Поскольку нет возможности и необходимости рассматривать все теоретические построения Г. Земпера, остановимся на основных, с точки зрения наших интересов, аспектах. Несомненно, один из самых существенных моментов в его теории — признание детерминированности всех форм искусства объективными социальными и материальными факторами. Широкую перспективу открывает либеральное по своей сущности убеждение Земпера, что общественная и эстетическая гармония может быть достигнута путем интеллектуального и эстетического воспитания народа. В этом смысле важная роль отводится «техническим искусствам» (Kunstgewerbe), которым впервые уделяется внимание в плане их взаимосвязи с архитектурой, а также в плане их стилеобразующих свойств. «Технические искусства», или ремесло, осуществляют серьезнейшую воспитательную функцию, поскольку именно они находятся в непосредственной связи с повседневным бытом человека. От этого трезвого взгляда на роль «технических искусств», а не от обращенных к средневековью надежд английских идеологов на возрождение гармонической личности ремесленника-мыслителя протягивается нить к деятельности Ф. Шумахера, говорившего о внутреннем единстве всей культуры, о равенстве «свободных» и «несвободных» искусств, к деятельности Г. Мутезиуса и проектировщиков его круга, объединившихся в Веркбунде и связанных с его идеологией.
Созданию Веркбунда предшествовало слияние «Мюнхенских» и «Дрезденских мастерских» в «Немецкие мастерские» (1907). Он объединил предпринимателей и творческих деятелей, ведущее место среди которых принадлежало архитекторам. Двенадцать архитекторов и художников представляли здесь две тенденции. Первая, продолжающая традицию Г. Земпера, объединила Г. Мутезиуса, П. Беренса, Л. Мис ван дер Роэ и В. Гропиуса, которые, по словам Р. Бэнхема, не принадлежали к разряду «формотворцев» и олицетворяли линию рационального объективизма. Иной направленности придерживались X. Пельциг, М. Берг, Г. Маркс, Ф. Штарфрегер (их Бэнхем считает «истинными формотворцами»). Вторую группу, защищавшую право на утверждение в художественной деятельности индивидуалистического начала, возглавлял А. ван де Вельде.
Веркбунд — первое объединение, поставившее перед собой задачу коллективно решать проблемы современной материальной культуры. Импульс его идеям, вынашивавшимся в пылу дискуссий, был сообщен резкой критикой состояния немецкой художественной практики, промышленной продукции, обесчеловеченности и нетворческого характера современного труда (В. Ратенау, А. ван де Вельде). Г. Мутезиус, архитектор по образованию, германский атташе в Англии, издавший несколько работ об английской жилой архитектуре, писал о «затертости» слова «искусство», об утрате вкуса, о безобразии, царящем в мире форм, что само по себе свидетельствует о вырождении культуры как таковой, о том, что создать форму можно только усилиями нескольких поколений, наконец, о том, что всем происходящим заправляет буржуазия. А. ван де Вельде в свою очередь писал о профанации художественного творчества, об искусстве, погрязшем в меркантилизме, об аморальности атмосферы современного общества, об утрате стиля (еще со времен французской революции XVIII в.) и замене его модой, о том, что человечество имеет право и должно содействовать рождению стиля, несмотря на то, что он обладает «спонтанным бытием», что стиль создается на основе сочетания «благородства, силы и разума». Рождение стиля и, следовательно, новой красоты облагородит и усовершенствует современное общество, ибо «эпоха без стиля — это корабль без руля». Причина упадка и общественного неблагополучия — не в новом типе производственного труда, «но в духе, который царит в производстве». И если не будут установлены истинно моральные отношения между рабочим, промышленником и создаваемым ими предметом, который делается сегодня «без любви», человечество не узнает красоты. Именно в таком духе социальной заостренности выступал А. ван де Вельде в своей книге «О новом стиле».
Формулируя программу Веркбунда, Г. Мутезиус утверждал, что в Германии техника и материалы находятся на высоком уровне, но это еще не решает проблему качества. Обретение достойной формы необходимо так же, как человеку необходима чистота. В 1910 г. Мутезиус писал: «...он (Веркбунд.— Л. Н.) стремится объединить все, что касается качества и задач производственного труда. Он представляет собой сборный пункт для всех тех, кто стремится и способен к достижению качества, для всех тех, кто понимает производственный труд как результат коллективной культурной деятельности, тех, кто стремится создать для себя и других центр для удовлетворения интересов исключительно в направлении качества... Целью объединения является... усовершенствование производственного труда путем взаимодействия искусства, промышленности и ремесла, посредством воспитания, пропаганды и единства в отношении к решающим вопросам».
Большие надежды Мутезиус возлагал на «машиненштиль», который открывает, по его представлению, новые пути для современного формообразования. Отсюда возникла проблема типизации промышленного и строительного производства. Некоторое время яростным оппонентом Г. Мутезиуса по этому вопросу был А. ван де Вельде, отстаивавший право художника на творческую свободу, но впоследствии принявший позицию «противника». Эта дискуссия известна; добавим только, что взгляд Мутезиуса не отличался ортодоксальностью: типизация стремится к ординарному, к концентрированности, несущей уверенность и спокойствие, что способствует установлению единого вкуса; трудность заключается в том, чтобы внутри типизированного сохранилось индивидуальное начало.
Но кроме идеологической деятельности остросоциального теоретического характера Веркбунд стимулировал развитие творческого поиска новых форм в работах таких архитекторов, как П. Беренс, В. Гропиус. Здание турбинного зала AEG (1907) — явление, чуть ли не равнозначное основанию Веркбунда, и хотя родилось оно одновременно с ним без видимой связи, но в этой же атмосфере. А в проекте здания Фагус в Альфельде В. Гропиуса (1909—1911) не могла не отразиться система идей, пропагандировавшихся Веркбундом.
Даже эти два классических примера утилитарного строительства (Zweckbau) свидетельствуют о том, что последнее, до конца XIX в. оставшееся незамеченным, поднялось в начале нашего столетия на уровень большой архитектуры.
Итак, два типичных для культуры Германии конца XIX — начала XX в. феномена «захкультур», которым посвятил свою деятельность Веркбунд, и система принципов нового архитектурного формообразования в сфере промышленного строительства составляют принадлежность демократической культуры, в которой закладываются основы архитектуры и предметной среды будущего социалистического общества.
Но XIX в. порождает в Германии еще одно явление, дополняющее первые два: проблему большого города и «города-сада», выступившую в этой стране со всей своей сложностью в результате обострения социальных язв крупных промышленных городов.
После образования Германской империи, т. е. после 1871 г., в период мощного капиталистического развития страны наблюдается резкий рост городского населения, который из-за отсутствия новых городов вынуждает расширять существующие. Начиная с 60-х годов в городах усовершенствуется система коммунальных служб, принимаются меры по устройству городских коммуникаций (трамвай до 1918 г. был основным средством сообщения, железная дорога открыта в 1881 г., берлинский метрополитен — в 1908 г.). В 1870—1910 гг. сложился тип города, который сохранялся вплоть до второй мировой войны: в центре — на старых и обычно узких улицах — пяти-, шестиэтажные здания контор и универсальных магазинов, на периферийных улицах и в переулках — преимущественно жилые дома с магазинами на нижних и конторами и квартирами на верхних этажах.
В близких к центру жилых районах на вытянутых монотонных улицах преобладали четырех-, пятиэтажные многоквартирные доходные дома, а периферийная часть застраивалась свободно расположенными доходными домами и виллами. Мастерские ремесленников и промышленные предприятия размещались в пределах города.
В конце XIX в. была сделана попытка путем введения закона о строительных зонах с регламентированной высотой зданий и площадью застройки упорядочить рост городов в соответствии с функциями отдельных городских зон.
До 1820-х годов ведущее положение в градостроительстве занимали княжеские резиденции, и застройка новых городских районов осуществлялась на основе новых художественных принципов. Характерными чертами этих принципов были равномерность уличной системы и акцентировка главной улицы посредством чередующихся площадей и общественных зданий. Однако, чем больше сокращались финансовые возможности и власть княжеских династий, тем меньше могли игнорироваться складывающиеся имущественные отношения в районах расширения городов. Поэтому до середины XIX в. застройка новых районов все больше приспосабливалась к границам мелких городских участков и дорог. Это привело к возникновению произвольных уличных систем и, как правило, к отказу от четкого членения районов новостроек.
Непланомерное заселение новых районов отрицательно сказалось на характере размещения общественных зданий, отчего они утратили свое градостроительное значение. К 1848 г. окраины городов становятся бесформенными и хаотичными. Случайное расположение новых конторских зданий, торговых центров нарушало первоначальную координацию уличной системы и местоположения общественных сооружений, масштабы в соотношении исторической застройки и новых зданий.
Ведущим в организации уличной системы начиная с середины XIX в. становится ориентированный на немецкий и итальянский ренессанс «прямоугольный принцип». В конце века как реакция на строгость и внушительность этой системы зарождаются новые тенденции, отмеченные тяготением к большему «пластическому» богатству планировки городов. Они нашли яркое теоретическое выражение в книге обретшего в Германии целый ряд последователей австрийца К. Зитте «Градостроительство, основанное на художественных принципах».
Основой городского планирования, по замыслу Зитте, должны стать общественные сады, в связи с чем ему представлялось необходимым реформировать искусство садоводства. Строительные блоки должны представлять собой комплекс, внутри которого значительная часть территории отводится под общественные сады, детские площадки, треки, катки. Под непосредственным влиянием градостроительных идей Зитте был разработан проект X. Хенриси.
Проблема большого города в конце XIX в. воспринималась большей частью немецкой общественности как величайшее социальное зло, как чудовищное порождение века. Однако другая ее часть, придерживавшаяся «пуристических» архитектурных взглядов, видела в планировке большого города массу новых художественных возможностей: градостроительные концепции цредставителей этого лагеря обращены против «живописного принципа» К. Зитте. Так, Ф. Шумахер говорит о строительстве, основанном на ритме крупных пространств и «орнаментальном аскетизме», функционально обусловленной группировке «кубических масс», которая должна преодолеть бытовавшую до сих пор дробность объемов. Но особенно важно, что Шумахер одним из первых признал «социальное значение» общественных зданий массового назначения и промышленных сооружений — школ, рынков, вокзалов, больниц, заводов, фабрик, а тем самым и их градообразующую роль. Родственные идеи можно встретить в работах историка искусства А. Бринкмана, который своей книгой «Город и монумент» впервые ввел градостроительство в сферу искусствоведческих исследований, и в «Градостроительстве» В. Хегемана.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.