Пьеса Каспровича обозначила переломную веху, рисуя картину окончательного распада патриархально-общинных связей, их стремительную деградацию под давлением капитализирующихся отношений. Жесточайшая борьба за землю обостряется новой, ранее неведомой крестьянской драме жизненной ситуацией: в сознании героя возникает страх перед призраком подневольного «фабричного» труда. Наступает «конец света» — крах старых, «исконних» моральных ценностей, крушение устоев крестьянской
жизни под агрессивным напором капитализации деревни. Стремление Каслровича — сына малоземельного польского «хлопа», крупного поэта, авторитетного общественного деятеля того времени — постичь новую ситуацию польского крестьянства заслуживает внимания. Мотивы социальной детерминированности поступков, характеров, судьбы героев преобладают в его крестьянской драме над издавна сложившейся тенденцией крестьянской мелодрамы — объяснения трагических событий влиянием и вмешательством иррациональных сил («божьей кары» — засухи, мора и т. п.). Пьеса стала своего рода документом общественных отношений эпохи, ставя в центр крестьянского героя, оказавшегося между «молотом» прежних патриархально-деревенских, общинных экономических отношений и «наковальней» циничного наступления капитализма.
Внимание к классовым коллизиям не было случайным эпизодом в жизни Каспровича, уже в молодые годы сблизившегося с социалистическими идеями. Мы упоминали уже о его участии в познанских социалистических кружках. В трудные дни нелегального пребывания В. И. Ленина в Польше Каспрович, вместе с В. Орканом и С. Жеромским, содействовал освобождению В. И. Ленина из-под ареста австрийских властей в Новом Тарге.
В польской критике межвоенного двадцатилетия обозначилась склонность к рассмотрению явлений модернизма 1890—1900-х годов в качестве импортного продукта на почве польской культуры. Между тем, как ни существенны связи польского модернизма с кругом близких по идейно-социальной сущности европейских явлений, рождение подобных тенденций объяснялось прежде всего теми процессами, которые происходили на рубеже двух веков в самой Польше.
Модернистско-символистские тенденции явственно дали о себе знать в начале 90-х годов. Размежевание, которым отмечено их развитие в других странах, в частности на русской почве, с не меньшей ясностью обнаруживается и в польском искусстве. Разнообразие модернистских форм в драме и театре проявилось в «Молодой Польше» — движении, центром которого был Краков. Творческий облик и судьба представителей «Молодой Польши» различны, в некоторых случаях прямо противоположны. Исследуя отношение модернистского искусства к зарождавшемуся социалистическому искусству, необходимо иметь в виду этот процесс размежевания. В определенных условиях оно ведет к сближению художников, связанных, к примеру, с символизмом,— с революционными идеями.
Присущее представителям модернизма 90-х — начала 1900-х годов ««романтическое мироощущение» может быть различной направленности; в условиях глубоких социальных противоречий «резкое неприятие современной действительности» тоже может быть выражено с различных позиций. Так это и было в модернизме — в этом его разнородность, ставящая различных художников в различные соотношения с миром. Указанные внутренние различия резко обнажаются в периоды общественных потрясений...» Поэтому «при исследовании вопроса о сближении символистов с революцией вернее, очевидно, говорить об этой разнородности модернизма, а не о прогрессивности системы...» Для уяснения логики этого сближения важно замечание Горького о том, что декадентство в своих первоистоках несло протест против душной и сытой атмосферы буржуазности, в которой хорошо дышалось людям, «исповедовавшим прямолинейный материализм и относившимся скептически ко всему, что было идеально и призывало к переустройству жизни в смысле приближения к истине и справедливости в отношениях человека к человеку».
В самих предпосылках возникновения «Молодой Польши» содержалась оппозиция окружающей буржуазно-мещанской действительности с меркантилизмом ее институтов и духовным убожеством ее культуры. Это и объединяло разных художников, чье творчество с течением времени обнаруживало все большее, порою непримиримое различие. В поэзии Леопольда Стаффа, например, ощущалась здоровая реалистическая основа, преемственность по отношению к демократическим традициям польской литературы. Напротив, в творчестве прозаика, поэта и драматурга Станислава Пшибышевского упадочные декадентско-модернистские, анархистско-индивидуалистические тенденции получили крайнее выражение.
Драматургия Пшибышевского отразила его эволюцию в целом. Сопоставление ранней пьесы «Для счастья» (1900) с драмой «Снег» (1903), проведенное В. Воровским в статье «Ева и Джиоконда (литературные параллели)» выявляет изменение в подходе к жизненным коллизиям, шедшее параллельно с формированием идеалистических воззрений на сущность сценического искусства: «Фабула и драматический конфликт обеих пьес до мелочей те же, но в то время как в раннем произведении выведены живые, типичные люди, и развязка проведена с высоко художественным, можно сказать, даже беспощадным реализмом,— так в позднейшем произведении все подернуто символическим туманом, живые люди превращены в силуэты, драматический момент (так) смягчен и подслащен, чтобы не шокировал нервы эстетических гурманов, и вся пьеса написана в ...мертвенном тоне школы «вырождения»...» Бунтарство Пшибышевского вырождалось в утверждение самоценности искусства, ницшеанского культа сильной личности, эротизма. «У искусства нет цели,— провозглашал он,— оно — цель само в себе, оно абсолют, так как является отражением абсолюта души... искусство, преследующее какую-нибудь моральную или социальную цель, перестает быть искусством...» Выхолащивание социального содержания драмы приводило к расшатыванию ее формы. Пшибышевский отвергал основу драматургии — действие, создав теорию «бездейственной» драмы, в которой лишь «описывается... жизнь души», и изложив эту концепцию в этюде «О драме и сцене» (1905). Хотя Пшибышевский выводит героев мятущихся, а исход драмы часто бывает смертельным, трагичность мироощущения автора и его персонажей является мнимой, их бунт воспринимается как чисто индивидуалистическая, асоциальная акция. Прекрасно вскрыл философскую несостоятельность и буржуазно-мещанскую подоплеку этого бунта В. Воровский. Он писал, что героиня драмы «Снег» обманула читателя: «Вместо тоски пробуждающейся личности, рвущейся из пут всезасасывающего мещанства, она дала тоску того же самого мещанства,— только мещанства, возлежащего на верхах культуры, пресыщенного и скучающего».
Распространение декадентско-модернистских тенденций заостряло идейно-эстетическую борьбу вокруг проблем сущности и назначения искусства.
Характерному для Пшибышевского космополитическому эстетизму, утверждающему искусство, не зависящее от условий места и времени, национальной и общественной среды, и в творчестве, и в театральных концепциях противостоял Станислав Выспянский, выдвигая идею «огромного театра» национальной жизни, синтетического и монументального, и выступая в этом наследником театрально-эстетических заветов Мицкевича. Драматическое творчество Выспянского питалось из мощного источника польской народной жизни и истории, национальных романтических образов, мотивов фольклорных и праисторических, античных мифов. Восставал против мистических фантомов романтического эпигонства сам Выспянский — поэт и художник тяготел к неоромантическим образам, близким поэтике символизма; трезвая и беспощадная критика буржуазной действительности сочеталась у него нередко с уходом в громоздкие и отвлеченные построения. Однако в наиболее значительных пьесах («Свадьба», 1901; «Освобождение», 1902) система и реалистических, и символических, фантастических образов служит средством раскрытия, а не затемнения отношения автора к действительности. Он ставит вопрос об ответственности художника перед народом, активном «ощущении» родины, преодолении пагубной пассивности, мертвящей власти утешительных иллюзий. Правда, пригласив на «свадьбу» представителей различных слоев общества, драматург, как отмечала левая печать, не позвал на нее польского рабочего. Было бы натяжкой утверждать, что Выспяпский пришел к полному пониманию путей, ведущих к окончательному решению вопроса о национальном и социальном освобождении Польши, которое в его эпоху было связано уже только с борьбой пролетариата. Но с жестокой целительной трезвостью и сарказмом он высмеивает либеральное «хлопоманство», лицемерие национального единства, «братания» буржуазно-шляхетской интеллигенции с народом.
Не осознав в полной мере исторической миссии рабочего класса, Выспянский-художник предчувствовал его великую роль. В «Освобождении» как бы продолжена жизнь Конрада Мицкевича, поэта и героя, мстителя, призванного поднять народ на борьбу. Не прорвав заколдованного круга романтического мировосприятия, Выспянский тем не менее не остановился в ограниченных им пределах. Хотя финал пьесы трагичен, в одной из заключительных поэтических строф намечается возможность выхода: рассвет наступит, и «вот тогда, наверно, кто-нибудь придет с ключами спозаранку — батрак ли, девушка ль крестьянка — откроют, наконец, ворота». «Впервые символизм является мне в таком значительном виде»,— писал Горький, рекомендуя переводить Выспянского.— «Его трагедии по форме совершенно греческие, и они удивительно оригинальны по содержанию».
Оценка «Трибуны Люду», посвященная столетию со дня рождения художника, подчеркивает гражданский и политический смысл его театральных исканий. «...Выспянский создавал театр политический. Политический и общественный даже тогда, когда заставлял говорить фигуры с троянских гобеленов... Поэт отдавал себе отчет в наличии классовых противоречий и новых общественных сил, крепнущих в народе».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.