Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Польша. Часть 2-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Постижение новой роли народных масс, представление о рабочем классе как о новом мессии, прокладывающем важнейший рубеж в освободительной борьбе уже не только против национального, но и социального угнетения, прослеживается в творчестве Словацкого.
В стихотворении «И выйдут сто рабочих» (1848) фразеология, еще связанная с представлениями мессианистского типа («В честь вольности осанна!»), изнутри взрывается новой темой:
И выйдут сто рабочих...
Весь город вспашут, взроют,
Трудясь с утра до ночи.
И клетки все раскроют,
И, сотрясая своды,
Взнесется песнь свободы!
Творчество Мицкевича и Словацкого в поэзии, драме, театре, их публицистическая мысль, чуткие к воздействию социалистических идей своего времени, оказывали глубокое влияние на духовную атмосферу в стране, демократизировали и революционизировали ее.
Социалистические устремления, хотя и носившие аа этом этапе черты этического социализма и утопизма, влияли на общеэстетические и театральные концепции своего времени.
Немалое значение в вызревании основ социалистической эстетики имело присущее романтизму представление о высокой миссии поэзии в жизни общества, поэзии, будящей сознание масс и направляющей их на освободительную борьбу.
Именно с таким восприятием назначения поэзии связан возникший в романтическую эпоху образ самого поэта. Он предстает перед нами как духовный руководитель народа, как «пророк» («wieszcz»), прозревающий пути к раскрепощению.
Конечно, здесь была и опасность возвышения поэта, гордого даром своего прозрения «мессии», над массой. В подчеркивании особой роли поэзии ее носителя и в осмыслении этой роли по руководству народной массой была своя антиномия.
Решающее значение имело то, что с большей или меньшей последовательностью, драматически напряженно, но настойчиво эта антиномия преодолевалась в творчестве великих польских поэтов. В перспективе было важным само утверждение активности искусства, способности влиять на революционное преобразование общества.
Эти идеи получили развитие в последующие годы. Э. Дембовский (1822—1846), философ и эстетик, один из вождей революционно-демократического лагеря краковской революции 1846 г., утверждая в начале 40-х годов связь между искусством и политикой, был близок Мицкевичу.
«Поэзия обладает великим предназначением: идти впереди прогресса социальной жизни» 10,— писал он в статье «О драме и современной польской литературе» (1843).
«Социальные изменения в Польше повлекли за собой изменения в области поэтического творчества. Поэтому... мы хотим понять современную драму в ее социальных истоках».
Не поднимаясь до марксистского объяснения исторической эволюции искусства, Дембовский вплотную подходил к уяснению связи между экономикой, политической борьбой и развитием художественной культуры.
Он выступал против «объективности» литературного живописания в произведениях писателей консервативного лагеря, но, как верно отмечает один из польских исследователей, острие его борьбы было направлено в равной мере и против натуралистичности, и против моды на фантастику: «Для Дембовского «объективность» ассоциировалась с примирением с существующей действительностью; пассивность в искусстве справедливо объединялась с пассивностью общественной».
Деятельность Дембовского, наиболее значительного польского философа и эстетика домарксистского, революционно-демократического периода, «не прошла бесследно для идейного развития Мицкевича и Словацкого, способствуя образованию той ««социалистической фракции» в революционной польской эмиграции XIX в., о которой говорили Маркс и Энгельс».
Во второй половине XIX в. происходит становление основ польской марксистской эстетики и критики, зарождение социалистической художественной культуры, формирование социалистического идеала в самой художественной практике.
Рост рабочего класса, расширение его организованной борьбы становились все более решающими факторами социального развития, влияя, в частности, на постановку вопроса о путях завоевания национальной независимости.
Прямо или косвенно это оказывало свое воздействие и на развитие общественного сознания, литературы, искусства. Передовые традиции Дембовского и революционного романтизма получают развитие в эпоху после национально-освободительного восстания 1863 г.
Опыт участия в нем на стороне лагеря «красных» значительных масс городской бедноты, мелкого ремесленничества, работников промышленных предприятий, беднейшего крестьянства аграрных районов показал, что народ вел вооруженную борьбу цротив царизма с иными целями, чем шляхетские группировки.
Массы связывали с восстанием надежды на социальные преобразования, уравнение в правах сословий, аграрные реформы. Одно из основных положений буржуазно-шляхетской историографии — о якобы «неорганичности» для польского сознания идей социализма, отсутствии для них корней в польской социальной действительности, «привнесенности» их с Запада или из России — обнаружило классово-тенденциозный характер и полную несостоятельность.
Огромную роль в опровержении мифа о возможной классовой солидарности в лоне «общего дела» борьбы с иноземным игом сыграл опыт Парижской Коммуны.
В первой в истории Европы пролетарской революции принимало активное участие не менее 400—450 поляков, лучших сынов Польши. Эмигрировавшие во Францию после подавления восстания 1863 г. Я. Домбровский и В. Врублевский стали генералами Парижской Коммуны, Домбровский — главнокомандующим ее войсками.
Их деятельность — подтверждение непосредственного смыкания демократических традиций польской национально-освободительной борьбы с революционной борьбой пролетариата.
«Традиции борьбы за национальное освобождение были так сильны и глубоки,— писал В. И. Ленин,— чго после поражения на родине лучшие сыны Польши шли поддерживать везде и повсюду революционные классы; память Домбровского и Врублевского неразрывно связана с величайшим движением пролетариата в XIX веке...»
Рост рабочего движения в Западной Европе, развитие революционно-демократических социалистических идей в России 70 — 80-х годов способствовали созданию условий для восприятия идей социализма в Польше.
Не менее важное значение, как мы показали, имели условия, возникшие в самой стране. Так, например, реакционная политика царизма в Королевстве Польском в области просвещения и культуры ускоряла процессы революционизации общественного сознания.
При активном участии первых польских социалистов (братьев Ю. и К. Плавинских, в дальнейшем соратников Л. Варынского по социалистической пропаганде) уже в начале 80-х годов в Варшаве действовали нелегальные пропагандистские и просветительские рабочие клубы (например, клуб рабочих и ремесленников «Шопка»), где устраивались диспуты на актуальные общественно-политические темы, вечера революционной поэзии и песни.
В 1869 г. было закрыто единственное в Королевстве Польском высшее учебное заведение — варшавская Главная школа.
Она была превращена в русский университет. Почти не имея возможности получить высшее, тем более гуманитарное образование «легальным» путем, революционно настроенная молодежь организует конспиративную систему самообразования.
В многочисленных тайных кружках студенчества, к которым с начала 70-х годов стали примыкать и рабочие, читались нелегально провозимые в Польшу произведения Мицкевича (за их распространение, в особенности «Дзядов», грозила ссылка в Сибирь), Словацкого, Норвида, революционные стихи первых польских социалистов, труды классиков утопического социализма Фурье и Оуэна, сочинения Лассаля.
Идеи научного социализма проникали в Польшу главным образом из России. Этому способствовало то обстоятельство, что с начала 70-х годов значительная часть демократически настроенной польской молодежи училась в России.
К тому времени развиваются контакты между польским студенчеством и идеологами русской революционно-демократической мысли.
Согласно польским исследователям, еще в 40-е годы существовали связи между В. Г. Белинским и польскими студентами, обучавшимися в Московском университете, в том числе молодыми поэтами, участниками конспиративного движения после поражения восстания 1830 г.
Более широкое знакомство с эстетическими концепциями Белинского, Чернышевского, Герцена происходило и позже, в 90-е годы, в основном благодаря работам Г. В. Плеханова, предпринявшего попытку с марксистских позиций осветить взгляды великих русских революционных демократов на литературу и искусство.
Если знакомство с идеями марксизма на западных землях Польши (Познань, Вроцлав) шло через активные связи с немецким социал-демократическим движением (таким фактором польско-немецких связей была деятельность вроцлавской группы социалистов-«икарийцев» — пропагандистов марксизма, с которой в 1880—1882 гг. были связаны молодые литераторы поляк Ян Каспрович и немец Герхард Гауптман), то до студенчества Королевства Польского и Литвы произведения Маркса и Энгельса начинают доходить прежде всего в русских переводах.
На одном из студенческих собраний в Варшаве (осенью 1875 г., в 20-ю годовщину смерти Мицкевича) социалисты-поляки, прибывшие из Киева, предложили варшавским студентам «установление связей между поляками России и Королевства, а впоследствии — совместные действия в едином направлении с российскими социалистами».
1876 г.— переломный в развитии формирующегося социалистического движения в Польше. В Варшаву прибывает Людвик Варынский (1856—1891), чья организаторская деятельность в конце 70-х годов направлена на увеличение численности и сплочение разрозненных студенческих и рабочих кружков.
В 1882 г. он становится основателем первой польской революционной социалистической партии «Пролетариат».
Неуклонное расширение влияния социалистических революционных идей находило отражение и в художественной практике. Прямая пропаганда идей социализма в формах «высокой» профессиональной литературы и искусства на польской почве была в ту пору невозможна.
Использование легальной печати было крайне затруднено. Нелегальная социалистическая публицистика делала лишь свои первые шаги.
Поэтому для революционной художественной демократической и социалистической пропаганды характерно на этом этапе обращение к народно-фольклорным формам (особенно в области музыкально-песенного и поэтического творчества), либо к традициям бунтарского искусства, рождавшегося на волне национально-освободительной борьбы разных эпох, — от Костюшковского восстания до 1863 г.
Первые польские социалисты обращались прежде всего к устным формам творчества, доступным трудовым массам, используя боевые традиции повстанческой поэзии, в том числе политической поэзии «польских якобинцев» конца XVIII в. — Якуба Ясинского и др., революционно-патриотических песен Густава Эренберга (его «Gdy narod do boju» было первым гимном борющегося польского пролетариата, пока не пришло ему на смену получившее широкую международную известность «Красное знамя»).
Формы, близкие к «стихийному» народному творчеству, к его поэтически-песенному жанру, как героическому, так и сатирическому, образцы которого, например, давали анонимные крестьянские песни времен галицийского восстания 1846 г., а позже городской фольклор рабочей окраины, были особенно близки задачам революционной агитации.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +