Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Польша. Часть 15-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Горячая дружба связывала Монюшко с русскими композиторами, особенно с Даргомыжским. Прослушав «Гальку» в 1849 г., Даргомыжский повсюду говорил о польском композиторе, заложившем основы — да еще какие! — польской национальной оперы.
Галька, крепостная девушка, обесчещенная и преданная барином Янушем, на глазах у всего народа бросается в реку в день свадьбы Януша с девушкой из своего круга.
Общность эстетических установок обоих композиторов сказалась как в сюжетах «Гальки» и «Русалки» (1855), так и в реалистическом решении музыкальной драмы. Однако сюжет «Гальки» оказался более социально заостренным, чем сюжет «Русалки».
Вот что писал Цезарь Кюи в 1870 г. после петербургской премьеры «Гальки»: «Сюжет «Гальки» тождественен с содержанием I действия «Русалки», но он раздвинут на четыре акта, более развит, полнее уяснен, и — главное — в нем гораздо сильнее затронуты отношения господ к своим крестьянам» (цит. по кн.: Рудзинский Витольд. Монюшко. М., 1969, с. 218).
После Монюшко продолжался процесс дальнейшего развития музыкальной культуры; рос интерес к народной песне. Популяризации фольклора способствовада деятельность крупнейшего этнографа Оскара Кольберга (1814—1890), издавшего 37 томов мелодий с текстами под названием «Народ».
К тому же времени восходит становление национального симфонизма (З. Носковский, В. Желенский). Этот процесс был завершен композиторами «Молодой Польши» (Г. Фительберг, Л. Ружицкий, А. Шелюто, М. Карлович и К. Шимановский).
Деятельность музыкальной «Молодой Польши» совпадает по времени с пшроко развернувшимся рабочим движением. Однако эстетические идеалы «Молодой Польши», находившейся, с одной стороны, под влиянием идей литературной «Молодой Польши», а с другой — под влиянием немецкого музыкального неоромантизма (Р. Штраус, М. Регер) и русской школы (Чайковский, Скрябин), были весьма далеки от задач пролетарского движения.
На долю композиторов «Молодой Польши» выпала важная задача поднятия профессионального уровня польской симфонической музыки до европейского. Особенно велики заслуги Мечислава Карловича и Кароля Шимановского.
Творчество М. Карловича (1876—1909) отвечало передовым демократическим требованиям времени, но стояло в стороне от социалистического движения.
Творческое наследие «Молодой Польши» все же дает примеры общения с революционной литературой.
Речь идет о симфонической поэме Гжегожа Фительберга (1879—1953) «Песня о Соколе» по Горькому. Однако и в этом случае композитора привлекло скорее романтическое настроение «Песни о Соколе», чем мятежный дух грядущей революции, которым наполнено произведение Горького.
Музыкальные средства поэмы Фительберга замкнуты в кругу лейтмотивной системы Вагнера и Р. Штрауса. Большого общественного резонанса произведение не получило.
Необходимо также упомянуть музыку Людомира Ружицкого, сочиненную в 1911 г. к драме С. Выспянского «Варшавянка — песня 1831 года». К сожалению, рукопись партитуры не сохранилась: она погибла в пожаре Варшавского восстания в 1944 г.
Многие крупные художники инстинктивно чувствовали приближение революции, что не могло не отразиться на эмоциональ-
-----------------------------
Трудно согласиться с интерпретацией И. Бэлзы, который в программе симфонии «Возрождение» видит влияние революционной поэзии и песни, проводя параллели между отдельными фразами программы симфонии и текстами «Интернационала», песнями «Беснуйтесь, тираны», «Красное знамя» (Бэлза Игорь. Мечислав Карлович. М., 1951, с. 110—111). Материалы и письма, приводимые в книге, посвященной М. Карловичу (см.: 2 zycia i tworczosci Mieczyslawa Karlowicza. Studia i materialy pod red. E. Dzigbowskiej. Krakow, 1970, s. 20—23), показывают, насколько далек был М. Карлович от идей социалистической революции.
-----------------------------
ном строе их творчества. Тревожная накаленная атмосфера чувствуется в предвоенных произведениях Шимановского, сближая его со Скрябиным.
Кароль Шимановский (1882—1937) прошел сложный путь развития. В рассматриваемом периоде Шимановский, как и Скрябин, выступает типичным представителем идеалистического мировоззрения, трактующим в этом духе искусство как созидательную и обновляющую силу.
Одно время у Шимановского сильно сказывались мистические настроения. «Однако, очевидно, они не были особенно глубоки, поскольку после 1920 года его начинает интересовать общественная роль музыкальной культуры и ее воспитательное значение.
Это непосредственно связано с его возрастающим вниманием к польской народной музыке...» Этот период творчества Шимановского оказал исключительное влияние на последующие поколения музыкантов, явившись новой ступенью освоения национального фольклора, и заслуживает подробного специального рассмотрения.
В последующий межвоенный период новый смысл приобретают и песенные жанры, продолжая оставаться наиболее непосредственным воплощением революционного духа польского народа, его социалистических идеалов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Центральными проблемами польского прогрессивного искусства XIX в., оказавшими в дальнейшем прямое воздействие на формирование социалистического искусства, были отражение повседневной жизни народа и борьба за национальную независимость.
Эти тесно связанные между собою проблемы в специфических условиях Польши XIX в. развились в два больших идейно-эстетических комплекса, под доминирующим влиянием которых формировалось польское искусство.
При этом тема народа и тема освободительного движения были слиты в своих истоках, восходящих еще к 80—90-м годам XVIII в. — к эпохе, предшествовавшей восстанию Костюшко, и ко времени самого восстания.
Разумеется, обе эти темы появились в польском изобразительном искусстве задолго до нового времени, хотя и выступали в более косвенном, опосредованном виде: сам тип искусства в те времена не допускал столь развернутого и программного их выявления, как в интересующий нас период — на грани XVIII — XIX вв.
Однако и творчество польских мастеров эпохи Ренессанса служило как бы аккумулятором народно-реалистических идей, представлений и форм. (Напомним хотя бы знаменитый Мариацкий алтарь Вита Ствоша, равного которому не было в Европе конца XV в., живопись алтарей краковской и поморской школы того же периода, огромный пласт низового ремесленного искусства, существовавшего на землях Речи Посполитой в эпоху барокко, и т. д.).
Впоследствии высокое профессиональное искусство, как и народное, фольклорное, неизменно возвращалось к этой национальной традиции, которая всегда входила в творческий потенциал польского искусства в качестве важнейшего компонента.
Верность традиции, потребность вновь и вновь возвращаться к ней вообще является характерной чертой польской художественной культуры, что, однако, вовсе не мешает ей быть чуткой к творчеству художников других стран и народов.
И хотя непосредственной темой нашего рассмотрения является творческое наследие более позднего периода, искусство, способное открыто и программно воплощать передовые общественные идеалы, народная традиция все время остается его почвой.
В период расчленения Польши она оказалась почвой, питавшей в равной степени творчество мастеров всех трех ее частей. Именно в это время художники были особенно чувствительны к наследию своей страны эпохи ее суверенности.
В той же эпохе они находили и образцы патриотической устремленности искусства, ставшей двигателем национального творчества.
На протяжении всего периода разделов страны (то есть с 1794 до 1918 г.) воздействие освободительной, патриотической темы на все области искусства не прекращалось. Польская писательница Элиза Ожешко назвала ее впоследствии «осью», которая «одновременно является источником всего»
Тема народа на протяжении XIX в. расширяется и обогащается новой проблемой. В 80—90-х годах польское изобразительное искусство обращается к жизни и борьбе пролетариата.
При этом произойдет как бы синтез нескольких ранее сложившихся линий: отражение революционной борьбы пролетариата вберет в себя и социально-критическую, и национально-освободительную тему, породив тем самым качественно новое художественное явление. Основные этапы сложения такого искусства отчетливо прослеживаются на материале польской живописи и графики XIX в.
Обозначим важнейшие вехи на пути сложного, прерывистого пути их развития. Целый ряд локальных особенностей эволюции искусства в трех частях Польши, включенных в орбиту хозяйственной и культурной жизни России, Австрии и Пруссии, не затмевает важнейшего факта — существования единой польской художественной культуры, ставившей перед собой задачу сохранения и укрепления народного духа в годы поражения и неволи.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +