Зарождение социалистического искусства в Чехии и Словакии проходило в ходе национально-освободительной борьбы народа и в тесной связи с революционными идеями, возникшими под влиянием возраставшей роли новой социальной реальности — пролетариата. Путь общественной мысли к социалистическому идеалу берет начало в глубинных пластах истории. Важный вклад в формирование революционных традиций чешского народа внесли традиции гусизма.
Гуситская традиция сформировала определенный тип героизма. Ян Гус, Ян Шижка, Ян Рогач, Иероним Пражский, несмотря на религиозное мировоззрение, вошли в сознание потомков прежде всего как борцы за социальные и национальные права народа. В работе «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельс специально обращал внимание на то, что «классовая борьба протекала тогда (в XVI в. — Л. С.) под знаком религии... нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой...»
Гуситские идеалы помогли чешскому и словацкому народам вести почти столетнюю борьбу с поработителями, пытавшимися обратить вспять культурное развитие страны. Ликвидация независимой государственности привела к почти полному онемечиванию господствующего класса. В этих условиях язык, литература и искусство стали главными средствами формирования самосознания народов Чехии и Словакии.
Участие народных масс в решении вопросов, касающихся существования нации на разных исторических этапах, способствовало созданию демократической культуры, представители которой рассматривали свою деятельность как служение патриотическому долгу. Неслучайно в период национального Возрождения (конец XVIII в.— 1848 г.) их называли «будителями». Усилия представителей этого движения на раннем этапе — Яна Коллара (1793—1852) в Чехии и Людовита Штура (1815—1856) в Словакии — были направлены на развитие демократической национальной культуры.
Исторические условия формирования чешской и словацкой национальных культур неодинаковы. Словаки до 40-х годов XIX в. не имели собственного литературного языка, со второй половины XIX в. стадиальное различие чешской и словацкой культур еще более возросло.
Ряд экономических и политических факторов тормозил социальное развитие Словакии. Наряду с сопротивлением австрийскому гнету ее представители должны были противостоять также мадьяризации народа.
Интенсивная индустриализация, предпринятая австрийской буржуазией, приводит к образованию в Чехии промышленных областей, в которых сосредоточивает силы новый класс — пролетариат. В 1840 г. он впервые заявляет о себе своим выступлением в Быжовской области. В 1844 г. восстают рабочие ситценабивной фабрики Праги.
Выступление пражского пролетариата состоялось незадолго до известных революционных событий в Силезии. Энгельс назвал эти выступления пробуждением рабочего класса «от своего летаргического сна нуждой, угнетением и безработицей...»
1848 г. включил чешский народ в общий процесс мирового революционного движения. Кульминационным моментом этого движения в Чехии стало Пражское вооруженное восстание 12—17 июня 1848 г. Участие в нем широких народных масс. Неедлы назвал «актом, ставшим величайшей гордостью чешского народа после эпохи гуситов». Революционную борьбу чешского народа и особенно Пражское восстание высоко оценили и поддержали К. Маркс и Ф. Энгельс, увидевшие в них фактор усиления революции в Европе.
С Пражского восстания начинается размежевание в среде идеологов национального движения. Рухнули иллюзии единства и гармонии нации. Представители художественной интеллигенции — Б. Немцова, Б. Сметана, Я. Кашка, К. Сабина, Й. К. Тыл — вместе с рабочими и студентами участвовали в восстании и тем самым еще теснее связали свое творчество с трудовыми низами.
Это сказалось прежде всего в утверждении положительного идеала в прозе («Бабушка» Б. Немцовой) и драматургии («Волынщик из Стракониц», «Кутногорские рудокопы», «Ян Гус» Й. К. Тыла). Литература и искусство консолидируют силы нации, что было особенно важно в период «баховской реакции» 50-х годов, назвашгой поэтом Яном Нерудой «временем заживо погребенных».
К этому периоду относятся попытки теоретически осмыслить поляризацию классовых сил. В работе М. Клацела «Письма подруге о социализме и коммунизме» (1849), обращенной к Божене Немцовой, изложена точка зрения на «Коммунистический манифест». Отмечая ограниченность исторического и социального кругозора М. Клацела, З. Неедлы писал: «В этом смысле ближе к социализму была та, кому он направлял свою корреспонденцию,— Вожена Немцова... Она стала социалисткой из познания реальных потребностей бедного люда на Шумаве, и потому для нее было важно не разглагольствование о любви к народу, а реальные пути устранения его нищеты».
Первые шаги сближения художественной интеллигенции с рабочим классом связаны с деятельностью Карела Сабины (1813—1877). В работах «Демократическая литература» (1848), «Слово о романе вообще и чешском романе в частности» (1858), «Литературные картины» (1859) Сабина подошел к осмыслению основных принципов реализма.
Вместе с композитором Б. Сметаной в качестве автора оперных либретто Сабина трудится над созданием произведений, героем которых является народ. Таковы их оперы «Бранденбуржцы в Чехии» (1863) и «Проданная невеста» (1864).
В 1861 г. Сабина публикует теоретический труд «Духовный коммунизм», где с позиций радикального демократа клеймит правящие круги, отнявшие у народа право обогащать свой духовный мир. Сабина излагает требования духовного равноправия нации: право на образование, на «капитал» духа. Здесь не может быть ни права богатых, ни привилегий избранных. Теоретик предлагает умозрительную модель такого общества, где проблема воспитания и образования каждого его члена приводит к раскрепощению заложенных в нем дарований.
«Духовный коммунизм» отражал уровень социального миропонимания прогрессивных общественных деятелей эпохи, среди которых Сабина, по словам З. Неедлы, был «первым социалистом».
Новые тенденции духовной жизни общества с конца 50-х годов ярко выражал журнал «Май», созданный К. Сабиной, Я. Нерудой, В. Галеком, Б. Немцовой, Й. Фричем. Народ для этих художников был не только носителем национальной идеи и патриотических идеалов, но основной частью общества со своим политическим, социальным и нравственным обликом. «1848 год коренным образом изменил наши литературные вкусы,— писал Ян Неруда.— Факт как таковой уже больше не удовлетворяет читателя, он хочет, чтобы были затронуты не только чувства, но и разум и интерес к экономическим проблемам». Полемизируя с представителями консервативного направления — «старочехами», художники-демократы отстаивали действенность искусства и литературы в исследовании социальных отношений.
Передовые деятели культуры сближаются с рабочим движением, становятся организаторами первых рабочих кружков культурно-просветительского плана. Так, Сабина участвовал в создании и был почетным членом кружка «Оул» (1868).
В конце 60-х — начале 70-х годов, стремясь удержать в повиновении порабощенные народы, Австрийская империя пошла на сделку с венгерской знатью. В 1867 г. была создана Австро-Венгрия. С этого момента в национально-освободительное движение включаются широкие массы крестьян, рабочих, мелкой буржуазии и интеллигенции, и оно обретает общедемократический характер. Одной из его форм стали «таборы» — народные торжества в честь памятных дат, связанных с национальной культурой (например, с закладкой фундамента Национального театра в Праге).
К 70-м годам XIX в. рабочее движение вырастает в важную общественную силу. Опыт Парижской Коммуны еще более революционизирует пролетариат. В стране усиливается забастовочное движение. В этот период с особой силой звучит идея интернациональной солидарности. Парижской Коммуне посвящены стихи и песни рабочих поэтов, полные восторга и сочувствия французскому пролетариату. К этому времени относится около 14 обработок и переводов «Марсельезы». Образ Парижской коммуны — в основе аллегорической поэмы «Европа» (1885) Святоплука Чеха.
Важную роль в радикализации позиций многих деятелей искусства сыграли дискуссии о принципах реализма. Необходимо было осознать и в художественных образах раскрыть сущность тех социальных явлений, которые противостояли народным интересам.
Новые тенденции в литературе критического реализма, порожденные развитием борьбы пролетариата, сказались в наступлении на охранительный характер буржуазной идеологии, в переходе художников от сочувствия тяжелой участи человека труда к изображению его борьбы. В 1864 г. Г. Пфлегер-Моравский написал роман «Из жизни малых людей», К. Сабина — роман «Ожившие могилы» (1870). В романе «Философская история» (1878) А. Ирасек показал революционные настроения чешского студен-
----------------------------
Таборы — народные собрания во время гуситских войн, на которых выступали проповедники. Само название связано с горой Табор, расположенной в Южной Чехии (от Фавор-горы, упоминаемой в евангельской легенде о «Преображении господнем»). Уходившие в горы крестьяне основывали военно-религиозные братства. Одно из них — табориты — было наиболее радикальным, носило ярко выраженный антифеодальный характер. Табором был также назван город-крепость, оплот таборитов.
----------------------------
чества, его участие в революции 1848 г. «Малостранские повести» (1878) Я. Неруды вскрыли в повседневном течении жизни острые социальные противоречия.
Представителей этого направления активно поддерживала передовая критика, ведущую роль в которой в эти годы играл Ян Неруда (1834—1891). Поэт, прозаик, критик, журналист, художник яркого и разнообразного дарования, Неруда не только сформулировал принципы чешского реализма, но и оказал влияние на развитие самых разных областей искусства. От его внимания не ускользнуло ни одно значительное явление современного ему отечественного искусства. Смело выступил он в защиту первой оперы Б. Сметаны, открыв для его слушателей суть новаторства композитора.
В ряде статей Неруда разрабатывает проблему типического в реалистическом искусстве. В борьбе за его идейность он развивает мысли К. Гавличека-Боровского о тенденциозности в литературе. Соотношение отечественной культуры с культурами других славянских народов было чрезвычайно важно для демократической эстетики Неруды. Он не был русофилом, но умел точно выделить вклад в культуру России передовых художников. «Русские жанры являются самыми передовыми во всей мировой литературе, будь то роман, новелла или, как у Островского, драма».
Особое место отводил Неруда словацкой культуре. Он призывал словацких коллег преодолеть боязнь отображать суровую правду жизни — из-за ложного понимания национального единства.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.