В «Забастовке» изображены трое рабочих, стоящих перед зрителем тесной группой, плечом к плечу. Точно так же, лицом к лицу встало перед польской интеллигенцией новое общественное явление. И острое чувство ошеломленности, недоверчивости, часто неприятия этого явления отразилось в полотне Ленца, на свой лад запечатлевшем первый исторический шаг в движении польского пролетариата. В картине властно звучит тема стойкости и уверенности, как бы олицетворившаяся в образе рабочего, стоящего прочно, неподвижно, со скрещенными на груди руками. По обеим сторонам рабочего стоят два его товарища, фланкирующие центральную фигуру, почти дословно повторяя жест, движение друг друга. Одинаковые кожаные передники охватывают сильные фигуры, как бы сдерживая их порыв, но зато придавая их позам прочность и уверенность. Все три фигуры срезаны выше колен, рабочие как будто растут на глазах, тянутся вверх, вот-вот сломают плоскость полотна. И при этом все трое — каменно неподвижны. Из сложного сочетания этих двух начал — неподвижности и стремления, тем более сильного, чем сильнее оно сдерживается, и рождается напряженность эмоции, пронизывающей каждую клеточку картины Ленца: это, говоря словами Мицкевича, молчание «оружья перед выстрелом». Со строгой последовательностью построив картину на сочетании двух движений, двух стихий, Ленц сделал носителями их вполне живые, конкретные образы. И эта полнокровность жизненного содержания картины сближает Ленца с наиболее проницательными польскими реалистами того времени в области литературы. Герои Ленца — вполне конкретные образы варшавских пролетариев, но очищенные от мелких, бытовых примет, что придает картине подлинную монументальность звучания.
Зерно увиденного на варшавской улице факта разрослось здесь в сложную ткань обобщенного образа. А некоторая нарочитая обнаженность средств его построения — почти агрессивный в своей выразительности ритм, подчеркнутая экспрессия лиц и жестов, сам тип эмоции, тоже «построенной», пропущенной сквозь призму авторской воли, а не просто дублирующей то живое впечатление, которое рождала у интеллигентного варшавянина толпа забастовщиков,— это новые черты для польской живописи. В картине Ленца явственны новые тенденции, выходящие за рамки критического реализма в том его виде, который был знаком польской живописи. Главное отличительное свойство героев Ленца — сила. Тяжелая, суровая, беспощадная. Атмосфера вокруг рабочих — нагнетенная, она ощутимо давит на них. Они не просто стоят — они противостоят всему миру и «вихри враждебные веют» над ними.
Выше говорилось о традициях воплощения в польском искусстве темы восстания, так часто оборачивавшейся темой героической гибели. Шляхетский повстанец, символизирующий дворянский этап в освободительном движении Польши, оплаканный польским искусством в картинах Мальчевского и Сохачевского, передал эстафету суровым и по внешности «аптигероическим» рабочим Ленца. Это придает им значительность, но отчасти рождает и налет трагизма, готовности скорее к славной смерти, чем к победе. Художник написал свою «Забастовку» в 1910 г., после разгрома революции 1905—1907 гг., в трудный период для всех, кто был заинтересован в судьбах рабочего класса.
Ленц не имел прямых продолжателей в последующие десятилетия. Ни годы первой мировой войны, ни первое послевоенное десятилетие не принесли крупных работ, которые были бы связаны с темой пролетариата и его борьбы. Но традицию «Забастовки» (трудно установить, в какой мере это сознательная ориентация, в какой — естественный ход событий) продолжили картины, возникшие гораздо позже, уже в Народной Польше, и тоже связанные с темой пролетариата.
Творчество Ленца практически вобрало в себя почти всю проблематику передового польского искусства, пытавшегося раскрыть тему пролетариата. Другие мастера обращались к более частным сторонам явления и чего-либо существенно нового в постановку проблемы не внесли. Однако следует упомянуть главных из них.
Краковский мастер Ф. Паутч, о котором пойдет речь в связи с крестьянским жанром, написал полотно «Рабочий» (1907). В картине ощущается попытка монументального решения. Фигура рабочего, вытирающего пот с лица, как бы высящегося над землей, венчающего ее, приобретает здесь черты символа. В польском искусстве существовала тенденция к монументально-символическому воплощению темы труда, созвучная многим явлениям художественной жизни других европейских стран и более всего — России. К работам этого плана можно отнести полотна Ф. Выгживальского (1875—1946), хотя структура их менее органична, а живописная система носит неприятный оттенок натурализма, особенно в деталях.
Выгживальский написал в Риме триптих «Освобождение» (1901—1905). Центральная часть триптиха носит то же название; боковые части — «Бурлаки» и «Вооруженные рабочие на заводе». (Сюжет «Забастовки» художник повторил в картине 1928 г.). Большие размеры триптиха «Освобождение» подчеркивают, что он с самого начала был задуман как монументальное произведение.
Отдавая должное замыслу художника и его смелости, надо отметить некоторую форсированность изобразительного языка.
Видимо, в данном случае мы встречаемся с неумением выйти за рамки привычных решений, с невозможностью трактовать новые темы привычными средствами. Пробуждение угнетенных — их протест, мятежность, сила — требовали средств воплощения, которые польское искусство еще не выработало.
Рабочую тему в трактовке польских художников естественно поставить в связь с образами рабочих в европейском искусстве последних десятилетий XIX в., например в Бельгии и — под влиянием бельгийских мастеров — во Франции. На первом месте здесь новаторское творчество К. Менье. Художники рабочей темы возрождали форму триптиха, идя в русле художественных исканий эпохи. Именно триптих позволял обобщать будничные сцены, сообщать им символический характер, монументализировать образы тружеников.
Влияние этого искусства явственно ощущается в картинах Выгживальского.
Ярким доказательством того, с какой неотвратимостью вошли в искусство новые темы, служат рисунки Витольда Войткевича (1879—1911), большого и самобытного краковского мастера, чье творчество вращалось до тех пор в кругу тем и образов диаметрально противоположного свойства. Исполненный грустной символики, полупризрачный мир детей и кукол, сказочный, таинственный, загадочно переменчивый, возникал в его живописных полотнах и графике 900-х годов.
Обращение Войткевича к теме рабочих поставило в тупик не одного исследователя еще и потому, что ни до, ни после 1905—1907 гг. в его работах этот сюжет не появлялся.
Рисунки Войткевича, связанные с 1905 г., полностью никогда не публиковались; они находятся в собрании Национального музея в Варшаве. Обычно в монографиях и статьях приводится только «Демонстрация», воссоздающая беспорядочное и бурное движение толпы рабочих по тесной старинной улочке Кракова (в книге В. Ющака о Войткевиче воспроизведена «Заря свободы»).
По-видимому, Войткевич задумал небольшой цикл из пяти рисунков, одинаковых по формату, по технике (тушь, перо) и объединенных единым настроением. Нельзя сказать, что эти рисунки не содержат сколько-нибудь бытовой трактовки сюжета и всецело принадлежат стихии символизма, усложненной, метафорической образности. Но сюжеты произведений такого рода чрезвычайно трудно описать словами,— это относится и к большинству рисунков Войткевича, где если и улавливается какая-то бытовая основа, то она предстает в явно трансформированном виде. Тем не менее тот факт, что он оставил несколько, пусть сложно связанных между собой, пусть неясных по сюжету, но явно откликающихся на рабочие волнения 1905 г., рисунков,
очень симптоматичен. Если даже художник такого типа, как Войткевич, ощутил потребность высказать языком искусства свои впечатления от рабочих выступлений,— значит, они поистине всколыхнули основы привычного миропорядка и искусства.
Для Войткевича эта тема существовала как еще один аспект занимавшей его «вечной» темы метафизического зла, которое довлеет над миром. Пролетариат в его рисунках — страдающее начало, его представляют фигуры людей искаженных, безобразных, мучительно сломленных. Обобщение жизненных впечатлений идет по линии концентрации напряженного, тягостного чувства.
Однако в «Заре свободы» свет, вспыхнувший в правом, верхнем углу композиции, начинает расталкивать мрак; «расталкивать» — потому, что мрак здесь персонифицирован в страшных, полуразличимых призраках. Они оттесняются светом и стремятся закрыть его снова. А далеко внизу, на дороге, на которую через прорыв тьмы упали лучи, идут скорченные, но упорные фигурки. В общем контексте серии их легко можно определить как рабочих, как мотив их демонстрации, похода, трагического шествия. Позади шествия рисуется мрачный силуэт города.
Именно то, что рабочие противопоставлены тьме как некой вездесущей и всевластной силе, поднимает значение их действий до масштабов всемирного, героического бунта. Противопоставлены не конкретные рабочие и реальные их враги, не люди — людям, а стихия — борцам, тьма — свету. Свет разверзает небо благодаря их усилиям, и лучи мучительно занимающейся зари свободы направлены на них. Разумеется, такое толкование нельзя считать ни единственным, ни окончательным. Но в любом случае эти рисунки знаменуют порыв к реальной проблематике, к воплощению действительности, что в иных случаях почти не встречается в творчестве этого мастера. Они стоят в том же ряду, что полотна Ленца или графическая серия А. Каменского «Дух — революционер».
Антони Каменский создал произведение почти плакатной определенности, продолжающее национальную традицию в области серии рисунков, посвященных освободительному движению. Каменский открыто обращается к творчеству А. Гроттгера. Это еще один пример того, как традиции прежнего воплощения идеи национально-освободительной борьбы мобилизуются пролетарским искусством. Впрочем, это еще не пролетарское искусство; но это, несомненно, попытка создать правдивый образ событий, окрашенный отсветом романтического мировосприятия. Серия не очень органична. Но тем более явственно проявляют себя заключенные в ней тенденции. Среди них есть очень характерная, с нею мы встречаемся и в современном польском искусстве, где она выступает одним из основных мотивов в отражении событий войны, Это идея города, воплощающая и образ борющегося населения, и через него — образ страны.
Печать революционных событий лежит и на произведениях, прямо не связанных ни с пролетарской темой, ни с отражением
классовых битв начала века. В первую очередь сказанное относится к крестьянской теме. Здесь появились произведения, возникновение которых еще совсем недавно было бы невозможно. Лишь теперь рушится окончательно тезис «с польской шляхтой — польский люд», беспочвенность которого так беспощадно была вскрыта С. Выспянским еще в годы всеобщего увлечения «союзом с крестьянством». Несовместимость идеалов и задач двух основных пластов польского общества, так долго находившихся в ситуации, маскировавшей эту несовместимость общими целями национального освобождения, теперь уже навсегда разоблачена.
Среди работ краковских художников,— а именно им было особенно свойственно импрессионистически открытое, внесоциальное, зрелищное начало в изображении жизни польской деревни,— появляется, например, полотно Ф. Паутча (1877—1950) «Деды». На первый взгляд, оно написано в канонах именно этого праздничного аспекта (Паутч, наряду с К. Яроцким, В. Сихульским, В. Тетмайером, входил в группу «художников деревни»).
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.