Стремление к демократизации театра, приближение его к массовому, в частности рабочему, зрителю проявились и в опытах создания различного рода «народных театров», относящихся к концу 90-х — началу 900-х годов. Первый профессиональный Народный театр организовал в 1898 г. М. Воловский. Примечательно, что произошло это в крупнейшем пролетарском центре — в Лодзи. Театр развивал свою деятельность в типично рабочей среде. Представления происходили на так называемой «Княжеской мельнице», в рабочем квартале города, и по свидетельству современников, хотя сцена была маленькой, тесной и неудобной, зал всегда был заполнен рабочими.
Другая сцена подобного типа, Варшавский народный театр работал в невероятно трудных условиях, существуя при Комиссии народных зрелищ, находясь под постоянным контролем варшавского обер-полицмейстера и играя попеременно на четырех нестабильных сценах. Страдая от постоянных финансовых трудностей и цензурных преследований, театр сумел, однако, избегнуть искушений спокойного «кассового» успеха. Наряду с водевилями и дидактико-морализаторскими «народными» пьесами
он осуществил аостановки и серьезных драматических произведений: «Ганнеле» Гауптмана, «Уриэля Акосты» К. Гуцкова, «Разбойников» Ф. Шиллера, народной драмы Запольской «Малка Шварценкопф», «Скупого» Мольера, комедий Шекспира. Поскольку актеры театра участвовали в актерских стачках и митингах осенью 1905 г., судьба этого демократического начинания была решительно пресечена властями. Театр был распущен, а средства, предварительно выделенные на строительство здания, по указанию графа Витте были переданы «для целей увеличения полицейских штатов». И все же, продолжая работу в течение нескольких месяцев, коллектив сумел именно в это беспокойное время осуществить постановки «Ревизора» Гоголя и «На дне» Горького.
Относительно более благоприятно сложилась судьба Галицийского народного театра в Кракове, возникшего в 1900 г. и просуществовавшего в различных модификациях до 1917 г. В числе его руководителей были актер Казимеж Габриэльский, актер и режиссер Эдмунд Ригер, критик и драматург Адам Гжимала-Седлецкий. На его сцене выступали такие мастера, как Стефан Ярач, Юлиуш Остэрва, Юзеф Венгжин, Мария Дулемба. Театр ставил и фольклорно-сказочные стилизации типа «Зачарованного круга» Люциана Рыделя, но осуществил и постановки таких пьес, как «Тот» Запольской, «Проклятый мир» Оркана, «Конец света!» Каспровича.
Деятельность подобных театров, ориентировавшихся на массового, народного, в том числе рабочего, зрителя, неизбежно становилась объектом борьбы между подлинно демократическими и консервативно-реакционными кругами, добивавшимися жесткой цензуры над репертуаром, дабы «не допускать пробуждения крайних общественно разрушительных страстей и мыслей». Так, например, консервативное крыло галицийской прессы выдвигало как условие деятельности народных театров одобрение со стороны клерикальных верхов, опору на «патриотично-религиозный» репертуар и т. п. Потив таких требований активно выступали представители передовой интеллигенции — Запольская, Немоевский, Конопницкая. Возникавшие дискуссии сами по себе имели важное значение, способствуя идейному размежеванию, вынуждая к более четкому, твердому и последовательному проведению линии, отвечавшей подлинным интересам народной аудитории.
Трудности, на которые наталкивались передовые деятели сцены в организации движения народных театров, в значительной степени способствовали возникновению родственных по характеру начинаний за пределами Польши, там, где сосредоточивались значительные группы польских эмигрантов и где были к тому минимально необходимые условия. Так, в Париже в 1897 г. возник Международный феминистический театр, принципы деятельности которого определялись задачами защиты моральных и материальных нрав трудящихся женщин. Его основательница, полька Мария Шелига, была активным деятелем феминистского движения, в пропагандируемую ею программу входило превращение театра в средство борьбы за уравнение женщин в политических и социальных правах, в орудие агитации. Она рассматривала спектакль как одну из форм особенно действенной пропаганды идей социалистического — женского и профсоюзного — движения. Инициатива создания основанного ею театра была подхвачена и продолжена в Голландии Женским комитетом по делам труда в период организации «Выставки женского труда» в Гааге. Тема подневольного положения женщины в условиях капитализма наиболее остро была выражена в творчестве Г. Запольской («Каська — Кариатида», «Мораль пани Дульской»). К этому кругу резко антибуржуазных пьес выдающейся писательницы примыкали и произведения других женщин-драматургов, близких социалистическому движению (драма «Наезженная колея» М. Шелиги; ее ревю «Да здравствует мир!» было показано в так называемом Пацифистском театре в Париже в 1909 г.; пацифистская пьеса Т. Дориан «Шахтер и солдат», обладавшая острыми акцентами социальной критики, с успехом ставилась в Свободном театре А. Антуана).
С Парижем связаны и опыты организации самодеятельных польских рабочих театров вполне определенной социалистической направленности. Сохранились программы некоторых из этих театров, дававших представления в различных залах, арендовавшихся от случая к случаю. Спектакли соединялись с концертной частью, чтением стихов, выступлениями на актуальные темы. Репертуар таких начинаний состоял из пьес революционно-освободительной и социалистической тематики. В представлении, организованном парижской секцией социалистической партии 22 апреля 1905 г., исполнялись драма «Побежденные, ставшие победителями» Я. Козакевича и сцены из «Кордиана» Ю. Словацкого. Из документов мы узнаем, что 24 марта 1906 г. организация «Польские рабочие в Париже» показала современную драму Запольской «Тот»; в 1908 г.— драму Ю. Зелинского «Локаут»; новогодний вечер 31 декабря 1909 г. был отмечен представлением его же драматической картины в одном акте («Забастовка») и «Варшавянки» Выспянского. Один из драматургов, Ян Козакевич, был активным участником социалистического движения. В 1880 г. он был привлечен к суду в Кракове по процессу 34-х вместе с Л. Варывским. Упомянутая пьеса Козакевича вошла в обиход не только польских, но и русских и болгарских революционеров. В 1900 г. она вышла в русском переводе в издании Союза русских социал-демократов в Женеве и на болгарском языке в Варне (в обоих изданиях под названием «Шахтеры»), где в 1901 г. ее показал рабочий театр. Игралась она и в других центрах сосредоточения польской рабочей эмиграции — в Германии, Англии и Америке. В 1920-е годы ее ставили рабочие театры уже в самой Польше.
К концу XIX в. относится появление и других произведений польской социалистической драмы. В 1888 г. в Нью-Йорке, в издательстве польского социалистического журнала «Светоч» выходит драма А. Хростовского «Нигилисты». Эта трагедия в пяти актах была посвящена знаменитому «делу 1 марта 1881 года» — казни Александра II русскими народовольцами. В ней показаны конспиративные собрания русских революционеров, гибель от взрыва бомбы народовольца-поляка И. Гриневицкого, последние трагические дни и минуты приговоренных к смерти деятелей «Народной воли». В числе действующих лиц драматург выводит Желябова, Кибальчича, Софью Перовскую.
«Нигилисты» неоднократно ставились польскими рабочими коллективами в Америке (Чикаго, Филадельфия), но их показ в Нью-Йорке по требованию царского консульства был запрещен. Согласно новым исследованиям, Хростовский — драматург и поэт — был также автором поэмы «Ульянов» (в некоторых источниках она носит название «Смерть Ульянова»), опубликованной в 1887 г. в женевском издании «Рассвет» («Przedswit»). Поэма посвящена последним драматическим минутам жизни Александра Ульянова, старшего брата В. И. Ленина. Строго следуя историческим фактам в изложении событий, автор возвышает и героизирует исполненный драматизма образ русского борца с царизмом.
Поэму «Ульянов», как и пьесы «Нигилисты» и «Побежденные, ставшие победителями» («Шахтеры»), справедливо считать важными историко-художественными документами объединенной борьбы польских и русских социалистов в конце XIX — начале XX в.
Трудно судить о характере спектаклей, которые осуществлялись на основе пьес ранней польской социалистической драматургии. Можно предполагать, что их профессиональный уровень не был слишком высоким, но самый факт их появления необыкновенно значителен и красноречив. Кроме того, в программе проводившихся вечеров знаменательно объединение щедевров польской драматургии, несших пафос национально-освободительной борьбы, с современными пьесами, являвшимися прямым, действенным откликом на текущие события борьбы рабочего класса.
Пьеса «Побежденные, ставшие победителями» представляла ообою драматическую зарисовку забастовки шахтеров; «Забастовка» — картину из жизни французских рабочих. В подзаголовке пьесы «Локаут» было особо подчеркнуто — «основана на последних событиях в Лодзи». Лодзь, крупнейший пролетарский центр Польши, где в ходе революции 1905 г. пролетариат поднялся на вооруженное восстание, с особой силой проявив свою сознательность и организованность, и после революции продолжала оставаться главной ареной классовой борьбы в Королевстве Польском. (Так, день 1 мая 1907 г. был отмечен здесь массовой забастовкой.) В декабре 1906 г. лодзинские фабриканты, стремясь ослабить боевой революционный подъем рабочих, объявили генеральный локаут; к преследованиям со стороны царской жандармерии присоединились действия представителей отечественной буржуазии — национал-демократов. Рабочие социал-демократы оказывали «эндекам» вооруженный отпор. Понятна важность самого факта изображения на сцене живых, «горячих» эпизодов острейших классовых столкновений между польским рабочим классом и реакционными силами, блокировавшимися с царскими приспешниками. Здесь мы встречаемся, в известном смысле, с опытом создания политически актуальной, революционной документальной драмы.
Опыты ее осуществления на любительской сцене, в условиях эмиграции, не следует переоценивать; и все же это было знамение времени. Польская драма и театр в своем развитии до 1917 г. еще не создали четко оформленного социалистического направления, но весь ход их формирования создавал важнейшие предпосылки для его становления. Все более отчетливое осознание зреющих грандиозных общественных перемен, предчувствие надвигающихся революционных потрясений, обращение художников к теме борьбы пролетариата — класса, который и в условиях Польши выдвинулся на передовые позиции освободительного движения на рубеже XIX—XX вв., уже в эту пору нашло отражение в драме и театральном искусстве Польши. Накопленный опыт имел важнейшее значение для будущих судеб польского социалистического театра.
МУЗЫКА
Социалистическое музыкальное искусство Польши имеет предыстоки в демократической, патриотической и революционной традициях, корни которых уходят в далекое историческое прошлое. Так, в период крестьянских восстаний XVII в. возникли так называемые бунтарские песни, положившие начало освободительно-повстанческой традиции народного песнетворчества. К еще более отдаленному времени относится зарождение различных жанров в народном музыкальном быту — танцев, из которых впоследствии сформировались полонез, мазурка и др., сыгравшие большую роль в творчестве революционной направленности.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.