Декадентство как идейно-эстетическая концепция, порожденная кризисом буржуазной культуры, затронуло творчество некоторых художников «Молодой Польши». Имея черты общности с такими течениями в искусстве западноевропейских стран, как «Молодая Германия» или «Молодая Скандинавия», она не была организационно и идеологически четко оформлена, объединяя художников, весьма различных по характеру творчества и мировоззрения. На начальном этапе их сближало отталкивание от прозаизма буржуазно-мещанских будней, от позитивизма, отрицавшего романтическое искусство, стремление к обновлению традиций романтизма. В «Молодой Польше» обозначались неоромантические стремления, окрашенные в специфические тона символистского, экстатического, иррационального искусства конца века.
Однако объединение с течением времени обнаружило резкие внутренние разногласия. Представители «Молодой Польши» оказывались порою не только на различных, но и на прямо противоположных идейно-художественных позициях. Размежевание намечалось в аналогичных художественных группировках и в других странах, но в Польше оно приобретало особую остроту, связанную прежде всего со спецификой исторического развития: нараставшие социально-классовые коллизии не снимали с повестки дня проблемы национального освобождения. В подобных условиях размежевание становилось особенно резким, постулаты «искусства для искусства» оказывались неприемлемыми для прогрессивной части младопольских художников. Так, противоположные позиции занимали наиболее знаменитые представители «Молодой Польши» — Станислав Выспянский (1869—1907) и Станислав Пшибышевский (1868—1927). В творчестве и самой личности Пшибышевского выразились тенденции, связанные с кризисом индивидуалистического буржуазного сознания, с метаниями анархиствующей европейской интеллигенции на рубеже веков.
В начале пути Пшибышевский связан с левыми, радикальными кругами Германии, Польши, Скандинавии; в 1892—1893 гг. редактирует в Берлине «Газету Роботничу» (польский орган немецких социал-демократов). В 1898 г. в Кракове становится редактором журнала «Молодой Польши» — «Жице» («Жизнь»), провозгласившего потрясение основ современного искусства. Вызов мещанской благонамеренности, эпатирование буржуазного обывателя, сопутствовавшие появлению Пшибышевского в Кракове, привлекли к нему всеобщее внимание, сделав кумиром фрондирующей богемы. Однако его бунтарство очень скоро обнаруживает свою ущербность и бесперспективность. Общественные и эстетические воззрения, выраженные в манифесте «Конфитеор» (1899), утверждали асоциальность, элитарность и иррациональность искусства. Драматург и теоретик драмы, Пшибышевский развивал теорию театра, создающего не образ реального мира, а последовательную смену состояний таинственной и непостижимой «нагой души», воплощения Абсолюта.
Космополитическому эстетизму Пшибышевского Выспянский противопоставил свою теорию поэтического и монументального «Огромного театра», с эпической широтой воплощающего события народной жизни. Выдающийся поэт, драматург, художник, реформатор сцены, он утверждал идеал высокого синтезирующего искусства, противостоящего мещанской мелкотравчатости и меркантилизму, искусство «свободное, властное, творящее суд, повелевающее, неизмеряемое никакими иными мерами, кроме правды и художественности и логики художественности».
Выспянский отразил в своих исполненных драматизма театральных исканиях, в устремленности к монументальному творчеству предвидение крутого поворота, революционного потрясения в жизни общества и в развитии искусства. Не осознавая отчетливо, он мог только предчувствовать ту историческую роль, которую в близящемся обновлении мира призваны сыграть пролетарские и крестьянские массы, и выразил свои предчувствия в драмах «Свадьба» и «Освобождение».
Об исторически-переломном характере происходивших в жизни и в искусстве процессов писали на рубеже века критики социалистической ориентации, в частности публицист и социолог Казимеж Келлес-Крауз (1872—1905). В работе «Несколько главных принципов развития искусства» (1905) он прослеживает зависимость между «социальным состоянием» и «художественными функциями» человека. В художниках, исповедующих «искусство для искусства», он замечает все более обостряющийся антагонизм с обществом, упрекающим их в пренебрежении к его, общества, самым дорогим идеалам. Разрешение коллизии между свободной волей художника и идейно-общественной тенденцией Келлес-Крауз видел не в освобождении искусства от жизненного, социального содержания и этических обязательств перед обществом («...настала пора, чтобы этика вновь стала искусством, а искусство этикой...») и не в отказе от «тенденции», а в утверждении нового идеала, связанного с социалистическим преобразованием общества, должного «стать кровью и плотью некоторых наиболее прекрасных и наиболее остро чувствующих человеческих существ», «из обязанности сделаться...порывом, возвыситься до силы наслаждения и глубокого волнения» и способного тогда «рождать роскошные цветы искусства...»
Существенный вклад в развитие социалистической эстетики в Польше внесли деятель «Пролетариата» Леон Винярский, общественные деятели и публицисты Людвик Кшивицкий (1859—1941), Вацлав Налковский (1851 — 1911). Идя от социологических построений И. Тэна к марксистскому осмыслению закономерностей развития искусства, Винярский подчеркивал значение творчества обличителей буржуазного общества-«болота», признавая вместе с тем, что его реальные классовые коллизии превышают «самые мрачные картины» романистов (эссе о романе Э. Золя «Деньги», 1891). Экономист, антрополог и социолог Л. Кшивицкий особое внимание уделял общественной роли искусства, последовательно и настойчиво отстаивая гуманистический эстетический идеал в противовес декадентским тенденциям в художественной культуре. В статье «Об искусстве и неискусстве» (1899), блестящем памфлете на декадентство, полемизируя с «Конфитеор», он саркастически изобличал буржуазность эстетических идей Пшибышевского и сторонников искусства «нагой души». «...Вы, состязающиеся в сладострастии под личиной искусства для искусства... Молчите, паяцы духа и распутники чувства, молчите, лжецы и лицемеры!» «Искусство без идеи — мертво,— писал он, отстаивая основы творчества, связанного с социально-прогрессивными тенденциями времени.— Среди художников — не тех, что прокладывают новые пути, а тех, что творят, зачарованные прошлым, опутанные своей средой,— распространился лозунг: искусство для искусства. Понимают ли они, что тем самым выносят сами себе обвинительный приговор?...Лозунг искусства, оторванного от жизни и ее страданий, лишенного веры и идейных основ, родился только в нашем столетии, как попытка классового противоядия со стороны буржуазии».
Борьба против декадентских течений была важнейшим постулатом формирования социалистической эстетики. Свою долю в
раскрытии их реакционной роли внесли публицистические выступления деятеля «Пролетариата» Эдварда Абрамовского, эстетические воззрения философа и литературного критика Станислава Бжозовского (1878—1911). Полемика последнего с Мириамом вызвала в 1900-е годы особенно широкий отклик. Бжозовский, близкий социалистическим воззрениям, подошел на рубеже веков к уяснению исторического значения пролетариата в формировании нового эстетического идеала. В его публицистике утверждается новый героический миф — «миф рабочего класса», как образца, идеала, исторического типа, способного служить опорой духовной жизни интеллигенции, которую Бжозовский призывал к преобразованию общества, к творческой активизации сил, преодолению слабости. Однако, как отмечает современный исследователь научного социализма в Польше, философско-морализаторский кругозор сужал представления Бжозовского о социальной революции, отвлекая «от анализа социально-политических механизмов, реальной расстановки сил в процессе борьбы за социализм. Идея социализма у него повисает в воздухе, мысль склоняется к иррационализму».
В утверждении исторической миссии пролетариата — создателя новой, социалистической культуры — немалую роль сыграл ученый и публицист Вацлав Налковский. Первоначально близкий модернизму, он в дальнейшем решительно высказался против его элитарности, вступив в полемику с варшавскими модернистами, группировавшимися вокруг журнала «Химера» (1901 — 1907), в статье ««Химера» перед лицом эволюции» (1901). В наиболее значительной статье «Пролетариат и творцы» (1905) он провозглашает рождение нового типа художника — борца за дело пролетариата, противостоящего «барду буржуазных эксплуататоров»: «Таких борцов в сфере творчества может породить только тот общественный слой, который порождает в настоящее время борцов в гуще самой жизни — класс пролетариата, трудящийся люд; мы находимся в преддверии подъема такого творчества. Такой тип рабочего-творца выявился в известной степени уже в наши дни в Горьком».
Высшей ступенью в развитии марксистской эстетической мысли в Польше конца XIX — начала XX в. явились работы по вопросам литературы и искусства выдающихся деятелей революционной социал-демократии, последовательных интернационалистов: Юлиана Мархлевского (1866—1925), Розы Люксембург (1871—1919), Адольфа Барского (1868—1937). В их трудах с позиций пролетарской партийности рассматривается вопрос о путях развития художественной культуры, нового, социалистического искусства, об определяющем значении рабочего класса, который «представляет собою единственный общественный слой, обладающий и желанием и социальной возможностью стать хранителем культурных традиций»
Разрабатывая проблему социалистического эстетического идеала, Мархлевский считал, что его будущее утверждение подготавливается уже сегодня. Он расширял арсенал средств социалистического искусства и искусства будущего за пределы литературы и различных видов «станкового» искусства. В статье «Прикладное искусство» (1901), рассматривая соотношение процесса индустриализации современного мира и эстетических аспектов этого процесса, Мархлевский утверждает, что в новом, социалистическом обществе «изменится также и эстетическая роль машины». Это изменение приведет в обществе будущего, в «социальном плане обществе некапиталистическом, ко всеобщему культу прекрасного» и «зачатки истинного, пронизывающего все стороны жизни, слившегося с жизнью искусства замечательно разовьются в этом обществе будущего».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.