Исключительным по своей энергии проявлением новых, крепнущих в народе сил стала революция 1905 г., оказав воздействие на развитие польской литературы, найдя отклик и в сфере драмы и театра. Появляются драматические произведения, непосредственно ей посвященные, хотя некоторые из них раскрывают тему революции на историческом материале: драма «Революция» и драматический фрагмент «Бунт Костки Наперсного» Казимежа Тетмайера, «Князь Потемкин» Тадеуша Мицинского созданы по горячим следам революционных событий, в 1906 г.; драма С. Жеромского «Роза» — в 1909 г. Неверно было бы считать их явлениями социалистической драматургии, но важный шаг к сближению с революционными настроениями был сделан. Характерен, например, тот факт, что, оставаясь за пределами театрального репертуара 1910-х годов, «Князь Потемкин» Мицинского и «Роза» Жеромского позже, в 20-е годы, ставятся революционным театром Л. Шиллера, появляются (во фрагментах) на пролетарских сценах. Существующие между этими драмами различия не стирают черт общности. Грандиозное потрясение, героический массовый акт — такова в них Революция. Роль различных классов, историческая перспектива движения — расплывчаты в представлении авторов, они ищут опору для стихийного движения масс в культе героического революционера-одиночки. Отсюда частичное возрождение средств романтической поэтики в своеобразном переплетении с реалистическими аспектами построения драмы.
«Революция» Тетмайера отражает сочувствие к революционным событиям 1905—1906 гг. в России и Польше, надежду, что они принесут освобождение народам: в пьесе звучит тема солидарности польских и русских революционеров. Сатирически охарактеризован лагерь реакции, объединяющий феодалов, буржуа, церковь. Но реалистические сцены соседствуют с фантастико-условными, в них возникает таинственный герой-мессия, приносящий себя в жертву революционному порыву.
Этим же причудливым сочетанием реалистических сцен, почти документально подлинных эпизодов восстания со сценами отвлеченно-символическими характерен и «Князь Потемкин» Мицинского, метко названный Л. Шиллером пьесой «наполовину мистической, наполовину революционной»: ее герой-мессия — новый освободитель человечества — родится «в будущем» как воплощение души лейтенанта Шмидта.
«Роза» Жеромского возвышается над пьесами Тетмайера и Мицинского уровнем политического мышления; ее художественные достоинства также носят более цельный характер. В «Розе», соединяющей два различных элемента — реальный и символический, доминирует, однако, реалистический пласт. Эксплуататорам, царским прислужникам, жандармам противостоит стойкость революционеров и рабочих. Сцена допроса революционера в полицейском застенке, сцены блестящего светского бала во дворце, вызывая у современников ассоциации с «Дзядами», отражали вместе с тем реальность польской действительности после 1905 г. Решающее достоинство пьесы Жеромского, при некоторой неясности и непоследовательности отдельных эпизодов, заключалось в открытом столкновении персонажей, носителей различных идейно-политических позиций: тех, кто считает национальное освобождение самодовлеющей задачей, и тех, кто видит ее разрешение в революционной, интернациональной пролетарской борьбе. Спор между ученым-утопистом Чаровицем и революционером Загоздой — важнейшая сцена пьесы. Единичный самоотверженный акт, стоящий над борьбой трудящихся масс,— суть программы Чаровица с ее запоздалыми отзвуками романтизма. Но если прометеизм мицкевичевского Конрада выражал этап дворянской революционности, то «за прометеизмом таких, как Чаровиц, крылось отрицание решающей роли народных масс в истории». Жеромский выявил несостоятельность этой программы. Спор Загозды с Чаровицем — наиболее революционный акцент «Розы» — «обнаруживает логику националистической идеологии, ведущей к классовому буржуазному государству,— пишет современный польский исследователь. — Обструкция, настигающая Чаровица со стороны рабочего собрания, подтверждает антиреволюционность и утопичность его теорий». Вместе с тем Жеромский, как отмечает советский критик, «...обнаружил также стремление показать и героические черты в образе пролетария». В его творчестве отразился тот процесс, который «...накапливал элементы, подготовившие впоследствии появление социалистического реализма в польской литературе».
Потрясения 1905 г. отразились в польской драматургии и в более опосредованных формах. Кризис буржуазно-либерального мировоззрения приводил к заострению антибуржуазной направленности в драматургии натурализма и критического реализма.
Примечательно появление одного из вариантов образа «маленького человека», казалось бы, не несущего в себе угрозы «благополучности» буржуазно-мещанского существования. Но наступает момент бескомпромиссного поворота, пробуждения человеческого достоинства, отказа подчиняться принижающим нормам мещанской морали. Бунт героев драм Риттнера «Глупый Якуб» (1909), Пежинского «Счастье Франя» (1909) против мира торжествующей буржуазности приобретал особую силу в сценическом воплощении замечательного актера Стефана Ярача (1883—1945), артиста, всегда выражавшего в своих образах что-то от «мужицкой» основательности, сдержанности в обнаружении чувств. Мотив скрытого, но с тем большей энергией взрывающегося протеста приобретал психологически точное, социально четко окрашенное воплощение. Исполнение этих ролей (как и роли Шахтера в пьесе Запольской «В Горняцкой Домброве», которую артист играл еще в юности, в 1902 г.) явилось важным шагом в подготовке Ярача к деятельности в годы межвоенного двадцатилетия, когда он организовал и возглавил варшавский театр рабочих-железнодорожников «Атенеум».
Отзвуки революционных событий 1905—1907 гг. проступают и в произведениях авторов, в предшествующие годы достаточно далеких от левых, демократических кругов и воззрений. Показательно появление в 1913 г. исторической драмы Кароля Губерта Ростворовского «Иуда Искариот», отмеченной напряженным, почти экстатическим настроением ожидания великих «взрывных» перемен, предчувствием великой миссии не познанных, но могучих подспудных сил угнетенных. Ростворовский переосмысливает евангельскую легенду: его Иуда — мелкий торговец, жалкий и одновременно трагичный, игрушка в руках власть имущих; спекулируя на его ожидании «чуда» обновления жизни, торжества справедливости, они приводят его к полному нравственному крушению. Эта роль стала одной из главных в репертуаре виднейшего польского актера Людвика Сольского (1855—1954).
Фактом укрепления прогрессивных демократических тенденций было появление на польской сцене, еще в преддверии 1905 г., первых пьес М. Горького: в 1902 г. «Мещан» и «На дне» в Кракове (в постановке крупного режиссера и актера Юзефа Котарбинского), в 1903 г.— во Львове (в постановке выдающегося режиссера Тадеуша Павликовского и Людвика Сольского, исполнявшего две роли — Перчихина и Актера). В Царстве Польском пьесы Горького к постановке не допускались, появление в печати его произведений в польских переводах запрещалось.
Когда буржуазно-националистические круги развернули в 1907—1908 гг. кампанию против великого пролетарского писателя, ей противостояло отношение к творчеству Горького прогрессивных писателей и деятелей театра. Переписка В. Оркана с Ю. Мархлевским свидетельствует о его восхищении Горьким, о желании написать драму, близкую по мотивам пьесе «На дне». Огромно было впечатление, произведенное Горьким на Стефана Жеромского (в дальнейшем они встречались на Капри и вели беседы, оставившие глубокий след в памяти польского писателя). Сольский в 1906 г. осуществляет в Кракове постановку «Детей солнца», Александр Зельверович — «Вассы Железновой» (в Лодзи).
Свидетельство Сольского подтверждает значение, которое придавали деятели польской сцены драматургии Горького. Вспоминая о постановках пьес «Мещане» и «На дне», он пишет: «Павликовский был горячим поклонником Горького и потому не жалел труда на то, чтобы его пьесы были поставлены как можно лучше, с самым лучшим составом исполнителей». Об уровне истолкования горьковской драматургии дает представление спектакль «Мещане», энергично и экспрессивно раскрывавший главный конфликт пьесы — столкновение Нила с Бессеменовым. «В одном этом образе, — писал Сольский об исполнении роли Бессеменова актером Фердинандом Фельдманом,— было сосредоточено, как в оптическом спектре, большое панно, представляющее весь заклейменный Горьким общественный класс». Нил (Владислав Роман) «...был достойным противником Бессеменова. Словно молодой барс, он до поры до времени прятал когти, чтобы потом безжалостно вонзить их в загривок противника. Рядом с ним стояла Поля — Морская, отличная актриса, достойная партнерша Романа. Беспокойство в эту среду вносила Елена Кривцова — Сольская». Игравший роль Тетерева Казимеж Каминский, один из замечательных польских актеров эпохи, создавал образ, в подлинно горьковском ключе сочетавший различные, парадоксально объединившиеся черты характера: «грубоватость сочеталась с философским раздумьем, нигилизм с чувствительностью; это был циник и одновременно душа-человек».
Первая пьеса Горького была поставлена с тщательностью и проникновенностью разработки поведения каждого персонажа, свидетельствовавшими о развитии передового опыта краковской школы, намечая плодотворные пути к постижению принципиально новой природы социалистической драматургии.
Значительное сценическое достижение в постановке «Мещан» на польской сцене не было случайностью. Талантливый и великолепно подготовленный постановщик, утверждавший искусство режиссуры в том значении, которое оно во всем европейском театре приобрело именно на рубеже XIX—XX вв., Павликовский рассматривал театр как носителя не узко художественной, а общественной миссии. Он осуществил постановки многих современных пьес, посвященных изображению жизни низов капиталистического общества, отчасти — борьбы пролетариата. В их числе — пьесы Запольской, «Ганнеле» Г. Гауптмана, «Львиный пир» Ф. де Кюреля, «Вороны» А. Бека, «Бартель Туразер» Ф. Лангмана. О демократической направленности воззрений Павликовского свидетельствует и примечательный факт «маевки в театре», совершенный им в качестве руководителя Краковского театра: 1 мая 1898 г., в ознаменование пролетарского праздника, Павликовский, впервые в Польше, организовал в Кракове представление для рабочих, доход от которого пошел в их пользу.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.