Представления Мицкевича о будущем театре (даже сама ссылка на Олимпийский цирк) обнаруживают связь с антибуржуазной направленностью европейского романтизма в целом, явственно проявившейся в начале 40-х годов и на французской почве. Т. Готье тоже видел в Олимпийском цирке «единственный народный театр в подлинном значении этого слова», противопоставляя его эпические зрелища, основанные на великих современных событиях, «безвкусным и фальшивым мелодрамам, уродующим сердца и умы зрителей».
Новаторский дух, идеи Мицкевича во многом предвосхищали устремления крупнейших реформаторов театра XX в.— от Выспянского до Мейерхольда. Недаром выдающийся польский режиссер Л. Шиллер, сотрудничавший с пролетарским театром в межвоенном двадцатилетии, постановщик бунтарских, проникнутых революционным настроением «Дзядов», впрямую сопоставлял проекты Мицкевича с массовыми представлениями первых лет Октября на улицах и площадях городов Советской России.
Проблема «герой и народ», характерная для романтической драмы, связанная с постижением узловых социальных коллизий эпохи, прокладывала новые пути драмы, ее сценического воплощения. Она возникала и в драматических произведениях Ю. Словацкого («Кордиан», 1833; «Горштынский», 1835). В III части «Дзядов» (в так называемых «дрезденских» «Дзядах», написанных уже в эмиграции), явившихся откликом на раздумья о судьбах родины после крушения восстания 1830—1831 гг., эта проблема отразилась с наибольшей остротой и масштабностью.
Не случайно такое значительное место занимают народные сцены, имеющие вовсе не жанрово-иллюстративный характер, и в других драматических творениях польского романтизма, где народ показан как действительная сила истории, в противостоянии с которой оказывается несостоятельным герой-одиночка. Так, например, в «Фантазии» (1845) Словацкий идет к откровенно саркастическому развенчанию шляхетского индивидуализма, культа романтической жертвенности. Своеобразно преломилось это в «Небожественной комедии» (1833) и «Иридионе» (1832—1836) З. Красинского — произведениях, по-новому, при всей внутренней противоречивости, осмысливающих узловые социальные конфликты времени. Высоко оценив в Лекции о славянской драме «Небожественную комедию», Мицкевич проявил большую проницательность, увидев в ней отражение реальной правды не только трагического положения Польши, но и нарастающих социальных противоречий европейского общества. Но понимая, что Красинский не нашел путей их разрешения, он назвал ее «стоном души гениального человека, который видит, сколь велики и труд-
-------------------------------
Л. Шиллер, имея в виду высказывания Мицкевича о театре, вырывающемся за пределы сцены-коробки на просторы площадей и улиц, на арену цирка, писал: «И подумать только, что первая попытка постановки греческой трагедии на цирковой арене была осуществлена только в 1910 г. Рейнгардтом в Берлине, а массовые зрелища, предназначенные для масс, начали создаваться на улицах Москвы и Ленинграда после Октябрьской Революции» (Schiller Leon. Podroz teatralna Mickiewicza z Odyncem. Fantazja. Warszawa, 1973, s. 306). Подробней об этом, как и о значении театральных принципов А. Мицкевича в целом, см.: Ростоцкий В. И. Адам Мицкевич и театр. М., 1976.
-------------------------------
ны задачи, стоящие перед обществом, но не возвысился до того, чтобы увидеть, как они могут быть разрешены». Произведение было первым в европейской драматургии отражением (хотя еще и нечетким) подспудно зревших социальных сдвигов, неуклонно ведущих к вступлению в классовую борьбу новой силы — пролетариата. В. Боровский писал, что по некоторым признакам изображения революции в «Небожественной комедии» можно судить, что это «социалистическая революция, ибо в ней все время фигурируют беднейшие классы: крестьяне, ремесленники, прислуга, раздаются даже возгласы: «Смерть купцам!»...»
Отношение Красинского-аристократа к революции было двойственным и сложным, но сама «Небожоственная комедия» явилась благодарным материалом для создания Л. Шиллером в 1926 и 1938 гг. спектаклей, приобретавших в условиях предвоенной буржуазной Польши агитационное революционное звучание (в 1923 г. в Ленинграде она была поставлена в Экспериментальном театре В. Н. Всеволодским-Гернгроссом в формах массового театра первых послеоктябрьских лет).
Вполне закономерно и особенно часто театральные начинания, связанные с социалистическим революционным движением, уже на ранних его этапах и позднее обращались к III части «Дзядов» Мицкевича. Опираясь на обширный документальный материал, современный польский историк свидетельствует: «Особой популярностью пользовалась III часть «Дзядов»... Из-за постановочных трудностей драма Мицкевича редко ставилась целиком, ограничивались преимущественно знаменитой тюремной сценой, вызывавшей у зрителей актуальные политические сопоставления. «Дзяды» ставились на маевках, проводимых за городом, отрывки читались на рабочих вечерах, текст драмы использовался в лекционной пропаганде, рекомендовался рабочим для чтения».
Рабочий любительский театр играл III часть «Дзядов» в конце XIX в. в Варшаве подпольно 13. Во время революции 1905—1907 гг. по инициативе С. Жеромского III часть была сыграна в Наленчове рабочими-ремесленниками, среди которых писатель вел просветительную деятельность. В 1910 г. в Люблине члены объединения «Будущее» читали, распределив роли «на голоса», отрывок из III части (фрагмент об отправлении арестованных в Сибирь). Среди участников этого «концертного» исполнения мы встречаем имена таких видных деятелей польского рабочего революционного движения, как Болеслав Берут и Ян Хемпель. Отрывки из «Дзядов» исполнялись и за пределами Польши, на вечерах, устраивавшихся социалистическими организациями (в 1898 г. в Лондоне, в 1900 г. в Бремене). Тюремная сцена из III части «Дзядов» неоднократно ставилась и рабочими любительскими театрами уже в независимой Польше, в пору межвоенного двадцатилетия. Наряду с «Дзядами» использовались (нередко включаясь в единую программу) и отрывки из «Кордиана» Словацкого, а революционный польский театр 20—30-х годов создавал спектакли актуального агитационного содержания, полностью ставя его пьесы.
Все эти факты служат красноречивым подтверждением исторической роли великих романтиков в движении польской драмы и театра к социалистическому искусству. Еще до Октября, говоря о значении глубоко философской, символической поэзии, возникающей в «моменты всемирно-исторического самосознания тех или иных частей человечества», предсказывая ее рождение пролетариатом, воплощающим «свои широчайшие концепции, свое понимание, любовь и ненависть, борьбу и надежды», А. В. Луначарский ссылался на «тот несравненный расцвет польского романтизма, польской символической поэзии, который неразрывно связан с именами Мицкевича, Словацкого, Красинского...» После Октября Луначарский призывал революционные театры ставить великие трагедии: «Фауста» Гете, «Трагедию человека» Мадача, «Иридиона» Красинского.
Мицкевич не был одинок в высокой оценке «Небожественной комедии», сходясь в этом с Э. Дембовским, отмечавшим, что в ней «социальная мысль является главным предметом». Взгляды Дембовского на природу, общественную функцию драмы и театра, так же как и его общеэстетические идеи, сыграли значительную роль в формировании революционно-демократической эстетики в Польше. В рассуждениях о драме обнаруживается близость эстетических взглядов Дембовского к взглядам Белинского. Дембов-ский видел ее основу в человеке; Белинский в «Литературных мечтаниях»: драма — «самое любопытнейшее явление для человека», ибо она «представляет этого человека в его вечной борьбе с своим я и с своим назначением, в его вечной деятельности...» Аналогия могла бы быть продолжена. Рассуждая о двух видах поэзии — реальной и «идеальной», Белинский выделял своеобразие возможностей «идеальной» поэзии: преобладание лирического начала, где поэт «более грустит и жалуется, нежели восхищается и радуется, более спрашивает и исследует, нежели безотчетно восклицает». Белинский говорил о возможности и плодотворности соприкосновения этих двух разновидностей творчества. Относя «Дзяды» Мицкевича к «идеальной» поэзии, он видел в них, наряду с поэмами Байрона и Пушкина, пример произведения, в котором «сходятся и сливаются эти два элемента поэзии», ибо здесь «жизнь человеческая представляется, сколько возможно, в истине, но только в самые торжественнейшие свои проявления, в самые лирические свои минуты...»
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.