Последние были тесно связаны в своем творчестве с идеями позитивизма. С наибольшей отчетливостью это проявилось в деятельности литераторов, критиков и художников, объединившихся вокруг журнала «Вендровец» («Странник») во второй половине 80-х годов. Ведущую роль среди них играли Б. Прус, А. Сыгетынский, художник и блестящий критик-полемист С. Виткевич. Творческую же практику, отражавшую взгляды группы «Вендровца», представлял ряд художников — братья А. и М. Герымские, Ю. Хелмонский и некоторые их варшавские коллеги. В известной мере творчество этих художников типологически близко русскому передвижничеству. В их произведениях впервые в польском искусстве выступила действительность в богатстве и разнообразии ее природных и социальных явлений. Образ деревни и — что было новостью — образ города с покоряющей естественностью возникли на их полотнах. Правда, они не встретили, особенно на первых порах, сочувственного интереса со стороны зрителя. Путь становления искусства, берущего на себя задачу социального анализа, но одновременно стремящегося разрешить целый ряд формальных проблем живописи, в Польше был нелегок.
Воспитанное на романтическом искусстве общество привыкло к творчеству, идейным стержнем которого была обязательная патриотическая направленность. Картины же реалистического направления представлялись многим современникам безыдейными и плоскими, не способными глубоко отразить духовные запросы времени. Отвечая на этот упрек, Б. Прус написал ряд ярких полемических статей, в которых, в частности, иронически классифицировал возможные сюжеты по признаку «присутствия идей»: «Ягелло побил крестоносцев под Грюнвальдом» — есть идея; «Урядник побил холопов под корчмой» — нет идеи. «Замойский берет в плен Максимилиана под Бычиной» — есть идея; «Эконом реквизирует скот в поле» — нет идеи и т. п.».
Последовательной борьбой за то, чтобы уравнять в правах перед искусством «Яна Замойского» и «Эконома», и явилось творчество варшавских художников-позитивистов. По сравнению с творчеством жанристов 60-х годов и в согласии с общеевропейским ходом развития искусства исследование жизни в их картинах расширяется и одновременно углубляется. Все более разнообразные слои общественной деятельности охватываются искусством, при этом и творческий его потенциал значительно возрастает. Художники ставят перед собой живописные задачи, которые не возникали перед их предшественниками. Не случайно С. Виткевич в своей книге об Александре Герымском писал: «Герымский является одним из первых, если не первым художником, который пробил брешь в понятиях нашей публики и заставил ее уважать живописца — за живопись».
Наиболее талантливым в этой группе был Александр Герымский (1850—1891). Передовая социальная, общественная программа этого художника ясно выражена в его варшавских жанрах 80-х годов («Набережная на Сольце», «Рабочие песчаного карьера» и др.). Одновременно именно он самостоятельно подошел к принципам импрессионистической живописи. Творчество Герымских и Хелмонского оказалось одной из вершин живописного мастерства польской живописи XIX в.
Действительность зазвучала на полотнах польских реалистов с невиданной ранее силой в работах Юзефа Хелмонского, лучшего мастера крестьянской темы. Передовые современники сразу поняли и оценили всю широту и силу его искусства. Как писал С. Виткевич, «крестьянина, который жил в труде и бедности, под гнетом всяческих невзгод, и природных, и социальных; который страдал или веселился всей душой, для себя, а не для развлечения зрителей...; который, избранный войтом, стоял, с полными руками бумаг, не понимая, что в них такое; которого сек дождь и ветер трепал, и снег засыпал на осенних дорогах, и который,
несмотря ни на что, имел вдосталь сил и веселья для гулянки, и приглашал барышень на тапец — такого крестьянина ввел в живопись только Хелмонский».
Однако польская живопись 80-х годов отнюдь не сводилась к бытовому жанру. Мы уже говорили об огромном значении темы освободительного движения для польского искусства. Поэтому в нем есть и немало жанровых сцен, отражающих восстание и его будни. Среди них поэтичностью и живописным мастерством выделяются небольшие полотна М. Герымского, бывшего повстанца (например, «Повстанческий патруль», 1871). В основном же, преодолев диктат академического направления, историческая живопись приняла на себя дидактико-патриотическую функцию. Ей-то и довелось в области пластических искусств стать главной хранительницей национального самосознания. Народную душу в этом смысле удовлетворял прежде всего Ян Матейко, не случайно символически избранный в 1889 г. «королем польских художников».
Специфическая функция исторической живописи в национально угнетенной стране типична не только для Польши. В Венгрии, Чехии, Хорватии, в несколько ином виде — Болгарии и Сербии, во всех странах восточноевропейского региона встречается то же явление. В рамках, казалось бы, устаревшего и архаического, по сравнению с ведущим европейским искусством, романтического академизма осуществляется просветительская функция искусства, своего рода обновление традиции национального просветительства. С этой точки зрения историческая живопись тоже вносит свой немалый вклад в формирование социалистического искусства.
Специфической для Польши чертой был еще один аспект живописи. Если в творчестве варшавских писателей-позитивистов и в соответствующих ему явлениях изобразительного искусства формировался реалистический метод, сочетавший правдоподобие внешнего облика с глубокой правдой жизненного содержания, то в Кракове, следуя исторически сложившимся традициям краковской школы, художники шли по пути романтического обобщения, поисков емкого и действенного символа. Творчество Выспянского — одна из высших точек польского искусства, где этот процесс протекал наиболее ярко, что в немалой степени является следствием того, что он воплотил в своих произведениях очень существенные стороны национального мировосприятия. При этом воплотил в форме, наиболее органичной для большого польского искусства,— преображенно-романтической.
В самом конце трагической для Польши эпохи ее разделов, на рубеже новой исторической полосы вновь вспыхнула высокая романтическая поэзия, сопутствовавшая польскому народу на всех рубежах и переломах новой истории. Выспянский продолжил традицию Матейки в том смысле, что вновь вернул живописи и поэзии то особое значение хранительницы народного духа, какой она была в глазах поляков на протяжении всего XIX в. Вернул искусству и большую аудиторию, сознательно поставив себя на службу потребностям своего народа. Исключительное сочетание почти «искусства для искусства» — и почти пропагандистской направленности; высшей «незаинтересованности», свободной игры форм, подчиняющихся собственным законам,— и патриотической запрограммированности всего творчества — отличительная черта Выспянского, которую он оставил в наследство польской художественной культуре. Его искусство, в какие бы точные жизненные реалии оно ни было облечено, по самому типу своему остается искусством символического обобщения, романтической настроенности. Возникновение такого типа творчества в преддверии массового пролетарского движения имело существенное значение.
Революционная символика, оттенок утопической мечты, склонность к очень широким и недостаточно еще жизненно конкретным обобщениям, так присущие революционному искусству, неизбежны для него на ранних стадиях развития, повсеместно являются его характернейшей чертой.
Рассмотренные явления — только еще предыстория социалистического искусства. Они, даже взятые в совокупности, не обладают тем новым художественным качеством, которое оно несет в себе. Новое, революционное искусство явилось детищем драматических 900-х годов, когда под воздействием революционной атмосферы и социальных кризисов переплавились почти все жанры XIX в.
Высшей точкой этого периода были события 1905—1907 гг., ознаменовавшиеся прямыми революционными выступлениями пролетариата. Общество прошло через горнило революции, как бы наново осознав себя. Неслучайно Ст. Бжозовский писал, что «революция — это моменты, когда общества познают сущность своей структуры». Для творческой интеллигенции этот момент самооценки и самоосознания сыграл особенно важную роль. С одной стороны, возникает революционное направление в эстетической мысли, наиболее ярко выразившееся в позиции В. Налковского. До него еще никто в Польше не ставил в такую непререкаемую связь судьбу искусства с судьбой пролетариата, как это сделано в его статье «Пролетариат и революция». С другой стороны, появляются новые тенденции в самой художественной практике. Особенно важны те, которые прямо связаны с отражением революционной борьбы пролетариата, что уже само по себе было разрушением привычного канона в изображении угнетенных классов. На первом месте здесь стоит творчество Станислава Ленца.
Обращение Ленца (1861—1920) к рабочей теме не было для него случайностью. Воспитанник варшавской школы, он обладал
большим чутьем к социальной проблематике. Ему был присущ демократизм, выразившийся в интересе к рабочей среде, в многолетней дружбе с простым рабочим, с которого написан центральный персонаж его лучшей картины («Забастовка»). Художник написал серию картин, посвященных событиям 1905—1907 гг.: «Забастовка», «Агитатор», «Рабочая делегация у фабриканта».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.