Так, в значительной степени предопределившая своеобразие национальной истории и культуры страны раздробленность немецкого государства сказывается в слабой выраженности интернационального в европейских масштабах ампира, пронизанного проявляющимся именно в этот период бидермейеровским началом. Сравнительная слабость и зависимость немецких княжеств не могла способствовать национальному самоутверждению в репрезентативной монументальности ампирных форм. Неравномерность социально-экономического развития обусловила и разную степень инертности и готовности отдельных районов Германии к преодолению сковывающей силы традиционных канонов, что, в частности, выразилось в консервативности архитектурных симпатий южнонемецких государств в конце XIX столетия.
Одну из особенностей борьбы идей в немецкой художественной культуре второй половины и рубежа XIX—XX вв. составляет активное стремление к созданию единого художественного стиля. Доказательством тому служат теории Г. Земпера, X. Хильдебрандта, К. Фидлера, А. Ригля, В. Воррингера, X. Вельфлина и А. ван де Вельде, наряду с общей философско-эстетической проблематикой трактующие проблемы стилеобразующей морфологии и ее визуальной чистоты. Причина такого эстетико-теоретического «бума» не только в существовании глубокой и плодотворной философской и собственно искусствоведческой (ведущей свое происхождение от И. Винкельмана) традиции. Материал «официальной» историзирующей архитектуры середины XIX в. свидетельствует о том, что немецкие зодчие, выполняя социальный заказ эпохи, обратились не к собственному наследию, но к возрождению формальной стилистики итальянского ренессанса. При всей принципиальной беспринципности игры историческими архитектурными формами общеевропейского эклектизма подобное заимствование не наблюдается ни во Франции, ни в Англии, архитектура которых преимущественно опосредует собственные средневековые и ренессансные традиции. То обстоятельство, что итальянские мастера внесли свою лепту в становление немецкого барокко, не может объяснить склонность к пышности итальянского ренессанса. Гипертрофированная мания величия представителей немецких правящих кругов во времена бурного утверждения капиталистических форм экономики и интенсивной и острой борьбы за объединение Германии не смогла опереться на национальные истоки, объективно ориентирующие на сравнительно камерный масштаб бюргерского толка. В свою очередь насильственное внедрение чужеродных элементов в среду немецких городов, возможно, стало одной из предпосылок усиленных теоретических и формально-эстетических поисков в сфере визуального самоутверждения времени. В конечном счете они привели
------------------------
При сравнении состояния и направленности теоретической мысли в сфере материально-художественной культуры Германии этого периода с родственными явлениями в других крупнейших европейских государствах становится очевидным, что выраженное тяготение к стилю характерно именно для этой страны.
------------------------
к тому, что модерн-югендштиль — последняя предвоенная морфологически самостоятельная структура — нашел в Германии одно из самых полных воплощений. Четкая выраженность эстетической программы модерна в серьезной мере способствовала сложению наиболее яркой, на фоне межвоенной европейской архитектурной практики, и развитой социальной теории немецкого функционализма.
Показательна взаимосвязь появления и ориентации эстетических теорий и практической художественной деятельности. Самое число теорий, разрабатывающих формальные проблемы изобразительного творчества, и их эзотерический характер, в этом смысле сближающий их с элитарными философскими концепциями XIX — начала XX в. (традиции Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера), представляется специфической чертой этого периода. В других отношениях пути возникновения эстетических теорий укладываются в схему, типичную для всей Европы.
1. Антиакадемические теории рождаются из оппозиционной критики современной общественной структуры и состояния материальной культуры — так было и в Англии (Дж. Рескин, У. Моррис), и в Германии, причем, чем консервативнее изобразительная и архитектурная практика, тем, естественно, решительнее по настроенности оппозиция.
2. Рядом с элитарными теориями художественного творчества рождаются теории четкой социально-утопической ориентации, претендующие на усовершенствование общественного устройства эстетическими средствами. При этом за точку отсчета принимается художественно-ремесленная практика, на которую возлагается миссия преобразования предметной среды и возрождения цельной и гармонической личности в духе патриархального средневековья. Последнее, по представлениям современников, становится идеальным выражением духовной сущности нации.
Особое место в развитии немецкой эстетической мысли занимает земперовская традиция, обогащенная влиянием Морриса, воспринятая Г. Мутезиусом и Веркбундом — специфически немецким порождением и первой европейской организацией, обратившейся к практическим проблемам формирования предметного мира на новых основаниях.
В отличие от английских идеологов Морриса, Рескина социально ориентированная традиция немецкой художественно-теоретической мысли середины XIX — начала XX в. представлена почти исключительно архитекторами. Видимо, благодаря этому обстоятельству дальнейшее развитие предвоенной и межвоенной архитектурной практики принесло наиболее зрелые и весомые результаты в Германии.
Все сказанное имело целью кратко охарактеризовать место Германии в эволюции общеевропейской архитектуры. Но поскольку речь идет об извлечении из достаточно изученного материала элементов, предвосхищающих формирование основ материальной культуры социалистического общества, попытаемся указать на особенности немецкого наследия именно в этом аспекте.
После Ф. Шинкеля, творчество которого, по мнению Ф. Шумахера, было последним проявлением «архитектонического духа» архитектуры в XIX в., наступает длительный период основанного на «живописном принципе» эклектизма, существо формообразования которого составляет разделение на «Kunstform» (художественную форму) и «Kernform» (основную форму). Широкому утверждению его способствует разветвленная система строительных школ, распространившихся в XIX в. по всей Германии. Заказчиками, задающими тон в официальной проектной практике, становятся после 1871 г. представители крупной буржуазии. Направленность быстро меняющейся моды определяется теперь индивидуальными симпатиями заказчика и в какой-то мере ориентирующими его историками архитектуры (в 1866 г. выходит в свет «История барокко и рококо» К. Гурлитта, в 1873 г.— «История немецкого ренессанса» В. Любке). В начале текущего столетия Г. Мутезиус с горечью замечает, что современные вкусы складываются под влиянием пользующегося в Германии особым почетом и непререкаемым авторитетом прусского офицерского сословия.
Однако на периферии и даже внутри парадного эклектизма, вторя его ведущим тенденциям, утверждается направление, ратующее за «чистоту стиля» и представленное чаще всего принадлежавшими выходцам из средних классов особняками со свойственным им повышенным вниманием к «культуре быта» (Wohnkultur). Оно принимает обличье благородного и скромного классицизма, возрождающегося с 1880-х годов в Южной Германии и в середине 90-х в Северной Германии (архитекторы А. Ф. Штюлер, А. Хициг, Р. Штрер), романского стиля и готики (К. Хазе, К. Шефер), простого и добротного немецкого ренессанса (И. Нобиле, Г. Николаи), необарокко с его близостью к традициям народной архитектуры, особенно характерного для приверженной традициям Южной Германии (Г. фон Зайдль, Ф. фон Тирш, К. Хохэдер, Т. Фишер). Постепенно на основе этих тенденций будут формироваться принципы «пуризма», совпадающие с волной теоретической, а затем и практической борьбы за утверждение «Sachkultur» (культуры вещи), «Sachlichkeit» (целесообразности), которая, по существу, на новом уровне развивает традицию бидермейера. На рубеже веков это направление вбирает отчасти и модерн с его демократической архитектонической структурой. Характер стилистической категории понятию «бидермайер» был придан только в начале XX в. Но будучи сугубо немецким, оно скорее выражает дух и атмосферу бюргерской среды, что само по себе предполагает проявление в нем демократических тенденций.
Линия борьбы за «Культуру вещи» дает наиболее богатый и сложный материал для выявления формирующихся в немецкой художественной культуре новых социальных идей.
Прежде всего, нам кажется, следует расставить некоторые акценты ради того, чтобы ощутить внутреннюю структуру оппозиции. Хотя именно в Германии в середине XIX в. родилась теория научного коммунизма и самый этот факт, несомненно, благоприятствовал появлению социально заостренных концепций художественного творчества, ориентированные на социализм эстетические идеи привносились па немецкую почву извне, из Англии и Бельгии. Причем этот утопический (более строгий у Морриса и более наивный у ван де Вельде) социализм наложился на собственно немецкую художественную традицию, представленную феноменом «гезамткунстверка» Р. Вагнера, назарейцами с их идеями братства, служения обществу, эстетического синтеза, развитую в архитектуре и прикладном искусстве либеральными реформистскими идеями Г. Земпера и особенно ярко выраженную в утопиях экспрессионизма и в идеологии межвоенного Баухауза.
Но социальный пафос немецкой архитектурной традиции рассматриваемого периода заключается все же не столько в утопических поисках, сколько в прагматической роли немецкого движения в эволюции европейской материально-художественной культуры. Есть свидетельства того, что уровень самосознания общественности Германии был достаточно высок для понимания собственной функции в этом процессе, состоявшей в улучшений качества предметов материального мира (Г. Мутезиус). Эта линия представлена Г. Земпером, Г. Мутезиусом, А. Лихтварком, В. Ратенау и в деятельности Веркбунда.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.