Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Польша. Часть 3-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Сама анонимность нелегального творения становилась на этом раннем этапе нередко отличительной чертой революционного творчества, не служа в то же время препятствием его популярности в массах.
В других случаях, напротив, авторство поэта-социалиста было зафиксировано, став ярким фактом истории культуры.
Так, например, слова революционного «Красного знамени» были сочинены в 1881 г. Болеславом Червенским (1851—1888) — поэтом и прозаиком, популяризатором марксизма, деятелем рабочего движения на Западной Украине.
Огромной популярностью среди польского пролетариата пользовалась проникнутая верой в победу рабочего класса «Мазурка каторжника» («Mazur kajdaniarski»), написанная в заключении, в Варшавской цитадели в 1883 г. Варынским, бывшим не только выдающимся революционным деятелем, но и поэтом.
Широчайшее распространение получила и в самой Польше, и за ее пределами сочиненная Вацлавом Свенцицким в том же году «Варшавянка».
Это было время, когда марксистская брошюра, тюремные стихи политических заключенных или импровизированное чтение на тайной рабочей сходке драматических отрывков «Дзядов» Мицкевича приравнивались друг к другу по «подрывной силе» воздействия — и в восприятии самих рабочих, и в глазах преследовавших их властей.
Многие публицистические и поэтические произведения социалистической пропаганды создавались в стенах политических тюрем, просачиваясь оттуда на волю, вербуя новые ряды идейных сторонников.
В одной из самых страшных политических тюрем, в X павильоне Варшавской цитадели, братья Плавинские выпускали тюремный листок «Голос узника» с произведениями социалистических литераторов — В. Свенцицкого, Б. Червенского, В. Серошевского (сотрудничавшего в ту пору с Варынским), высланного в 1880 г. в Сибирь.
Из Кракова тюремным листком «Грозный клич узника» им ответил отбывавший заключение Варынский. Некоторые произведения носили патетически-драматический характер, другие были язвительной сатирой на порядки в тюрьме — зеркалом порядков, царящих на воле.
В 1882 г. в Женеве издается первый в истории польской социалистической поэзии программный сборник «Чего они хотят?» с целью пропаганды революционных стихов, распространявшихся в те годы в Польше (особенно в трех центрах зарождавшегося пролетарского движения — в Варшаве, Познани и Львове) в устной передаче и в списках. Эпиграфом к нему были слова из «Дзядов» Мицкевича: «Вместе, братья!»
Стихи сборника, ставшие широко популярными,— «Кто ты есть?», «К матери-польке», «Тост», «Чего они хотят?» — выражали страдание за отчизну, ненависть к ее палачам, конфликты труда и капитала, клеймили долготерпение общества, были полны революционного пафоса борьбы.
Поэтическое и идеологическое значение сборника определялось новизной некоторых отчетливо прозвучавших в нем мотивов.
В первую очередь — настроением революционного интернационализма, как бы транспонировавшего на язык поэзии программу партии борющегося пролетариата.
В 1880 г. на Международном съезде социалистов в Женеве Варынский сделал известное заявление: «Наша отчизна — весь мир... Мы не бойцы 1863 года, которые гибли на полях национальной борьбы... Ни враждебных стран, ни враждебных народов мы не знаем. Мы — члены единой великой национальности — пролетарской».
Вместе с тем поэзия сборника «Чего они хотят?», отразив настроения народных масс, послужила опровержением утверждения шляхетско-буржуазных идеологов о том, что идеи и программа борьбы польских социалистов были утопической мечтой изолированной, узкой «группы фанатиков».
Для формирования эстетики и художественной практики искусства социалистических идей известное значение имел опыт так называемого варшавского позитивизма, развивавшегося в двадцатилетие после восстания 1863 г.— противоречивого и двойственного явления, принципы которого сформулировали публицист и естествоиспытатель Юлиан Охорович (1850—1917), писатель, критик и драматург Александр Свентоховский (1849—1938).
В программе позитивистов была прогрессивная сторона, связанная с буржуазно-демократической направленностью, преодолением феодально-клерикальных пережитков, обскурантизма. Романтике повстанческой борьбы прошлых поколений, изжившей себя, позитивизм противопоставил «органический труд, их застойной приверженности к старине — прогресс, их патриархальному невежеству — знание».
Эти идеи отразились, в частности, в литературно-драматическом творчестве Свентоховского, пропагандировавшего «работу у основ» и «органический труд».
Но, выступая за прогресс и народное благо, за социальные реформы, Свентоховский в то же время выступал как «решительный противник классовых стремлений пролетариата, столь противоречащих его идее гармонии общества».
Эти противоречия вели к кризису позитивизма, достаточно явственно обозначившемуся к концу 70-х годов, обнаружили его классово ограниченную, в конечном счете буржуазную природу и в общественной мысли, и в эстетических идеях.
Если в произведениях крупнейших польских писателей и художников — Б. Пруса, Э. Ожешко, М. Конопницкой, братьев А. и М. Герымских, Ю. Хелмонского, композитора С. Монюшко — можно обнаружить известную родственность просветительским идеям позитивизма, то радикально-демократическая направленность их творчества преодолевала ограниченность этого течения.
Рассматривая современное общество как организм, якобы не требующий кардинальных революционных изменений, позитивисты шли к сглаживанию социально-классовых противоречий.
Развитие критического реализма в остро обличительное антибуржуазное направление, способное сблизить его с социалистической идеологией, могло совершаться лишь при условии преодоления подобного рода тенденций.
Доктрина позитивизма подверглась резкой критике публицистом Брониславом Бялоблоцким (1861 — 1888), первым на польской почве попытавшимся «оценивать современную литературу в свете задач революционного пролетариата», активным пропагандистом социалистических идей, в сочинениях которого отчетливо видна близость к марксистской эстетической мысли.
Его статья-рецензия на историческую пьесу «Фирдуси», иронически озаглавленная «Танец кривого артистизма с хромой логикой», открывает позиции, с достаточным основанием соотносимые польскими исследователями с известным энгельсовским противопоставлением Шекспира и Шиллера.
Для Бялоблоцкого неприемлема в «Фирдуси» «шиллеризация» исторической действительности, заданность и схематизм изображения — следствие дидактического морализирования в духе позитивизма.
Отчетливо видя разницу между тенденцией к шиллери-зации и творчеством самого Шиллера, Бялоблоцкий близок в диалектичности и историзме мышления к трактовке категорий «шекспиризации» и «шиллеризации» Марксом и Энгельсом.
Не отвергая права художественного творчества на «фантастичность», вымысел, условность, польский критик подчеркивал необходимость критерия социальной правды, точки зрения угнетенных; он указывал, что, в противоположность автору «Фирдуси», Шиллер «не манекенов вывел, восхваляющих и изобличающих деспотизм, а выразил чувства свои и каждого благородного и энергичного человека, которые рождаются под пагубным влиянием угнетения.
Образы были фантастическими, даже неправдоподобными, но чувства были истинными и захватывающе изображенными».
Начала марксистской эстетической мысли, выраженные Бялоблоцким, развивались другими польскими публицистами и критиками, близкими идеям социализма, расширявшими круг социально-эстетических вопросов, связанных с зарождением социалистических элементов в культуре, развитием рабочего движения, размежеванием социал-реформистского и революционного крыла, созданием первых пролетарских политических партий.
Рабочее движение в Королевстве Польском — самой развитой в экономическом отношении части страны — захватывало, хотя и с некоторым запозданием, и другие части Польши.
Его неуклонный рост, создание польским пролетариатом революционной партии (социал-демократии Королевства Польского и Литвы, 1900 г.), формирование классового самосознания оказывали влияние, прямое или косвенное, на развитие культуры, литературы и искусства.
80—90-е годы — период интенсивного распространения идей марксизма в Польше. В 1883—1885 гг. на польский язык переводятся «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и «Гражданская война во Франции» К. Маркса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
Литературно-художественная критика и эстетическая мысль все настойчивее касаются вопросов исторической детерминированности и социальной функции искусства. Все более весомым становится голос публицистов, связанных с рабочим движением и социалистическими идеями, в той или иной степени близких марксизму.
Особенно ощутимый с середины 80-х годов кризис позитивизма давал повод для размышлений о дальнейших судьбах польской художественной культуры.
В этом отношении характерна разносторонняя деятельность группы публицистов — критиков и писателей, объединившихся вокруг журнала «Вендровец» («Странпик», 1884—1887). С. Виткевич (1851—1915), А. Сыгетинский (1850—1943), Б. Прус, А. Дыгасинский, затрагивая проблемы различных видов искусства — живописи, музыки, театра, противостояли тем тенденциям схематизации, упрощенчества и утилитаризма, к которым все больше тяготели идеологи позитивизма.
Для критики «Вендровца» характерно утверждение: в искусстве важно «не что, но как». Было бы совершенно неверно, отвлекаясь от конкретных условий происходившей полемики, видеть в этом утверждение «чистого искусства».
Тезис, выдвинутый С. Виткевичем, связан с обсуждением общественной и эстетической ценности исторической и бытовой живописи. Выступая против одностороннего возвышения первой, якобы единственно достойной серьезного внимания, Виткевич и его единомышленники требовали для искусства одинакового права писать «Каську с репой или Яна Замойского» и тем самым равных прав и для исторической темы, и для жанровой живописи, широко и многообразно связанной с жизнью.
Восставая против так характерного для консервативной позитивистской эстетики пренебрежения основой искусства — художественностью — во имя тенденциозно-воспитательных задач, «Вендровец» боролся за последовательный реализм.
В обсуждение этих вопросов включилась и часть критики, близкая к марксизму. Ее утверждение художественности как сущностного, конституирующего принципа искусства ни в коей мере не противостояло жизненной правде, было с ней неразделимо.
Особое значение приобретала эта полемика в начале 90-х годов, когда в польском искусстве обозначился новый этап, связанный с кризисными явлениями буржуазно-позитивистского сознания и культуры. Перемены па этот раз начались в Галиции, прежде всего в Кракове.
Вехой, обозначившей начало новых тенденций, явился цикл статей критика Зенона Пшесмыцкого-Мириама «Гармония и диссонансы», «Морис Метерлинк» (1891).
В них открыто провозглашалась идеалистическая эстетическая программа, направленная не против ограниченности позитивистского реализма или натурализма, а против принципов реализма как метода.
В статье о Метерлинке проявляется тенденция выведения и жизни, и искусства в сферу «непознаваемого». «Искусство — это условная маска,— пишет Мириам,— под которой нас интригует вечное Неизвестное, не имеющее лица». Характерна для декадентской драмы и ее сценических осуществлений и тенденция к дегуманизации театрального искусства: «Каждое истинное произведение искусства есть символ, а символ не мирится с действенным присутствием человека».

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +