В новых поселках на промышленные предприятия часто возлагалась роль главных градостроительных доминант. Среди новаторских и значительных промышленных сооружений Польши первой половины XIX в. должны быть отмечены выполненные на основе крупнопролетной деревянной конструкции градирни соляных разработок в Цехоцинке (1824—1833, арх. Я. Граф), здание мануфактуры Фидлера в Опатувне (1824), характерное сдержанным и тактичным применением элементов ордерной классической архитектуры в композиции плоского фасада, а также крупный комплекс металлургических заводов в долине реки Каменной (протяженностью около 40 км).
Репрессии, последовавшие за восстанием 1830 г., пагубно сказались на развитии польской архитектуры и тем более на ее отраслях, связанных с социальной, общественно-значимой проблематикой. Оживление наступило лишь в новый исторический период, начавшийся после восстания 1863 г. и связанный с развитием всех частей Польши по капиталистическому пути.
Важным и прогрессивным явлением в развитии архитектуры второй половины XIX — начала XX в., отразившим рост общедемократических настроений и обострение классовой борьбы, следует считать расширение ее социальной базы, выразившееся в достаточно широком объеме строительства сооружений, рассчитанных на удовлетворение различных, в том числе культурных и бытовых, нужд городского населения.
Несмотря на условия политического гнета и тяжелое положение с архитектурными кадрами, существенно увеличилось количество возводившихся больниц, школ, высших учебных заведений, театров, а в последней четверти XIX в.— зданий кредитных и страховых обществ и банков. Осуществлялись поиски новых композиционных приемов и стилевых концепций, внедрялись новые строительные материалы и конструкции (чугун, железо, с конца XIX в.— железобетон и т. д.).
Развитие жилищного строительства было отмечено возникновением новых типов зданий, например многоквартирных доходных домов, заселявшихся представителями средней и мелкой буржуазии, технической интеллигенцией и т. д. Однако доходные дома с благоустроенными квартирами по уличному фасаду во вторых этажах и с дешевыми, плохо проветриваемыми и темными квартирами, выходившими во дворы-колодцы, ярко выражали контрасты социального и экономического положения различных слоев общества (строительство рабочих жилищ почти не велось).
Важные шаги, сделанные во второй половине XIX в. в разработке типов многих общественных зданий, рассчитанных на пользование широкими слоями городского населения, также отразили общедемократические тенденции периода.
Ряд возведенных в конце XIX — начале XX в. новых больниц, клиник, учебных заведений и банков (варшавский Дисконтный банк, Политехнический институт в Варшаве) отмечен расширением состава помещений, наличием больших вестибюлей и залов и значительным усовершенствованием функционально-планировочных систем, часто связанным с использованием новых возможностей строительной техники (стеклянные покрытия больших залов и внутренних дворов и т. д.).
Представляют интерес и функционально-технические решения некоторых построенных в конце XIX в. вокзалов и школьных зданий (школа Вавельберга-Ротванда в Варшаве, промышленная школа в Кракове), а также зданий спортивного или культурного назначения с просторными зальными помещениями (Варшавский цирк с купольным залом, Музей промышленности и сельского хозяйства арх. В. Ракевича и др.).
Обращение к новым строительным материалам и конструкциям как источникам рациональных функциональных решений и новых формообразований составило важную, хотя и слабо развитую в тот период прогрессивную тенденцию архитектуры. Ранее всего эта тенденция получила выражение в творчестве архитекторов Я. Гая, А. Кропивницкого и Ф. Ланчи, использовавших чугун в качестве конструктивного элемента сооружений (колонны, балки, лестницы), декоративных элементов (кронштейнов и пр.). Характерные примеры — Гостиный двор в Варшаве (1841, арх. Я. Гай, А. Кропивницкий), подъездные ворота с чугунными украшениями житницы в Любляне (1844, арх. Я. Гай), жилой дом на Краковском предместье в Варшаве с поддерживающими опоры арок тонкими чугунными колоннами на фасаде (1847, арх. Ф. Ланчи).
Под влиянием демократических идей и подъема рабочего движения в конце XIX — начале XX в. возникает и неуклонно ширится движение за внедрение новых приемов в градостроительство, за благоустройство массовой городской застройки; создаются новые типы общественных зданий просветительного, культурного и общественного назначения. Развитие прогрессивных тенденций находит выражение также в обращении к образцам и традициям народной архитектуры и крестьянского искусства и в поисках новых приемов и средств формообразования, свободных от традиционализма «стилевой» архитектуры XIX в. Оба эти явления, внешне как будто не связанные друг с другом, составили в совокупности истоки плодотворной традиции начинающей формироваться социалистической культуры.
Поиски нового стиля осуществляются иногда и на базе традиционных для предшествующего периода исторических форм ордерной архитектуры. В этом плане показательны эксперименты архитектора Теодора Таловского (1857—1910). Таловский сочетает общую классицистическую структуру фасадов сооружений с асимметрией объемных композиций и обогащает пластику сооружений сочетанием разнообразных фактур в наружной отделке (жилой дом на ул. Реторика в Кракове, 1882—1891).
На рубеже XIX—XX вв. польская архитектура активно включилась в охватившие всю Европу поиски новых стилевых форм и концепций, в борьбу против «историзма» и эклектики. Важное значение в сложении новых направлений художественных поисков имело влияние западноевропейского «Сецессиона». Однако решающую роль сыграла потребность в национальном самовыражении, осознанная и сформулированная еще в последней четверти XIX в. в исследованиях и высказываниях различных деятелей польской культуры (Ф. Мартиковского, С. Виткевича и др.).
Станислав Виткевич первым разработал теоретическую концепцию польского стиля, основанную на широком использовании достижений народного искусства и выдвижении на первый план значения художественных ремесел и декоративного мастерства. Он же создал образцы своеобразного национально-романтического стиля, использующего формы сельской деревянной архитектуры, в основном архитектуры Подгалья, получившего название «закопанского». Образцы этого стиля (например, деревянная вилла «Под едлями» С. Виткевича в Закопане, 1897) характерны наличием крутых крыш, высоких фронтонов, арочных окон и эффектным контрастным сочетанием каменных цоколей и досчатых стен.
В первые десятилетия XX в. новые тенденции в области формообразования обнаруживаются и в сооружениях, связанных с деятельностью и влиянием художников «Молодой Польши», сыгравших большую роль в обновлении декоративно-прикладных отраслей польского искусства.
В архитектуре влияние художников «Молодой Польши» проявилось в распространении изогнутых пластических линий в завершениях сооружений, в живописной асимметричной компоновке архитектурных объемов и форм (эркеров, башен), в распространении стеновых фризов с живописным растительным или геометрическим орнаментом на стенах фасадов и интерьеров, наконец, в широком применении в отделке фасадов цветных плит облицовки. Значительный интерес представляет, например, интерьер вестибюля здания Врачебного общества в Варшаве с доминирующим в его облике выполненным из железа растительным орнаментом ограждения внутренней парадной лестницы и аналогичным живописным фризом стен (худ. С. Выспянский).
Разнообразные формы воплощения новых художественных идей в польской архитектуре представляют собой краковские здание Старого театра (1903—1906, арх. Т. Стриенский, Ф. Мончинский), дом Чинчела (1906—1908, арх. Л. Войтычко), здание промышленного училища (1912, арх. С. Одживольский). Для двух первых сооружений характерны большие арочные окна первого этажа, сбитый ритм проемов, изогнутые линии декоративных форм, свободное решение фасадов; в композиции промышленного училища господствуют типичные для народного жилища польских горцев крутые высокие кровли, низкие купола и декоративные решетки арочных окон.
Другое направление польской архитектуры начала XX столетия связывает поиски новых средств выразительности с художественным осмыслением новых пространственных решений, новых строительных материалов и конструкций. Характерные примеры этого рационального и демократического в своей основе направления — здание промышленно-технического музея в Кракове (1909—1914, арх. Т. Стриенский, И. Чайковский), отмеченное простотой лишенных украшений фасадов с большими современными окнами, здание вокзала во Львове (1904, арх. В. Садловский), Люксембургский пассаж в Варшаве (1909, арх. Ч. Пшибыльский), торговый дом Яблоковских в Варшаве (1911, арх. К. Янковский) — первый в Польше крупный универмаг нового типа с верхним освещением внутреннего холла, объединяющего выходящие в него галереи этажей.
Открытые формы стальных конструкций большепролетных перекрытий, большие стеклянные витрины, железобетонные перекрытия составляют важные новые элементы сооружений этого стилевого направления. Его господствующая концепция — развитие архитектуры по пути простоты форм и согласованности архитектурно-художественного решения с используемыми в постройках материалами и конструкциями.
Новаторским сооружением явилось здание банка кооперативных товариществ в Варшаве (1912—1917, арх. Я. Хейрих), выделяющееся простотой и целесообразностью плана и рациональным решением внутреннего пространства (здание имеет большой зал банковских операций и просторный вестибюль с двумя круглыми лестницами, выявленными в объеме сооружения как две фланкирующие его центр круглые башни). Общая композиция здания, характерная наличием простых вертикальных членений, предвосхитивших архитектуру функционализма и конструктивизма, представляла значительный шаг в развитии зодчества своей эпохи.
Важным прогрессивным явлением в развитии польской архитектуры начала XX в. явилось новое обращение к социальным проблемам градостроительства и начало формирования градостроительной науки, выдвинувшей проблемы создания новых приемов массовой жилой застройки и поисков путей целесообразного развития городов.
Среди важнейших прогрессивных тенденций польской архитектуры периода, предшествовавшего первой мировой войне, составивших плодотворную основу социалистической строительной культуры, следует отметить также связанное с нарастанием в различных частях Польши рабочего движения и революционной ситуации пробуждение интереса к проблеме рабочего жилища как важнейшей социальной задаче архитектуры. Впервые перед профессиональными зодчими в качестве одной из основных была поставлена цель создания типов благоустроенных жилых домов и квартир для рабочих, соответствующих тогдашнему уровню комфорта и благоустройства. Однако практически последовательную разработку эта проблема получила лишь с победой народной демократии.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.