Идеологи польской революционной социал-демократии, критики-марксисты подняли на новую ступень борьбу против декадентства. В принципиальной полемике с варшавской «Химерой» и ее издателем Мириамом, в статье «Химерический взгляд на отношение общества к искусству» (1901), вскрывая классовую подоплеку аполитичности и снобизма декадентов, третировавших народные массы за их якобы неспособность понять «вечное» искусство, Мархлевский писал, что в народных массах, пугающих декадентов, «формируется новый взгляд на мир», вызревает новый общественный класс — рабочий класс, считающий, что «нет ничего постоянного», что только «изменение вечно».
Идеи, развернутые в трудах пионеров марксистской эстетики и критики в Польше, показали свою жизненность, силу воздействия, научную обоснованность в пору революции 1905 г. и в последующие годы, когда в условиях усилившейся классовой борьбы необратимым стало размежевание сил радикально-демократических и реформистски-либеральных, а в самом общедемократическом движении тенденции интернациональной солидарности боролись с идеями националистическими. В сознании большинства деятелей литературы и искусства рабочая революция нашла сочувственный отклик. Эволюция многих крупных художников свидетельствует об этом. Примеры тому дают самые разные сферы искусства. В эти годы М. Конопницкая завершает поэму «Пан Бальцер в Бразилии», начатую еще в 1892 г. и рисующую почти документальные картины-события пролетарской борьбы, эпизоды грозной рабочей демонстрации с красным знаменем и пением «Интернационала». С. Жеромский откликается на события революции драмой «Роза», остро поставившей проблему соотношения между борьбой за социальное и национальное освобождение. В. Реймонт еще в конце 90-х годов публикует остроанти-капиталистический роман «Земля обетованная», после революции завершает социальную эпопею «Крестьяне». Художник С. Ленц создает знаменитую «Забастовку» («Strajk»). В графике наступает истинный взрыв сатирического рисунка, политической карикатуры. Не остаются в стороне и многие театральные писатели круга «Молодой Польши». Так, К. Тетмайер пишет драму «Революция», Т. Мининский создает трагедию «Князь Потемкин» о восстании на броненосце «Потемкин».
Мицинский, чье творчество не было свободно от сложностей и туманностей «младопольской» символики, в этой драме выразил искреннюю солидарность с восставшими революционными матросами. В книге о польской литературе и драме на рубеже XX в. современный критик З. Грень приводит его высказывание о событиях 1905 г. и подвиге русских рабочих: «Петербург был залит кровью восставших рабов, идущих навстречу Заре... во имя этой несказанно прекрасной революции пусть вознесется молитва Красного Знамени. Тут заключено подлинное понимание народа, открытое Мицкевичем: народ — это страдающий человек». Комментируя эти слова, польский исследователь отмечает, что было бы явной натяжкой связывать эту «молитву» Мицинского с социалистической идеологией. Тем не менее высказывание автора «Князя Потемкина» достаточно символично для состояния умов польской демократии, сочувствовавшей русскому революционному движению. Оно было одним из многих свидетельств неуклонного движения истории, направляющего передовых деятелей польской художественной культуры XX в. к сближению с идеями демократической революции и в перспективе — с идеями революции социалистической.
ТЕАТР
Борьба за национальное освобождение, пронизывавшая произведения польской литературы и искусства конца XVIII — начала XIX в., неразрывно связанная с борьбой за разрешение социальных коллизий внутри самого польского общества, подготовила почву, на которой возникли прямые предпосылки формирования принципов социалистической художественной культуры.
Еще в предшествующую романтизму эпоху значительными явлениями были постановки произведений, отражавших социальные конфликты своего времени: первой польской политической комедии «Возвращение депутата» (1791) Ю. Немцевича, комической оперы В. Богуславского «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). «Отец польского театра», представитель просветительского реализма ввел эти произведения на сцену в пору острой общественно-политической борьбы («Краковцы и горцы» были поставлены Национальным театром в Варшаве накануне Костюшковского восстания). Тема национально-освободительной борьбы возникала в них в неразрывной связи с темой размежевания лагеря консервативно-шляхетской реакции и лагеря прогрессивных реформ.
В эпоху романтизма внутренняя связь между борьбой за национальное освобождение и за устранение социального гнета и неравенства проявилась с особой силой, определив в условиях Польши огромную внутреннюю мощь этого течения. Хотя романтическая драма А. Мицкевича и Ю. Словацкого практически при их жизни оставалась за пределами сцены (цензура разделивших Польшу государств не разрешала их постановок), хотя та же участь постигла и третьего крупнейшего представителя романтизма — З. Красинского («Небожественная комедия» впервые была поставлена лишь в 1902 г.), концепция романтической драмы, воплощенная в их художественных и критико-теоретических произведениях, имела существенное значение, прокладывая пути, в конечном счете направляющие движение к театру социалистическому. Как ни покажется парадоксальным на первый взгляд, отделенность от сценической практики толкала польских романтиков на определенный эстетический и гражданственный максимализм в прогнозах о будущем развитии театра. Выраженный в театральных концепциях, прежде всего у Мицкевича, он тоже играл не последнюю роль в зарождении социалистической эстетики.
Определенная связь между социально-политическими идеями великого поэта и его эстетическими принципами в области драмы и театра обнаружилась после крушения восстания 1830 г., когда непосредственным полем наблюдений автора тираноборческой поэмы-драмы «Дзяды» становятся классовые бои во Франции. В его незаконченной фантастико-политической повести «История будущего» (предположительно, середина 30-х годов) возникает картина Европы, охваченной огнем революции, где движущими силами выступают армии народов, объединившихся против реакционных монархических правительств. Особую роль в картине будущего поэт отводил французским пролетариям: «...французские пролетарии стояли на своих военных позициях, не отступая и не продвигаясь вперед. Они без устали были заняты установлением принципов образцового общества, члены которого были бы свободны и равны юридически и фактически... Опыт неопровержимо доказал, что каждый человек одинаково способен к пониманию и решению дел». Здесь существенны не только эмоциональная увлеченность идеями равенства и братства людей,— их Мицкевич выразил уже в «Дзядах»,— но и осознание сути социализма как нового явления, связанного с движением широких слоев трудового народа.
В этой связи особое значение приобретают мысли Мицкевича о драме и театре, выраженные в XVI Лекции курса славянских литератур, прочитанной в Коллеж де Франс в Париже (1843). Отражая мессианистские представления, овладевшие в ту пору Мицкевичем, она тем не менее содержит идеи глубоко прогрессивного характера. Мессианизм Мицкевича, как справедливо утверждает современное советское мицкевичеведение (не расходясь в том с польским), не нес в себе отказа от освободительной борьбы, а «скорее являлся своеобразным мистико-идеалистическим восприятием той исключительной ситуации, в которой оказалась Польша в первой половине XIX в., и выпавшей на ее долю революционной роли. Революционный интернационализм был сильнейшей стороной воззрений Мицкевича».
Мицкевич выделял драму из всех других литературных видов, отводя ей первое место в условиях переживаемого исторического момента. Понимание драмы как высшей формы поэзии, присущее в той или иной мере всем романтикам (то же мы встречаем и у Гегеля), существенно у Мицкевича своеобразной мотивировкой ее особого положения: драма приобретает первостепенное значение в моменты крутых исторических переломов, в пору зреющих социальных переворотов, открывающих новые пути развития перед человечеством. Наступающий переломный этап, с его точки зрения, вновь обязывал драму к исполнению ее особой высокой миссии — побуждать и направлять к действию массы. Развивая свою программу в Лекции о славянской драме, автор «Дзядов» связывал возможность решения этой задачи с тем, что и сама драма, воплощаясь в театре, переходит в действие перед зрителями.
Понятие «славянской драмы» в трактовке Мицкевича имело не ограниченное, узко национальное, а, напротив, общечеловеческое содержание, можно было бы сказать — интернационалистическое. Славянская драма как драма будущего противопоставлялась бытующему мелкотравчатому буржуазно-мещанскому театру. Устремления Мицкевича к далеко идущим театральным реформам отчетливы в том полемическом характере, который он придавал XVI Лекции, рисуя исторические судьбы драмы от античности до современности, вспоминая атакованную им еще в 20-е годы классицистскую драму: «с ходом времени писатели, взяв за образец греков и римлян... замкнули драму в салонах и будуарах, где она остается поныне». Не запоздалый упрек классицизму, а прежде всего соотнесенность с современностью — суть этого замечания. Мицкевич критически настроен по отношению к драме
40-х годов именно потому, что она все еще замкнута «в салонах и будуарах», а он хотел бы вывести ее на неизмеримо более широкие просторы. С этим связана и неудовлетворенность Мицкевича характером современной ему театральной архитектуры, замкнутостью театрального действия в пределах сцены-коробки. «Современная театральная архитектура,— утверждал поэт,— значительно отстает от развития драматического искусства. Во Франции только Олимпийский цирк — это единственное место, где можно было бы давать представления серьезной пьесы. Там можно было бы представить сцены из бурной жизни героев и показывать массы, которые ныне оказывают такое значительное влияние на жизнь общества». Смелое предположение об использовании цирковой арены, даже городской площади в качестве места театрального действия связано с пониманием необходимости введения в действие масс, все решительнее заявляющих о себе в жизни современного общества.
Убедительность этих мыслей подкреплялась идейно-художественной проблематикой «Дзядов» — сложных связей и взаимоотношений героя-бунтаря с народной массой, с драматическими перипетиями народной судьбы. Говоря в Лекции о «бурной жизни героев» и о «массах», Мицкевич обозначил два основных элемента «Дзядов». Как существенное условие прочности всей действенной конструкции, они включали в себя древний языческий обряд поминовения предков. Это делало особенно ощутимым разрыв с современной Мицкевичу буржуазной драмой, приверженной к миру «салонов и будуаров». Здесь снова уместно напомнить наблюдение К. Маркса: указывая, что «первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение...состояла в том, чтобы видеть все в средневековом, романтическом свете...», Маркс подчеркивал, что вторая реакции «соответствует социалистическому направлению...» и «заключается в том, чтобы заглянуть за пределы средневековья в первобытную эпоху каждого народа».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.