Марксистское учение о классовой борьбе как движущей силе исторического развития нелегко пробивало себе путь на польской почве, где традиционно, со времени произошедшего в конце XVIII в. раздела Польши, господствующими в сознании общества были идеи национально-освободительной борьбы, предполагавшие «классовую солидарность» народа во имя решения общих — национально-патриотических задач. «Допустил бы ошибку тот, кто хотел бы воевать за социализм в Польше. Никто бы ого не понял, голос его был бы голосом вопиющего в пустыне... Фигура поляка-социалиста — зрелище противоестественное и нелепое»,— так писал после восстания 1863 г. один из представителей правого крыла польской эмиграции во Франции. История скоро опровергла это заблуждение: Польша стала одним из наиболее активных по распространению социалистических идей районов средней Европы. Превращение Польши в капиталистическую страну со всей непримиримостью противоречий между буржуа и пролетариями имело решающее значение; тем не менее немалую роль играла и преемственность по отношению к предшествующему этапу исторического развития, выдвигавшему на первый план борьбу за национальное освобождение.
В силу особых исторических условий, складывавшихся еще с конца XVIII в. и в полной мере проявившихся в последующие десятилетия, борьба за национальное освобождение ставила Польшу в центр революционного движения всей Европы. Об этом не раз писали К. Маркс и Ф. Энгельс, подчеркивая особое положение Польши, ее особую роль в освободительной борьбе. В статье «Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте» (1848) Энгельс отмечал: «Со дня своего порабощения поляки выступали революционно и тем самым еще крепче приковывали своих поработителей к контрреволюции». Водораздел между Польшей и поработившими ее реакционно-монархическими государствами — Пруссией, Австро-Венгрией и Россией — имел четко выраженный характер противоречия между двумя социальными лагерями — лагерем демократии и лагерем реакции. Анализируя ситуацию в Европе после Великой французской революции, закрепленную в 1815 г. Священным союзом, Энгельс в той же статье писал, что великие земледельческие страны между Балтийским и Черным морями «могут избавиться от патриархально-феодального варварства только посредством аграрной революции...», подобной революции 1789 г. во Франции. С этим был связан главный вывод: «Польская нация имеет ту заслугу, что она первая среди соседних с ней земледельческих народов провозгласила это». Вехами этих революционных стремлений к преобразованию общества явились: в конце XVIII в.— конституция 3 мая 1791 г. и Костюшковское восстание; в XIX в.— программа Иоахима Лелевеля, ученого-историка, идеолога революционного крыла повстанческого движения 1830 г., впоследствии сотрудника К. Маркса в I Интернационале; восстания 1846 и 1848 гг., широко захватившие крестьянские массы, открыто провозгласившие неотложность аграрной революции.
Работы В. И. Ленина развивают мысли основоположников марксизма о своеобразии положения Польши в условиях борьбы революционной демократии против феодальной реакции и абсолютизма. В статье «Национальный вопрос в нашей программе» (1903), характеризуя отличие эпохи буржуазных революционных движений от эпохи реакции накануне революции пролетарской, Ленин указывал: «Тогда революционною была именно Польша в целом, не только крестьянство, но и масса дворянства». Но сплачивая различные слои польского общества в борьбе против реакционно-абсолютистских режимов, логика исторического развития и классовой борьбы приводила к размежеванию внутри самой Польши. Сплочение патриотических сил означало их прямую конфронтацию с теми, кто внутри страны, в силу корыстных классовых интересов, шел на компромисс с поработителями. Естественным последствием первого раздела Польши был «союз остальных классов, т. е. дворянства, городского бюргерства и отчасти крестьянства, как против угнетателей Польши, так и против крупной аристократии своей собственной страны», для которой раздел родины был «последним средством спасения от революции».
Новые исторические факторы, связанные с возникновением капиталистических отношений, кардинальным образом изменили ситуацию: в конце XIX в. большое значение приобрела революционная борьба польского рабочего класса. «Теперь,— писал Ленин,— правящие классы Польши, шляхта в Германии и Австрии, промышленные и финансовые тузы в России выступают в качестве сторонников правящих классов в угнетающих Польшу странах, а наряду с польским пролетариатом, геройски перенявшим великие традиции старой революционной Польши, борется за свое освобождение пролетариат немецкий и русский».
Это указание Ленина на то, что польский пролетариат перенимает традиции освободительной борьбы предшествующей эпохи, поднимая их на уровень революционных задач нового времени, существенно для уяснения проблемы зарождения социалистической художественной культуры в Польше. Оно помогает понять связь между двумя этапами освободительной борьбы, а тем самым и процессы возникновения социалистического искусства, отразившего в своем развитии постепенное нарастание революционной борьбы пролетариата.
Начиная со второй четверти XIX в., особенно после национально-освободительного восстания 1830 г., огромное значение в польской литературе (прежде всего в поэзии и драме) и других сферах художественной деятельности приобрело романтическое направление, представленное А. Мицкевичем, Ю. Словацким, 3. Красинским. В творчестве Мицкевича и Словацкого революционное осмысление освободительной борьбы выразилось наиболее полно и последовательно.
В деятельности этих выдающихся представителей польского романтизма, в которой столь видное место занимало создание драматических произведений, подготовка глубокого преобразования театра в направлении его демократизации, особенно существенна была ориентация на продолжение традиций народного творчества, на их новаторское использование. Эта ориентация была в высокой степени оправданна и с точки зрения уже накопленных ко времени их выступления богатств демократической культуры, противостоявшей тенденциям, связанным с интересами и пристрастиями правящих классов, и с точки зрения перспектив исторического будущего.
Достаточно напомнить, что отчетливо демократические устремления, связанные с идейной борьбой своего времени, ярко и многообразно проявились в различных областях польской художественной культуры еще в эпоху средневековья. В сфере зрелищного искусства их носителями были бродячие актеры, так называемые «франты», родственные по характеру своего искусства русским скоморохам и известные с XIII в. Традиции франтов нашли продолжение в дальнейшем в мистериалыюм театре, а затем в театре «рыбалтов» (XVI в.). Сходные по социальному смыслу и чрезвычайно значительные по своему художественному уровню явления мы находим и в изобразительном искусстве. Знаменитый многофигурный резной деревянный алтарь Вита Ствоша в Кракове (XV в.) живым реализмом своих персонажей, своей жизнеутверждающей полихромией дает необыкновенно веское (и далеко не единственное) тому подтверждение.
Проникновение демократических влияний, неотделимых от патриотической направленности, мы наблюдаем и в сфере музыкальной культуры. Это особенно отчетливо сказалось в эпоху Возрождения, в XVI в., когда передовые деятели, противостоя диктату светской и духовной знати (в музыкальном творчестве воздействие последней было чрезвычайно активным и стойким), боролись за самобытную национальную музыку, находя опору в культуре братских славянских народов — русского, украинского, чешского и словацкого. Особое значение имели гуситские боевые песни, находившие широкий отклик.
Все это замечательное наследие, ценность которого была так чутко осознана и утверждена романтиками, способствовало тому, что и в самом романтизме под влиянием общественных движений происходил интенсивный процесс размежевания: демократические устремления, все решительнее противопоставляясь консервативным течениям, прокладывали пути явлениям, социалистическим по своей идейно-эстетической природе или по меньшей мере к ним близким. Не случайно позже, в пору своего становления, польская марксистская эстетика и литературная критика находили опору для социалистической идеологии в традициях революционного романтизма второй четверти XIX в., продолженных впоследствии в рабочей поэзии 80-х годов.
В польском романтизме — и в творениях Мицкевича, Словацкого, Шопена, и в действенной программе, выраженной его идеологами М. Мохнацким и И. Лелевелем, — с особой силой проявилось то, что составляет неотъемлемую черту европейского революционного романтизма в целом,— отношение к революции как к коренному изменению жизни, как к своего рода прометеевскому подвигу, направленному на приведение жизни в соответствие с идеалом свободного человека.
И художественные произведения, и публицистика Мицкевича отчетливо обнаруживают закономерность, внутреннюю логику этой взаимосвязи. Р. Люксембург в критическом этюде, написанном к столетию со дня рождения поэта, утверждала: «В Германии сознательный пролетариат является, по выражению Маркса, наследником классической философии. В Польше — в силу иных исторических обстоятельств — пролетариат является наследником романтической поэзии, а следовательно, и ее корифея — Адама Мицкевича».
Р. Люксембург выделяет то драгоценное, что заключало в себе лирическое и драматическое творчество Мицкевича, в особенности его величественное творение «Дзяды», но не следует забывать, что и в его публицистике, хотя и отмеченной печатью утопизма и так называемого «польского мессианизма», отразились социалистические устремления. Рассматривая их в единстве (сам Мицкевич писал на страницах выходившего в Париже «Польского пилигримма», что поэзия должна сливаться с публицистикой, художественное слово — служить делу свободы и стать политическим словом), мы обнаруживаем, что художественная практика и эстетические идеи романтиков отражали ту исключительную историческую ситуацию, в силу которой, как писал Ленин, «шляхетское освободительное движение в Польше приобретало гигантское, первостепенное значение с точки зрения демократии не только всероссийской, не только всеславянской, но и всеевропейской».
Сложное, противоречивое мировоззрение Мицкевича, прошедшего этап увлечения идеями мессианизма Польши, призванной страданиями проложить путь будущему освобождению всех народов, заключало в себе тем не менее представление о переживаемой эпохе как об эпохе великого перелома, конца эры угнетения и начала эры свободы, выражая тем самым революционный подход к действительности. Отходя от мистико-идеалистических представлений, Мицкевич все более сближался с идеями социалистического характера. В издававшейся им в Париже газете «Трибуна народов» он писал: «Социалистическое чувство — это порыв духа к лучшему бытию, не индивидуальному, а всеобщему и солидарному... Социализм — явление совершенно новое, он движим новыми стремлениями и новыми страстями, которых людям старого общества не понять, как не понять детям и впавшим в детство старикам желания молодого человека».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.