Начало сознательной социальной борьбы относится к восстанию 1830—1831 гг. При этом передовые деятели отстаивали идею дружбы и революционной солидарности с прогрессивной русской общественностью. М. Мохнацкий писал о необходимости совместной борьбы против гнета царизма, а варшавская молодежь организовала в 1831 г. демонстрацию в память казненных декабристов, проходившую под лозунгом «За нашу и вашу свободу!»
Таким образом, песня Эренберга является первым польским музыкально-поэтическим документом, направленным против социальной несправедливости. Именно ей было суждено стать знаменем зарождающегося пролетарского движения, она звучала на баррикадах в Лодзи в 1905 г., в 1917 г., а также в межвоенный период, в период оккупации Польши немецкими фашистами и стала в стране официальным гимном народного движения. Эту
-----------------------------
О популярности мелодии «Варшавянки» Курпинского свидетельствует тот факт, что известная поэтесса М. Конопницкая написала в 1905 г. на эту мелодию «Гимн элеатов», который был популярен среди пролетариата Верхней Силезии. Эта мелодия включена также во Вторую Варшавскую симфонию крупным польским композитором Болеславом Войтовичем (1945).
Необычной была судьба Г. Эренберга, внебрачного сына царя Александра I и известной польской красавицы Хелены Вероники Раутенштраух. Вряд ли Эренберг знал о своем происхождении. Он воспитывался в демократической атмосфере, как и Шопен, в том же лицее С. Липде, и даже некоторое время жил в пансионате Миколая Шопена — отца Фридерика. За революционную деятельность был сослан на каторгу в Сибирь, откуда вернулся в 1859 г.
-----------------------------
песню любили многие польские революционеры (среди них — Людвик Варынский и Феликс Дзержинский).
Происхождение мелодии пока не установлено. Возможно, она была заимствована из популярных тогда итальянских опер, но претерпела значительные изменения. Исполняется она в ритме марша.
В 90-е годы на мелодию песни Эренберга пели целый ряд первомайских песен, вскоре она получила широкую известность в Германии и России.
В создании обширного песенного репертуара Январского восстания 1863 г. принимали участие все слои общества, что сказалось на тематике песен: здесь были песни религиозно-патриотические, боевые и песни социально-критического содержания. Поэтому рядом с «Марсельезой», «Спасибо вам, паны...», «Гимном стрельцов», «К оружию» звучали «Боже, ты Польшу в течение столетий...» или хорал «С дымом пожаров».
История не сохранила имен всех творцов революционных песен, но и тех, которые дошли до нас, немало: Владислав Л. Анчиц, Влодимеж Вольский, Мечислав Романовский, Владислав Тарновский (псевдоним Эрнест Булава), Константин Гашинский, Владислав Желенский, Теофиль Ленартович, Винцентий Поль и др. Для песен сочинялись и оригинальные мелодии (Тарновский, Желенский), но были популярны и многочисленные адаптации других мелодий (полонезные мотивы из III действия «Гальки» Монюшко использовались в повстанческой песне «Прочь амнистию...»); новые тексты пелись также на мотивы «Марсельезы», «Когда народ на бой поднялся» и католических песнопений. Вновь стал чрезвычайно популярен жанр «побудки», встречаются песни-мазурки.
Лучшие песни Январского восстания принадлежат В. Л. Анчицу (1823—1883), М. Романовскому (1834—1864) и В. Вольскому (1824-1882).
Особенно значительный след в памяти народа оставила песня на стихи В. Вольского «Марш зуавов». Призыв к борьбе и вере в справедливость этой борьбы составляет содержание песни.
Автор музыки «Марша зуавов» остался неизвестным. Инициалы «S. М.» в первом издании песни дают основание некоторым исследователям предполагать, что им мог быть Станислав Монюшко, тем более что Вольский сотрудничал с ним, будучи автором либретто опер «Галька» и «Графиня».
Послужив образцом Вацлаву Свенцицкому при создании «Варшавянки», мелодия «Марша зуавов» с новыми текстами была популярной во время революции 1905—1907 гг.
Песенное творчество времен восстания 1863 г. оказало весьма заметное влияние на дальнейшее развитие польской и русской революционной песни. Польские повстанческие песни были широко известны в Сибири. Их знал и даже пел по-польски Н. Г. Чернышевский (особенно он любил песню Г. Эренберга «Когда народ на бой поднялся»).
Песня восстания 1863 г. «Вперед, стрелецкая дружина» послужила прототипом народовольческого гимна «Смело, друзья, не теряйте...»
Монюшко использовал мелодию хорала «С дымом пожаров» (слова поэта Корнеля Уейского) в балладе «Возвращение отца» из VI «Домашнего песенника». К этой же теме обратился Мусоргский в своем «Полководце» — заключительной части цикла «Песни и пляски смерти». Интонации польских повстанческих песен звучат и в опере Римского-Корсакова «Пан Воевода».
Влияние польского революционного песнетворчества возросло в связи с пролетарским движением, оформившимся к 1870 г. В эти годы были созданы первые рабочие революционные песни. Прежде всего — песни, объединяющие сознание, чувства и волю масс к действию, к бою. Это произведения политически обобщенной тематики, проникнутые революционной романтикой. Таковы марши-гимны «Варшавянка» и «Красное знамя». Их герой — масса, революционный пролетариат. Авторами «Варшавянки» и «Красного знамени» были поэты-революционеры, близкие марксизму,— В. Свенцицкий, входивший в первую польскую марксистскую партию «Пролетариат», и Б. Червенский, пропагандист рабочих социалистических кружков.
«Варшавянка» Вацлава Свеицицкого (1848—1900) родилась в тюремной камере X Павильона Варшавской цитадели в 1879 г.15 Образцом для «Варшавянки» послужил «Марш зуавов», а припев попросту оттуда заимствован. Текст «Варшавянки» напечатан в первом номере газеты «Пролетариат» от 15 сентября 1883 г. Вначале она исполнялась на мелодию «Марша зуавов», однако позднее мелодия «Марша» подверглась существенной переработке. В окончательном варианте «Варшавянка» уже ничем не напоминает «Марш зуавов».
В переводе Г. Кржижановского па русский язык «Варшавянка» утратила локальный характер и получила право гражданства у всех народов, борющихся за социалистическую революцию. «Варшавянка» была необычайно популярна во многих европейских странах. В Польше на ее мелодию в период революции 1905—1907 гг. возникают новые революционные песни, например «Лодзянка», «Домбровянка» и другие.
Через два года после создания «Варшавянки» (1881) львовский поэт и революционер Болеслав Червенский (1851—1888) написал песню «Красное знамя», которой суждено было стать гимном рабочего движения. Червенский написал новые стихи к французской песне «Ле драпо руж» («Красное знамя»), созданной в 1877 г. Полем Бруссом на швейцарскую мелодию «Марша фрибуржских стрелков». Польский поэт «вложил в свою песню совершенно новое содержание, новый дух устремленности в будущее, непоколебимую веру в грядущую победу пролетариата и насытил его страстными боевыми призывами, значительно более яркими и сильными, чем во французских текстах».
Нет нужды говорить об огромной международной популярности песни Червенского. Песня снискала бессмертную славу своему творцу. На могиле поэта высечена надпись: «Он продолжает жить в своей песне».
Пролетарские боевые гимны, среди них «Варшавянка» и «Красное знамя», оценивались Лениным как образцы агитационного искусства, постоянно пропагандировались им, были особенно им любимы. В своих воспоминаниях о Ленине А. И. Елизарова-Ульянова рассказывает, как Ленин «восхищался революционными песнями польских рабочих и указывал на необходимость создать таковые для России...»
Следующая классическая революционная песня, правда, не получившая международного признания,— это «Мазурка каторжника» основоположника польской марксистской партии «Пролетариат» Людвика Варынского. Песня возникла в тюрьме Павяк во время процесса над 29 членами партии «Пролетариат» (1883—1886). Текст «Мазурки» Варынского — яркий пример несгибаемой стойкости и бесстрашия, веры в правоту своего дела — дела социализма.
В 80—90-е годы XIX в. появляется многочисленная группа так называемых «тюремных» песен, авторами которых в большинстве случаев были рабочие. Актуальность их содержания приносила им широкую известность и популярность. Любимый жанр «тюремной» песни — рождественские колядки, известные повсеместно. Содержание «тюремных» колядок говорит о стойкости духа, готовности бороться за светлое будущее, выражает дух интернационализма.
Из множества «первомайских» песен наибольшее распространение получили две: задорная мазурка «День настал веселый мая» (русский перевод Н. К. Крупской) и получившая массовое распространение «Кто кормит всех и поит», в годы гражданской войны известная как «Молодая гвардия» (текст А. Безыменского).
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.