Изображается пестрая толпа богомольцев, празднично одетых крестьян, у входа в монастырь св. Юры во Львове. Но беззаботность толпы лишь подчеркивает мрачную драматическую группу «дедов» — лирников и певцов, этих крестьянских пророков, тесно сбившихся на первом плане. В изображении их мрачных, искаженных лиц, точно пророчащих беду, во всем строе картины, где явственно проявляются экспрессионистические черты, проступает новое отношение к народной стихии. Художник настойчиво ищет концентрированные изобразительные средства: его линия теряет плавность, становится цепкой и жесткой, обвивает фигуры точно колющейся веревочной петлей. Цветовые сочетания становятся более произвольными и острыми, контрасты приобретают более важное значение, и весь образный мир польского постимпрессионизма словно бы «сдвигается» на глазах, резко драматизируясь.
Совсем по-иному входит крестьянская тема в творчество одного из самых своеобразных и интересных польских художников тех лет, Ф. Рущица (1870—1936). Он не был связан ни с социально-критическим, ни с революционно-пролетарским направлением. Рущиц — мастер пейзажа, причем пейзажи его всегда носят символический оттенок. Раннее творчество Рущица тесно связано с кругом «Мира искусства», в состав которого он входил. Уже это характеризует Рущица как мастера, далекого от социальной проблематики. Но тем интереснее тот факт, что в его пейзажах 900-х годов появляются люди (раньше он писал «чистые» пейзажи), и люди эти — крестьяне. Фигура крестьянина, пашущего на волах под тяжелым небом,— ключ к образу его лучшей картины «Земля» (1898). Толкования ее могут быть очень различны. Но важно отметить, что для художника оказывается естественным в поисках универсального символа обратиться именно к образу пахаря. Это уже совсем иная наполненность образа, чем у краковских постимпрессионистов. Перерастает она и рамки социально-бытовой трактовки, с таким размахом и мастерством воплотившейся в образах Хелмонского. Пример этот в творчестве Рущица не единичен. И в других картинах, сохраняя символический оттенок, он трактует тему земли и того, кто изначально связан с ней, причем делает это в драматическом плане.
В 1905 г. Рущиц написал полотна «В мир» и «Переселенцы» — своеобразный отклик на массовую эмиграцию населения. Обе картины свидетельствуют о том, что впечатления реальной действительности нашли в творчестве Рущица глубокое отображение. Мало кому из польских художников удалось передать так ощутимо трагедию людей, выросших на земле и отрывающихся от нее, как это сделал Рущиц в полотнах, где маленькие, сгорбленные фигурки бредут, точно с трудом преодолевая сопротивление ветра и собственную усталость, куда-то «в мир», по краю земли, под нависшим над ними мрачным небом.
События 1905 г. вызвали к жизни область художественного творчества, непосредственно связанную с революционными событиями,— политическую сатиру. По условиям польской действительности этот жанр не мог открыто развиваться в XIX в. Настоящий «взрыв сатиры» в Польше произошел в 1905—1907 гг. Впрочем, только к сатире неправомерно сводить всю польскую политическую графику тех лет. Надо говорить вообще о журнальной графике — и о зарисовках с натуры, и о карикатурах, и о гротесковых портретах государственных деятелен.
Польская журнальная графика времен революции 1905 г. близка русской графике. В полной мере можно отнести к ней характеристику, которую дает М. Милотворская русским журнальным рисункам тех лет: «Образы жизненно-конкретные и обобщающие — символические, мотивы сатирические и героико-романтические сопутствовали друг другу, в равной мере характеризуя творческую устремленность революционной публицистики». Ведущие темы польской журнальной графики также посвящены изображению событий дня, разоблачению средств и методов подавления восстания.
Журнальная графика явилась одним из наиболее интересных и живых аспектов искусства революционного периода. В частности, она позволяет проследить его интернациональные связи, поместить в общий контекст европейского протестующего искусства 900-х годов.
Материал графики чрезвычайно разнообразен и по сюжетам, и по средствам их воплощения. Разнообразны и несхожи между собой приемы, используемые Г. Маркусси, Г. Новодворским, Э. Линдеманом, С. Ленцем, Л. Навоевским и другими мастерами журнального рисунка. Жанровые сценки появляются рядом с символическими, карикатуры на политических деятелей — с изображением военных событий.
Среди них есть рисунки, исполненные с истинным артистизмом. Таковы сатирические портреты политических деятелей, в которых ощущается превосходное владение гибкой линией модерна и черным пятном. Очень интересен рисунок 1908 г. из собрания варшавского Музея революционного движения (тушь, перо), изображающий отчаявшихся русских крестьян, во двор к которым слетается стая фантастических птиц: жандармы, военные с вороньими крыльями. Впечатление и очень страшное, и смешное. Автор рисунка, который скрывается под инициалом «W», тщательно подчеркивает русский колорит в костюмах и самом типе крестьян, напоминающих героев русской сказки, и в орнаментальной рамке рисунка.
Близок указанной сценке с аналогичной подписью рисунок 1907 г. (тушь, перо), на котором три всадника, видимые со спины, едут, помахивая нагайками, в «Привислинский край» (как указывает надпись на верстовом столбе). Это каратели — Алексеев, Сазонович, Замысловский. Перед ними восходит солнце — надпись на нем гласит: «Рубль». И этот рисунок окаймлен рамкой; на этот раз, в соответствии с содержанием, в орнаменте используются летучие мыши.
В совершенно иной, мрачно-экспрессивной манере решен рисунок «Привидение в Берлине» (1906, тушь, перо) из собрания того же музея, исполненный Г. Новодворским. Кайзеру является отрубленная голова, поднятая на штык, истекающая кровью, в ореоле мученичества. Большие белые и черные плоскости, динамичная композиция, лаконизм умело отобранных деталей...
Однако в Польше было мало работ такого высокого качества, как те, что печатались в русском «Жупеле» или «Адской почте». Рассмотренные выше рисунки не поднимаются до уровня работ Лансере, Добужинского или Серова. Но, безусловно, они означают новую ступень в развитии польской журнальной графики и в создании форм политически действенного рисунка вообще. В канун больших классовых потрясений это приобретало особый смысл.
Социалистическое искусство получило в начале XX в. сильный толчок к развитию, хотя ближайшее десятилетие не только прямо не продолжило, но даже приглушило это направление в польской живописи и графике. По-настоящему широко оно войдет в польское искусство только в 20-е годы нашего века.
АРХИТЕКТУРА
Тесная связь искусства с национально-освободительным движением, присущая всем славянским культурам XVIII—XIX вв., получила особенно яркое выражение в польском искусстве. Драматическая ситуация, связанная с утратой государственной целостности и независимости, возложила на польское искусство, в том числе и на архитектуру, особую миссию содействия сохранению национальной культуры, поддержки патриотического духа во всех частях раздробленного государства, укрепления чувства национального самосознания.
Однако если созданные в Польше в первой половине XIX в. величайшие творения романтической поэзии и музыки (произведения Мицкевича, Словацкого, Шопена), непосредственно и ярко воплотившие трагические события истории страны, сыграли значительную роль в развитии патриотических чувств и идей национального освобождения, то произведения архитектуры, наряду со
своими утилитарными функциями, служили лишь задачам созда ния международного престижа национальной культуры.
Большое значение в развитии господствовавшей в Польше с конца XVIII в. архитектуры классицизма и в поднятии ее архитектуры до уровня европейского зодчества имела деятельность архитекторов Ш. Цуга и Я. Камзетцера (конец XVIII — начало XIX в.), а затем итальянского архитектора Антонио Корацци (1792—1877), работавшего с 1818 по 1847 г. в Варшаве, Любляне, Калише и других польских городах, и архитектора Хенрика Маркони (1792—1863).
В деятельности двух первых архитекторов, особенно в творчестве Ш. Цуга, развивались сложившиеся в России своеобразные «славянские тенденции» романтизации и индивидуализации строгих канонов классицизма, в деятельности вторых господствовало стремление к монументальности и представительности образов, то есть к реализации «престижных» задач архитектуры.
Важнейшей заслугой Корацци было развитие искусства пространственной градостроительной композиции, разработка темы парадного городского ансамбля. Построив в Варшаве ряд монументальных сооружений общественного и административного назначения здание Общества друзей наук, или дворец Сташица, 1818 г.; здание Государственной комиссии приходов и казны с парадным дворцом и стройными кордегардиями; здание Польского банка (1824—1825) и Большой театр (1825—1833)] и создав два замечательных архитектурных ансамбля классицизма — Банковскую и Театральную площади, Корацци способствовал формированию парадного облика центра Варшавы, не уступавшего современным ему центральным ансамблям многих европейских столиц.
Прогрессивные демократические тенденции зародились в стране в сфере градостроительного проектирования. В 20—30-х годах XIX в. на территории Королевства Польского в связи с некоторым подъемом экономики и оживлением промышленного строительства развернулось проектирование расширяющихся промышленных центров (прежде всего Варшавы), а также городов, закладываемых на основе строительства новых промышленных предприятий (Лодзи, Томашева, Жирардова, Островеца).
Градостроительные проекты и начинания первой половины XIX в. преследовали цели повышения международного престижа польских городов как своего рода «визитных карточек» национальной культуры. Развивая формальные классицистические приемы планировки и застройки улиц и площадей, они были отмечены распространением «рационального начала», выразившегося в функциональном зонировании городских территорий (планировка г. Лодзи).
Уже в первой четверти XIX в. в Польше была осуществлена первая проба проектирования значительной по размерам сельскохозяйственной территории. Проект планировки крупного поместья Лысковиче (1827) — пример целостного композиционного решения большого пространственного организма.
В целях упорядочения и рационализации городского строительства в первой половине XIX в. в королевстве были изданы законы, регламентировавшие рост городов и некоторые габариты застройки. Тогда же были разработаны и опубликованы в специальных альбомах рекомендуемые к строительству типовые проекты жилых, общественных и промышленных сооружений. Применение этих проектов в массовом строительстве должно было способствовать повышению его общего уровня и целостности и стилевому единству городской застройки.
Важное значение в осуществленной в первой половине XIX в. застройке польских городов и в формировании нового облика площадей и магистралей принадлежало зданиям государственной и городской администрации и общественным сооружениям культурного назначения, что связано с вступлением страны на путь буржуазных преобразований или задачами подъема национальной культуры. Новой сферой воплощения прогрессивных социальных идей стало проектирование рабочих поселков и заводских территорий, впервые (за исключением отдельных примеров строительной практики конца XVIII в.) включенных в число архитектурных объектов, к которым стали предъявляться требования функциональной и композиционной целостности и организованности.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.