Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Польша. Часть 12-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В польской профессиональной музыке, достигшей расцвета в XVI—XVII вв. (Вацлав из Шамогул, Миколай Гомулка, Миколай Зеленский, Бартоломей Пенкель и др.), ощутимо воздействие демократических жанров народной музыки, что выразилось в чертах национального своеобразия многих произведений старинной музыки.
Немалую роль для развития демократических тенденций музыкального искусства сыграли и многообразные культурные связи Польши. Например, исследователями отмечается проникновение в середине XVI в. лютеранского хорала, песнопений чешских протестантов (в том числе и гуситских, некоторые из них были известны в Польше и в XV в.).
Примерно в конце XVI столетия в народной музыке получил распространение жанр думы, пришедший с Украины и достигший в XIX в. кульминации развития в гениальных балладах Шопена.
Демократические тенденции музыкального творчества Польши сконцентрировались в патриотической национально-освободительной теме польской музыки (конец XVIII—XIX в.), когда национально-освободительная борьба польского народа стала центральной темой искусства, определившей главное направление его развития.
Этим обстоятельством обусловлен и высокий революционный пафос лучших творений польского музыкального искусства, непревзойденная вершина которого — великий Шопен.
Для революционного движения в Польше имели особое значение массовые песенные жанры, получившие международное распространение. Таким образом, в музыкальном творчестве патриотической направленности параллельно утверждались две линии: народного песнетворчества и профессионального искусства.
Национально-освободительное по содержанию музыкальное творчество прошло несколько этапов, образующих единую линию развития.
Первый этап — эпоха Просвещения, свободолюбивые тенденции которой в значительной степени определяются влияниями французской просветительской мысли и французской революции 1789 г.
Второй этап знаменует собой расцвет романтизма, революционное крыло которого было тесно связано в странах Европы с национально-освободительными движениями.
В порабощенной, разделенной Польше романтическое искусство являлось, пожалуй, единственной отдушиной, куда устремлялись свободолюбивые идеи польского народа. Романтизм был созвучен мыслям и чувствам всей прогрессивной общественности страны.
Основоположник польской музыкальной критики, один из инициаторов и организаторов Ноябрьского восстания 1830—1831 гг., Мауриций Мохнацкий писал: «Романтическая школа, взывая к научной революции, взывала также и к политической. Свобода, правда, вера..., уничтожаемые, преследуемые, клеймящиеся самым сознательным, преступным деспотизмом, нашли свое убежище... в представлениях об искусстве...»
Третий этап — рождение собственно пролетарского искусства, которое датируется концом 70-х годов XIX в. Речь здесь может идти только о песне, поскольку устремления профессионального творчества рубежа двух столетий оказались весьма далекими от социалистических идеалов.
Подчеркнем, что появление польской рабочей песни, сыгравшей огромную роль в международном социалистическом движении, было возможно лишь при опоре на богатейшие традиции национальных песенных жанров более раннего времени.
Революционные песни проникли в Польшу в 1792 г.— вместе с лозунгами французской революции, когда варшавяне выступили в защиту Конституции 3 мая. С тех пор знаменитые французские революционные песни «Карманьола», «Марсельеза» всегда сопутствуют полякам. Очень скоро появились польские переводы текстов и новые тексты на эти мелодии. Так, были известны «Песня польских якобинцев» (на мотив «Са ira»), «Польская карманьола», «Марсельеза» и др.
Уже в конце XVIII в. сложились основные формы бытования революционно-повстанческой песни. Можно выделить основные устойчивые тенденции развития песни, сохранившие свое значение и в XX в.
Первоначальный этап осмысления маршевых интонаций французских гимнов происходил, очевидно, на базе общности ритмической формулы марша с ритмами польских народных танцев.
Одним из первых национальных песенных жанров были песни-побудки в характере фанфарного призыва, «зори», получившие широчайшее распространение в польском повстанческом песенно-маршевом творчестве периода восстаний 1794, 1830—1831, 1863 гг. и «проникшие оттуда едва ли не во все музыкальные жанры и даже в поэзию...»
Тогда же появляются песни, опирающиеся на танцевальные ритмы народной музыки — мазурки, полонеза, краковяка. К наиболее популярным полонезам того времени относятся «Полонез Костюшко», «Битва под Рацлавицами».
В отличие от сентимен-
-------------------------------
По мнению А. Должанского, «анапестовый пунктирный ритм яркой линией проходит сквозь всю историю героической революционный музыки: от песен французской революции конца XVIII в., от «Марсельезы» к Бетховену, все творчество которого пронизано этим ритмом. От Бетховена пунктирный ритм, как средство воплощения героических образов, ярче всех унаследовал Шопен, что, вероятно, обусловлено было также наличием этого ритма в польской народной музыке» [(Должанский А. Краткие замечания об Одиннадцатой симфонии (о судьбе пунктирного ритма в музыке XIX века).— «Советская музыка», 1958, № 3, с. 35].
-------------------------------
тального аристократического полонеза. Деревенские жанры мазурки и краковяка вносят в музыку польского Просвещения живую эмоциональную струю: настроение бодрости, ритмическую четкость, мелодическую размашистость.
Симметричная форма и незатейливая музыкальная структура народных танцев несомненно способствовали их повсеместной популярности. В качестве наиболее известного примера можно привести «Мазурку Домбровского» («Еще Польша не погибла»), которая вскоре приобрела значение национального гимна.
«Мазурка (или Марш) Домбровского» названа по имени генерала Яна Г. Домбровского, который командовал польскими легионами наполеоновской армии. Легионы состояли в основном из польских эмигрантов — участников восстания Костюшко. (Польские патриоты тогда еще считали Наполеона освободителем Польши.) Автор ее текста — Юзеф Выбицкий (1747—1822), революционный поэт, политический эмигрант, также участник восстания Костюшко.
Происхождение мелодии «Мазурки» пока точно не установлено. По всей вероятности, это народная мелодия, известная, по свидетельству Д. Вавжиковской-Верчоховой, уже в середине XVIII в. Она полагает, что поэт сам приспособил эту мелодию к тексту, частично изменив ее.
В разделенной Польше «Песня легионов» стала национальным гимном, символом борьбы за независимость. Ее включил Вагнер в свою юношескую увертюру «Полония». Под впечатлением польского гимна создавались сербский и словацкий песни-гимны.
В 1917 г. «Мазурку» пели польские революционные батальоны, участвовавшие в Октябрьской революции. Дорогой победы прошла «Мазурка» с I Армией Войска Польского от берегов Оки до Германии, где польский оркестр играл ее в 1945 г. на улицах Берлина.
Огромное количество песен создано в период Ноябрьской революции (1830—1831). Их жанровый диапазон по-прежнему широк — от перетекстовки оперных мелодий [например, баркарола из оперы «Немая из Портичи» пелась с текстом молодого варшавского поэта К. Гашинского (1810—1866) под названием «Освобожденная родина»] до произведений композиторов-профессионалов К. Курпинского, Ю. Эльснера и его учеников Ю. Кро-гульского, И. Добжинского, Ю. Новаковского.
Песни и марши этих композиторов характеризуются доходчивостью мелодики, несложностью гармонии и хоровой фактуры.
В сопровождении некоторых маршевых песен восстания отчетливо различимы полонезные ритмы («За Буг» И. Добжинского, стихи С. Гощинского) или ритмы мазурки («Военная мазурка» Ю. Эльснера, «Мазурка, посвященная польской молодежи» Ю. Новаковского).
Среди авторов текстов выделим С. Гощинского (1801—1876), которому удавалось сочетать патриотический пафос с отточенностью стиха. Далеко не все поэты повстанческих песен достигали подобного уровня.
Но самый заметный след в области патриотической песни оставил Кароль Курпинский (1785—1857). В его революционном наследии «Походный марш» и «Литвинка» («Гимн литовских легионеров», текст С. Цывинского),— последнюю, наряду с «Мазуркой Домбровского», Вагнер включил в увертюру «Полония».
В обеих пьесах Курпинского звучали фанфарные возгласы-«побудки». В историю же польской революционной песни он вошел благодаря своей «Варшавянке» [1831, на текст К. Делавиня (в переводе историка и поэта Кароля Сенкевича)].
В истории Польши было несколько «Варшавянок». Возникновение первой «Варшавянки» относится к 1794 г., вторая была написана поэтом К. Гашинским, третья — французом Казимиром Делавинем, сочувственно относившимся к борьбе поляков, и, наконец, «Варшавянка» В. Свенцицкого создана в 1879 г.
Призывность и вместе с тем выразительная напевность мелодии, отмеченной чертами национального своеобразия, торжественная приподнятость — все это, бесспорно, выделяет «Варшавянку» среди песен, созданных в период Ноябрьского восстания.
Позже «Варшавянка» была почти забыта. Ее возрождение началось в 90-е годы в связи с постановкой драмы С. Выспянского «Варшавянка — песня 1831 года».
С тех пор песня получила вторую жизнь, и ее судьба тесно сплелась с рабочим движением. Она звучала в дни революции 1905 г. и печаталась в революционных песенниках того времени рядом с такими песнями, как «Красное знамя» и «На баррикады».
Из повстанческих песен, возникших под впечатлением революции 1830—1831 гг., необходимо выделить две песни Густава Эренберга — «Спасибо вам, паны, магнаты» («Когда народ на бой поднялся») и сатирическую «Песню о Бартоломее Гловацком».
Эти песни, в особенности первая, получившая международное признание, играли огромную роль в революционном движении вплоть до 1945 г.
Стихотворение 18-летнего Эренберга увлекает своей классовой бескомпромиссностью. В первый раз в польской поэзии столь решительным образом высказывались антифеодальные идеи крестьянства, раскрывались продажность и эгоизм шляхты, намечались антиклерикальные настроения.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +