Следующий серьезный шаг, приблизивший градостроительную проблематику к будущим поискам функционалистов, осуществил К. Шеффлер в своей работе «Архитектура большого города». Он считал, что во главу угла необходимо прежде всего поставить принцип разделения городской структуры на жилую и промышленную зоны. Шеффлер говорил о «выразительном униформиро-вании» жилья. Элементами градостроительной ткани должны стать большие строительные комплексы или строчная застройка. Шеффлер полагал, что вслед за «капиталистической путаницей» наступит время высочайшей концентрации духовной и производственной энергии. В отличие от названных сейчас оптимистических по отношению к проблематике большого города концепций идея «города-сада» была вызвана к жизни пессимистической реакцией на перенаселенность крупного промышленного города, на его социальные пороки, увеличение стоимости земли, квартир. В какой-то мере ее возникновение было подготовлено строительством рабочих поселков, связанным с концентрацией в городах пролетариата, главным образом после 1871 г.
Традиция поселкового строительства имела в Германии сравнительно длительную историю. Первые поселки для ремесленников и крестьян строились на королевские средства еще в XVIII в. при Фридрихе Великом, намеревавшемся внести некоторые улучшения в быт своего народа. Эти поселки отличались планомерностью застройки и добротной простотой архитектурного облика, составляя существенную часть немецкой архитектуры
XVIII в., но опыт этого строительства в XIX в., по словам Мутезиуса, был утрачен. Поселковое строительство возобновляется во второй половине XIX в. и субсидируется крупными промышленниками. Сам строительный процесс ускоряется, дабы соответствовать быстро растущей потребности, при этом прежде всего преследуется цель сокращения затрат. Первые рабочие поселки XIX в. представляют нагромождение больших безвкусных, плохо освещенных, напоминающих бараки домов. В 90-х годах строительство поселков велось по проектам известного архитектора Т. Фишера, прокламировавшего идеи мелкобуржуазного толка, Г. Метцендорфа, П. Шмиттенера. По своему архитектурному облику поселки Маргаретенхос, Альтенхоф, Вильдау Г. Метцендорфа были выдержаны в скромном и патриархальном духе «хайматштиля». Более поздний поселок Хеллерау под Дрезденом (О. Римершмид, Г. Тессенов) с его рациональной простотой можно считать прообразом «города-сада».
Болезни большого города не могли не волновать общественность. В Германии возникли многочисленные объединения — «Общество социальных реформ», «Общество жилищной реформы» и др. Идея «города-сада» была сформулирована в книге англичанина Э. Говарда «Завтра», вышедшей в 1898 г. Однако, по сведениям X. Кампфмайера, двумя годами раньше в Лейпциге была опубликована работа Т. Фрича «Город будущего», в которой автор выступил с предложениями, подобными выдвинутым англичанином. Для осуществления проекта Т. Фрича был создан синдикат, встретивший сопротивление со стороны землевладельцев и промышленников, что не позволило реализовать его намерения.
В своей книге Фрич говорит о том, что блага, которые может дать город, удовлетворяют далеко не всех. Существуют ученые, художники, которым необходимо уединение, потому и возникают поселки и колонии, разрастающиеся вокруг города и угрожающие его жизнедеятельности. Подобные образования следует отделить от города, с тем чтобы со временем сами они превратились в уютные городки (Landstadtchen), построенные на основе четкого и регулярного плана. Т. Фрич пишет о необходимости организации строительных кооперативов, которые распространили бы свою деятельность на масштабы всего города (с чем мы не встречаемся в проекте Говарда, у которого дома являются частной собственностью). Планируя городскую застройку, Фрич в центре размещает общественные здания. Специальные зоны отводятся под строительство жилых, торговых домов, мастерских, вокруг которых располагаются сады, сельские угодья. К тексту прилагались два идеальных проекта, ориентированных на планировку Карлсруэ. В отличие от замысла Э. Говарда, Т. Фрич не ограничивает площадь «города-сада», отводя большие участки под сельскохозяйственные пояса.
Тем не менее немецкое движение, связанное с «городом-садом», отправляется от идей Говарда. В 1902 г. было создано Германское общество по пропаганде идеи «города-сада». В качестве своей цели общество выдвинуло привлечение к созданию «городов-садов» широких масс; оно ставило задачу проведения жилищной реформы, осуществления рационального распределения земель, размещения промышленных предприятий на равнинных землях, обеспечения сельского хозяйства хорошим рынком, механизацией, транспортными коммуникациями. В 1905 г. Кампф-майер создал в Карлсруэ группу для частичной реализации идеи «города-сада». По формулировке Кампфмайера, ««город-сад» — это планомерно организованный на соответствующей территории поселок, который в течение долгого времени является собственностью общины». Конечная цель этого движения, по Кампфмайеру, состоит во внутренней «колонизации», децентрализации промышленности, в равномерности распределения производства по стране. На этой основе можно будет оздоровить и город, и деревню.
Идея «города-сада» встретила поддержку в широких кругах промышленников и общественных деятелей. В своей немецкой интерпретации она содержит ярко выраженные социалистические элементы, прокладывая путь функционалистским поселкам, поискам в сфере градостроительства межвоенного периода, когда наиболее интенсивно реализуется все идейно-теоретическое наследие XIX в. и рубежа XIX—XX столетий.
Если в итоге мы попытаемся соединить рассмотренные сферы деятельности — веркбундовскую программу повышения уровня «захкультур», утверждение новых принципов формообразования в промышленной архитектуре, наконец, разработку новых градостроительных концепций, то увидим, что процесс демократизации культуры Германии стремительно захватывает все стороны организации предметной среды, причем его социальная программа постепенно приобретает все более четко выраженный социалистический характер.
В интересах выявления истоков формирования социальных тенденций в архитектурной идеологии и отчасти практике Германии XIX — начала XX в. оказалось целесообразным выделить из богатейшего материала необходимые для анализа «пласты». Притом ради получения наиболее ясного и последовательного представления об этом аспекте развития немецкой архитектурно-теоретической мысли пришлось отказаться от упоминания целого ряда важных имен и сооружений.
Несмотря на то что по избранным временным рамкам в поле зрения попадает начальная стадия развития немецкого экспрессионизма, она не рассматривается нами, так как о собственно архитектурном экспрессионизме можно говорить только начиная с 20-х годов XX в. Экспрессионизм довоенный представляет собой литературно-изобразительную идеологическую фазу. Утопии архитектурного экспрессионизма формируются в последние годы второго десятилетия XX в., во времена «бумажной архитектуры», и, оказывая впоследствии серьезное влияние на межвоенные проектно-теоретические поиски, обогащают предшествующие идеи глобальностью масштабов и архитектуроцентризмом концепций (М. Мехлер, П. Шеербарт, Б. Таут).
Традиции неокантианской школы эстетиков и теоретиков (X. Хильдебрант, В. Воррингер, X. Вельфлин) художественного формообразования, во многом подготовившие решение формальных проблем периода функционализма-конструктивизма, отличаются прежде всего узкотеоретическим характером и к формированию социальных идей в творческой практике отношения не имеют.
Однако привлеченный материал дает представление об очень определенной социальной и антибуржуазной окрашенности ведущих теорий, питающих собственно социалистическую традицию во всем, что касается вопросов организации предметной среды и формирования новых элементов материальной культуры, в разработке которых главная роль в Германии выпала на долю архитекторов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.