У пролетариата России и Польши, выступавшего единым фронтом против самодержавия и капиталистов, были общие любимые песни. Так, в среде польских рабочих и революционеров были особенно любимы русские песни «Вы жертвою пали», «Замучен тяжелой неволей», украинская песня «Беснуйтесь, тираны» (перевод К. Петкевича).
В период Октябрьской социалистической революции новые песни создавались в польских отрядах, сражавшихся за революцию в России. В 1917 г. поляки образовали «Западную стрелецкую дивизию». Ее авангардом был «Красный полк революционной Варшавы». Здесь и родилась песня «Красный полк Варшавы» А. Козярского (текст) и Ф. Нововейского (мелодия). Песня служит выражением солидарности польского пролетариата с борьбой пролетариата России.
Заметную роль в становлении как революционной песни, так и инструментальной культуры в Польше сыграл упоминавшийся жанр «побудки». Уже в конце XVIII столетия, в период восстания Костюшко, побудки устойчиво ассоциировались с революционной темой.
Наиболее ранние образцы этого жанра встречаются в творчестве Михала Клеофаса Огинского (1765—1833), польского государственного деятеля-патриота, сражавшегося под знаменами Т. Костюшко, музыканта-любителя, чьи произведения получили всенародное признание. Огинский был автором первых революционных песен и маршей (до нас дошло лишь несколько маршей), но широкую известность приобрел благодаря своим полонезам (их свыше двадцати). Творчество Огинского способствовало превращению полонеза из салонного ритуального танца в демократический, ставшего, так же как и мазурка, символом национального единства и освободительной борьбы поляков. В полонезах Огинского уже наметились черты романтической поэмности, превратившие музыку для танца в музыку для слушания. В них устанавливается типичный и для последующего развития этого жанра принцип сочетания контрастных образов: лирическое излияние, в котором нередко чувствуется щемящая скорбь, и фанфарная призывность, воплощаемая символической побудкой, рождающей образы патриотического подъема.
Высшим достижением польского музыкального романтизма было творчество великого Шопена (1810—1849), поднявшего национальную музыкальную культуру до классического уровня. С детства вращаясь в обществе, жившем освободительными идеями, Шопен был близок с крупнейшими революционными деятелями Польши: критиком М. Мохнацким, одним из руководителей восстаний 1830 и 1863 гг. Лелевелем (поддерживавшим дружеский контакт с Герценом), поэтом Гощинским и многими другими. Главной творческой темой Шопена-художника всегда была тема Польши. С неисчерпаемым разнообразием он варьировал одну эту тему, вне которой его творчество не могло существовать. Решающим событием в становлении шопеновского мировоззрения было Ноябрьское восстание. Не удивительно, что Р. Шуман, как чуткий музыкант, сразу оценил революционное патриотическое содержание шопеновского творчества, назвав его произведения «пушками, спрятанными в цветах».
«Если бы могущественный самодержавный монарх севера знал, какой опасный враг угрожает ему в шопеновских произведениях, в простых мелодиях его мазурок, он запретил бы его музыку...»,— писал великий немецкий романтик.
Гениальность Шопена, народность его творчества проявляются в гармоничном синтезе наиболее характерных черт народной музыки (как крестьянской, так и городской), обобщенных на уровне европейской музыкальной культуры своей эпохи.
В ранних полонезах Шопена ощущается преемственная связь с национальной традицией, особенно с Огинским. Это проявляется в характерном сопоставлении элегического начала с трубными возгласами побудок (полонезы g-moll, B-dur). В дальнейшем, эволюционируя в сторону поэмности, Шопен создает грандиозные полонезы-поэмы, насыщенные образами героической мощи. Элементы «побудки» встречаются почти во всех произведениях Шопена, но дело не в самом факте использования этого жанра, а в том, что «героика шопеновской музыки была рождена героизмом польского народа. И, запечатлевая в своей музыке этот героизм, Шопен создавал и лирико-ностальгические, и драматические образы, достигая таких трагедийных вершин, как соната с похоронным маршем».
Образы томления по прекрасному идеалу, столь характерные для художников романтического направления, у Шопена проявлялись не в тяготении к призрачному миру грез, а в неугасимой тоске по родине. Поэтому почти во всех крупных произведениях художника (балладах, полонезах, скерцо, некоторых ноктюрнах, мазурках, сонетах) мы найдем это типично шопеновское сочетание: героика и пафос борьбы с щемящим, часто болезненно обостренным чувством тоски по родине. Но в том-то и сила творческого гения Шопена, что у него, по словам Луначарского, «острота личных переживаний, страстный крик индивидуальной изболевшейся души гармонично смешивается с колоссальным коллективным горем, траурным потоком массовой печали».
Классический, зрелый Шопен родился в трагические дни разгрома Ноябрьского восстания. Весть о падении Варшавы потрясла Шопена, записи его в дневнике в эти дни полны тоски и отчаяния. Глубина его душевного потрясения была так велика, что изменился и характер его творчества. Можно утверждать, что с этого момента началась подлинная зрелость композитора. Знаменитый «революционный» этюд c-moll — первое сочинение, проникнутое страстным драматизмом и гражданским пафосом. Отныне эта линия проходит через все творчество польского художника, иногда преобладая (этюд ор. 25 № 11), либо чередуясь с иными образами — элегическими, трагическими (баллада — g-moll, полонезы A-dur, fis-moll, ноктюрн c-moll, первое скерцо и т. д.). Национально-освободительные идеи, характерные для духовной жизни Польши XIX столетия, преломились в музыке Станислава Монюшко (1819—1872) несколько по-иному, чем в творчестве Шопена. Обладая гораздо более скромным дарованием, Монюшко сумел, однако, найти свою собственную творческую сферу, не затронутую Шопеном. Он создал польскую национальную оперу. Монюшко всегда проявлял острый интерес к социальным проблемам. Подобно Мусоргскому, он рано почувствовал и осознал несправедливость общественного устройства и проникся горячим сочувствием к угнетенному крестьянству; его привлекала социально-критическая поэзия Адама Мицкевича.
Монюшко начинал с ориентации на самую широкую демократическую среду, для которой предназначались «Домашние песенники». При жизни композитора было напечатано шесть выпусков, седьмой был издан посмертно при посредничестве прогрессивного общественного деятеля Яна Карловича — отца известного композитора Мечислава Карловича, остальные пять — еще позднее.
Не случайно в песенниках так много места занимает поэзия Мицкевича (шестой выпуск весь посвящен его творчеству). Балладу «Рыбка» можно считать поэтическим прообразом «Гальки», ибо здесь также рассказана история гибели бедной девушки, обольщенной бесчестным паном. В тот же сборник входят баллады Мицкевича «Возвращение отца», «К Неману», «Вилия» (из «Конрада Валленрода») и др. Социальный аспект играет существенную роль в кантате Монюшко «Призраки» («Widma») на текст, составленный из отрывков «Дзядов». Здесь на первый план выступает тема гневного социального протеста, например в хоре птиц-мстительниц, рвущих тело хищного пана, мучителя крестьян.
Однако Славу Монюшко принесли его оперы — ив первую очередь «Галька» (первая редакция 1848 г., вторая — 1858 г.). Впервые в истории польской оперы столь остро проявилась социальная направленность сюжета и был найден соответствующий национальный интонационный язык.
Замысел «Гальки» возник у Монюшко в связи с крестьянским бунтом 1846 г. Известно, что буржуазные революции в Польше терпели поражения в значительной степени из-за отсутствия крестьянской поддержки. Крестьянский бунт 1846 г., совпавший с краковским восстанием, был направлен против польских магнатов-эксплуататоров. В то время в кругах шляхты было распространено мнение, что «темный» крестьянин-холоп не в состоянии понять свободолюбивых стремлений дворянина. Монюшко и поэт-демократ В. Вольский — автор революционных песен — решили показать истинную причину полярности интересов дворянства и народа: социальное неравенство, удесятеренное бесчеловечными феодальными отношениями. По первоначальному замыслу авторы предполагали завершить оперу сценой поджога крестьянами панской усадьбы, но по цензурным соображениям отказались от этой идеи. В окончательном варианте либретто стержень сюжета составляет любовная драма, но все же движущей силой всех событий является социальный конфликт, который нашел выражение не только в содержании оперы, но и в музыке. В пределах своего лирического песенного стиля Монюшко сумел разработать разные интонационные сферы, характеризующие шляхту и крестьянство. Так, Галька, Йонтек, крестьяне обрисованы при помощи народно-песенных интонаций. Песни Гальки, думка Йонтека кажутся перенесенными из фольклора (хотя Монюшко не цитирует народных мотивов). Чрезвычайно колоритны также танцы горцев в III действии. Их энергичные ритмы, оживленный темп, своеобразная ладовая окраска воплощают дух польской народной музыки. Этим танцам противостоит торжественное звучание придворного полонеза. Партии шляхты оперно-традиционны, нарочито итальянизированы.
Варшавская премьера «Гальки» 1 января 1858 г. превратилась в демонстрацию прогрессивной общественности.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.