия в январе 1905 года». В пьесе И. Магена «Ключ» герои с русскими именами гибнут за революцию. Революции 1905 г. посвятил стихотворение «Степи» Святоплук Чех.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.