Критика капитализирующегося мира находит выражение в драмах Норвида «За кулисами» (1866—1869) и «Перстень знатной дамы» (1872). Неприятие шляхетского консерватизма и антигуманности с огромной силой отразилось в одной из сцен «За кулисами». На маскарадный праздник-бал (в Варшаве, в атмосфере надвигающегося 1863 г.) вступают загадочные и грозные пришельцы, напоминающие бездумно веселящемуся маскарадному обществу об исполненном страданий реальном мире, существующем за стенами зала. Это — обездоленные всех времен и народов. «Никто из нас не имеет отчизны»,— говорят они. Метафорическая символика их появления оттеняет трагическое одиночество героя, поэта Омэгитта, осмелившегося бросить в лицо современному обществу слова гневного и справедливого обвинения.
В отличие от драматической фантазии «За кулисами», «Перстень знатной дамы» лишен метафорических усложнений, развивается в обычной современной обстановке. Но его коллизия родственна драме Омэгитта. Герои Норвида несомненно близки к драматическим героям великих романтиков, начиная с Густава-Конрада в «Дзядах» Мицкевича. Но вместе с тем «Норвид пришел к выводу, что такой герой может быть только звездой, вращающейся в небесной высоте, но не настоящим участником событий, совершающихся не на небосклоне, а на земле»,— писал режиссер В. Хожица. Сталкивая героя-романтика с буржуазно-мещанской средой, низводя его с горних высот философской поэзии в будни житейской повседневности, Норвид делал шаг вперед в развитии освободительного пафоса романтической драмы, заостряя и конкретизируя ее критико-обличительную направленность. «Норвид был тем, кто видел, что после поражения январского восстания польский народ не имел возможностей для вооруженной борьбы, и одновременно он видел и указывал на возможность перехода от романтических порывов к действиям на иной основе. На этой иной основе начала организовываться на борьбу сознательная часть польского рабочего класса».
В 80—90-е годы, в период формирования зрелых форм польского критического реализма, в области драматургии значительный пласт составляют произведения, остающиеся в пределах натуралистического бытописательства. Драматурги-натуралисты, обращаясь к теме «униженных и оскорбленных», «социального дна», темной, чреватой несчастьями, преступлениями, болезнями жизни общественных низов, «подвалов» буржуазного города, редко поднимаются над уровнем «натуральных» зарисовок, сделанных с позиций филантропического сострадания к народу — «меньшому брату», обходя, по существу, глубокие причины социального неустройства. Полупролетарские городские массы или темное, забитое крестьянство выступают в них большей частью пассивными объектами зла жизни. Пристрастие к мелочам, этот «скучный порок натурализма» (Б. Прус), «мертвая хроникерская точка зрения», связанные с малой активностью общественно-прогрессивной авторской позиции, рождали расплывчатость взгляда на структуру социального зла, делали даже наиболее примечательные натуралистические пьесы из крестьянской или городской жизни («Семья» А. Немоевского, 1898; «В подвалах» В. Огоньчика-Костелецкого, 1901) не очень опасными для буржуазного общества. На этапе натурализма и на уровне натуралистической концепции искусства народ, трудовой человек выступают по преимуществу либо в идеализированном виде, либо в гиперболизации темных, животно-биологических начал. В этом смысле натурализм как школа на польской почве не достигал той значительности зондирования общественного зла, какая отмечает это направление в Германии. Те же писатели, которые постепенно шли к более углубленному раскрытию социально-классовых противоречий общества, отходили от натуралистических пристрастий. Если в ранних драматических произведениях Г. Запольской (1860—1921) проступают черты натуралистической зарисовочности, то с течением времени все более нарастает острота главного обличительного мотива, рисунок социального конфликта становится четче.
Принимая (особенно в первый период творчества) золяист-скую концепцию «экспериментальной драмы», Запольская объективно фиксирует в пьесах 80—90-х годов контрасты и пороки царства «свободного» предпринимательства — изнанку жизни, скрывающую за фасадом внешнего благополучия постыдные язвы капитализма: национальную дискриминацию, эксплуатацию женского труда, катастрофическую детскую смертность, алкоголизм, проституцию. К рубежу веков обличительные тенденции становятся резче. «Зарисовки с натуры» темной, невежественной жизни-недоли «фабричных» в Галиции («Каська-Кариатида», 1895) преображаются через четыре года в социально более конкретную, остро-конфликтную картину действий различных классовых групп, стянутых в узел напряженной коллизии рабочей забастовки («В Горняцкой Домброве», 1899). Буржуазная филантропия выявляет свою несостоятельность, облик предпринимателей-капиталистов вырисовывается во всей отталкивающей бесчеловечности («Дрессированные души», 1902). Запольская-драматург одной из первых в польском искусстве вывела на театральные подмостки
не только типы людей труда (шахтеров, печатников), но и тип революционера-профессионала — человека, для которого участие в революционной борьбе стало повседневным делом, работой. Обращение к такому жизненному материалу предвещало рождение нового типа героя: романтический герой Прометей с его титанической исключительностью, бунтарством и жертвенностью уступал место человеку дела, ведущему незаметную, ежедневную «будничную» работу, подтачивающую устои прогнившего эксплуататорского мира. Польские литературоведы справедливо видят в этом один из путей приближения к образу положительного героя социалистической литературы.
Примечательны попытки писательницы показать конспираторов-патриотов, преследуемых царской жандармерией (пьеса «Тот», 1898); деятельность польских социалистов-эмигрантов (драма «Зашумит лес», 1904); борьбу сосланных повстанцев 1863 г. (драма «Сибирь», 1899, отразившая исторически достоверные события Забайкальского восстания 1866 г., поднятого польскими повстанцами в единстве с крестьянским и рабочим населением сибирских поселков). В «Сибири» и в «Зашумит лес» отчетливы мотивы интернациональной солидарности революционеров, социалистов.
С социально-обличительной тенденцией 90-х годов связана ранняя, долго остававшаяся неизвестной пьеса Стефана Жеромского «Грех» (1897), воссоздающая атмосферу дома, где делами заправляет хищная капиталистка Зофья Пармен. Финал пьесы затерялся (в 1950 г. его реконструировал Л. Кручковский), однако текст обнаруживает острый критический взгляд Жеромского, подтверждая, что уже на раннем этапе он искал героев не в традиционной шляхетской среде и даже не в кругах демократической интеллигенции, а в рабочей среде. Героиня порывает с шляхетско-буржуазным окружением, порывает со своим классом, уходя на стройку, к варшавским рабочим; они отстаивают ее от посягательств бывшего окружения, забрасывая виновника ее несчастий песком и обломками кирпичей. Мотив классовой пролетарской солидарности и протеста проявляется здесь в своей первичной форме.
Значение выдвижения в пьесе Жеромского на первый план трудового человека, несущего активный протест против жестокости капиталистического мира, становится особенно очевидным в сопоставлении с изображением рабочего, например в драме А. Свентоховского «Аурелий Вишар» (1888). В этой пьесе, по выражению современника Свентоховского, историка и критика литературы П. Хмелёвского, «переполненной общественно-экономическими вопросами», в образе главного героя выведен добродетельный капиталист, пекущийся о благе рабочргх и погибающий в результате происков конкурентов. Рабочие, подбиваемые на бунт, поджигают фабрику, бросают в огонь своего незадачливого благодетеля, оказываясь слепым орудием в руках нечистоплотных дельцов, противопоставленных «честному капиталисту». Попытка его героизации заключала в себе осуждение бунтующих рабочих. Пьеса выразила буржуазную ограниченность позитивистской программы, пропагандистом которой был ее автор. Усиление социально-критических мотивов, наблюдаемое в произведениях Жеромского, Запольской, Немоевского, Грушецкого (драма из жизни шахтеров «Кроты», 1904), закономерно предполагало решительное преодоление этой ограниченности.
Близкие тенденции дали о себе знать на переломе века и в крестьянской теме. Писатели, обращаясь к столь важному в условиях Польши пласту жизни, показывали распад патриархального крестьянского уклада, классовое расслоение деревни, жестокие нравственные и психологические столкновения, порожденные разрывом традиционных семейных и общинных связей. Сознательно или неосознанно, но объективно верно они представляли беднейшего крестьянина этого периода как потенциального пролетария, обреченного пополнить армию голодных, социально униженных, нещадно эксплуатируемых рабов капиталистического города-«молоха». Проникновение этих мотивов, отразившихся в реалистической прозе В. Реймонта, С. Жеромского, В. Оркана, в драматургию 1890-х — начала 1900-х годов имело важное значение.
Преобладающими в этой области издавна были традиции либо морализаторско-дидактические, либо этнографическо-фольклористические. Они ограничивали социальную остроту произведений на крестьянскую тематику, преобладавших в 60—70-е годы в репертуаре провинциальных сцен и так называемых «народных театров». Даже кровавое антишляхетское крестьянское восстание 1846 г. не смогло сломить инерции этой драматургии (хотя частично ее пытались реформировать такие авторы, как В. Анчиц и Я. Галасевич). Если «народ», «крестьянство» и трактовались как определенная общественная данность, то преобладало в этой трактовке понимание народа как некоей единой, монолитной, стихийной «земляной» силы. 1890—1900-е годы приносят существенный сдвиг и в этой области. В это время были написаны или вышли на сцену «крестьянские» пьесы Запольской, «Семья» Немоевского, «Проклятый мир» В. Оркана (поставлена в 1900 г. во Львове), «Конец света!» Я. Каспровича (1891, поставлена в Кракове в 1904 г.).
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.