Свою роль играло и менее значительное искусство Г. Балушека (1870—1935) с его живописными полотнами, графическими циклами («Паровоз», «Путь машины», «Железнодорожники»), в которых художник с документальной точностью воспроизвел Берлин своего времени — со всеми контрастами, присущими большому капиталистическому городу.
Обращением к жертвам большого города, к образам проституток, нищих, люмпен-пролетариев, особенно выделяется в это время Г. Цилле (1858—1929) — выходец из низов, чей блестящий талант рисовальщика вынуждена была признать даже прусская Академия художеств, избравшая его своим действительным членом.
Человек и художник, он хранил верность своему классу — классу бедняков, в окружении которого прожил всю свою жизнь. Негодуя, сострадая и мучаясь горестями своих героев, иронизируя над их человеческими слабостями, Цилле был связан с этими людьми теснейшими узами любви. ««Папаша Цилле» — так называл весь трудовой Берлин... художника-гуманиста, который своими йроизведениями выступал за освобождение рабочего класса, за создание такого строя, при котором человек мог бы жить, как подобает человеку».
Однако к становлению социалистического искусства Германии имел - пусть не так прямо — отношение и ряд других художников. Выше говорилось о рисовальщиках «Симплициссимуса», пред-ставлявдаих мюнхенский «Сецессион», а точнее, левое крыло югендстиля, сформировавшегося в его недрах. В атмосфере югендстиля, оппозиционного немецкому официальному искусству, сложился экспрессионизм в его мюнхенском и дрезденском вариантах. Нас интересует второй, на протяжении 20—30-х годов эволюционировавший в сторону реализма.
Художников группы «Мост» — К. Шмйдт-Ротлюфа (1884— 1976), Э. Кирхнера (1880-1938), Э. Хеккеля (1883-1970), Б. Блейля, М. Пехштейна (1881—1955), пришедших к станковому искусству от архитектуры и декоративного искусства, привлекал в югендстиле не только лаконичный и выразительный язык рисовальщиков «Симплициссимуса», но и утопическая идея преобразования окружающей среды, быта через синтез архитектуры с монументальным и прикладным искусством.
Следом за художниками «Симплициссимуса» они обратились также к технике старой немецкой обрезной гравюры на дереве Кранаха, бр. Бехам и др., на основе которой в 20-е годы выросла графика пролетарско-революционных художников. Сам факт обращения дрезденских экспрессионистов к творчеству Кранаха, бр. Вехам — этих «безбожников» и народолюбцев — к их графике заслуживает пристального внимания под углом зрения предыстории немецкого социалистического искусства, тем более что стремление к искусству, предназначенному «для широкой общественности и для многих поколений», свидетельствует о демократичности намерений художников.
Художники объединения «Мост» живут в одном из рабочих районов Дрездена. Свою первую выставку они показывают в помещении завода осветительной арматуры. Следуя заветам средневековой корпорации строителей (Bauhutte), не знавшей деления искусства на «высокое» и «низкое», они сообща трудятся, деля по-братски не только рабочий материал, но и деньги, полученные за работы. «Мы хотели изображать не мгновенное, а натуральную жизнь как таковую. Нас интересовали простые, «естественные» события, и мы постоянно беспрерывно рисовали людей с натуры, людей, не позирующих нам. Для нас главным было антипафосное; пафос внушал нам подозрения»,— писал Э. Хеккель.
Работ художников «Моста», уничтоженных немецкими фашистами, насчитывается сотни. Поэтому мы не имеем возможности судить сегодня, какое место занимали «естественные» события в творчестве последних. Впрочем, сельских пейзажей, непритязательных по сюжету уличных сценок существует множество. Сохранились также работы, свидетельствующие о живом ощущении прекрасного в труде строителя, рыбака, чернорабочего. Обобщенные, лаконичные, подчиненные строгому ритму широкого, размашистого движения, они очень близки по характеру к гравюрам Селлы Хассе (1878—1963) «Грузчики угля», «Гребцы, управляющие баржей», «Портовые грузчики». Стремясь выразить свое неприятие буржуазного общества и рассчитывая передать это неприятие в острой и необычной форме, художники «Моста» обращались к принципу деформации, необычному ракурсу, резкому контрастному цвету, к смещенной неуравновешенной композиции. Всеми этими средствами воспользуются и пролетарско-революционные художники 20—30-х годов в станковой живописи, прикладной и станковой графике. Внешние формы действительности в творчестве последних преображались таким образом, что внутреннее социальное содержание жизненных явлений становилось явным, приобретало агитационно-пропагандистский характер.
Подчас весьма противоречивые поиски новой гуманистической цивилизации, «новое ощущение» мира породили и ненависть к империалистической войне. Эстафету от художников «Моста» принял журнал «Акцион». Там сотрудничали О. Кокошка, М. Пехштейн, Л. Майддер, К. Шмидт-Ротлюф, а также целая группа только начинавших в то время графиков. Симпатиями к
простому человеку, страстным свободолюбием были проникнуты не только произведения писателей и драматургов, но и работы художников-экспрессионистов, объединившихся вокруг этого еженедельника по вопросам политики, литературы и искусства.
«Активисты» с их антиимпериалистическими, антинационалистическими и пацифистскими взглядами нашли себе союзников лишь в лице левых социал-демократов. Поэтому, когда Карл Либкнехт выступил в рейхстаге против военных ассигнований, его поддержал Фр. Пфемферт и руководимый им журнал.
Антивоенное искусство в Германии складывалось вопреки установкам руководства социал-демократической партии. Выпускаемые им «Социалистические ежемесячники» охотно предоставляют свои страницы художникам, выступавшим под лозунгом: «Помогите нам победить». В это время Г. Балушек выполняет урапатриотические работы. Даже К. Кольвиц не свободна от сомнений. Макс Либерман колеблется между националистической и пацифистской позицией. Лишь Г. Цилле создает целый ряд антимилитаристских работ, из которых наиболее известны офорт «Железный крест, или Павший на поле чести за кайзера, короля и отечество», серия рисунков «Мармелад войны», в которой нашла свое выражение его безграничная ненависть к человекоубийству.
Среди экспрессионистов были художники, призывавшие войну ради очищения мира от филистерской скверны. Но для большинства из них война с самого начала стала анонимной страшной силой.
Обращает на себя внимание гравюра на дереве Э. Хеккеля «Август 1914 года» (1914). Бесконечной чередой тянутся мужчины, старики, женщины и дети. Хлеб остался в скирдах. И на лицах усталых людей не написано ничего, кроме унылой покорности, тревоги и беспокойства за судьбу близких. Старый художник Хр. Рольфе в том же 1914 г. изображает войну обезьяноподобным варваром с дубинкой, а также создает трагический образ блудного сына, бесславно вернувшегося в отчий дом, обращается к теме «Нагорной проповеди», «Гефсиманского сада». Подобно Дюреру, Кранаху, Грюневальду Рольфе облекает в библейские сюжеты и образы свою страстную заинтересованность в судьбах человечества.
Даже П. Клее (представлявший мюнхенский «Синий всадник»), потрясенный бессилием маленького человека перед лицом равнодушной громады «цивилизованного» государства, создал «Смерть за идею», появившуюся в 1915 г. на страницах «Цайт-эхо» и использованную затем Л. Рубинером в целях антимилитаристской пропаганды.
Трагические уроки войны нашли воплощение в таких работах, как «Плачущие женщины» (1914), «Объявление войны», «Морг» (1914) М. Бекмана (1884—1950), «Автопортрет в военной форме» Э. Кирхнера (с искусственными глазами и обрубком ампутированной руки — символами перенесенных на фронте страданий), «В лазарете» Э. Хеккеля, цикл офортов «Битва на Сомме» (1916) М. Пехштейна, ряд зарисовок с натуры О. Дикса (1891—1969), литографии Э. Барлаха и многие другие, протестовавшие не только против войны, но и шовинистического разгула.
Картина «Штурм» (1915) и серия литографий «Memento 1914» В. Иеккеля (1888—1944) непосредственно предшествуют знаменитым антивоенным работам Дикса. В «Штурме» немецкие солдаты впервые предстают кровожадными агрессорами, а не благородными героями, как то было принято в ультрапатриотическом искусстве. С этими работами связано возникновение важной для немецкого прогрессивного искусства XX в. антивоенной темы, сыгравшей весьма значительную роль в становлении социалистического искусства.
По мере развития событий в стране и на военных фронтах все больше художников занимало антимилитаристскую позицию, связанную с решительной переоценкой всех общественных ценностей и обострившимся интересом к судьбам своего народа и судьбам простых людей.
Военное поражение Германии разрешилось Ноябрьской революцией, всколыхнувшей широкие массы демократически настроенных немецких художников.
АРХИТЕКТУРА
Как и во всех проявлениях художественной культуры, на материале немецкой архитектурной практики и проектно-теоретических поисков прослеживаются все типические черты и специфика становления и модификаций социально-политической и идеологической структуры Германии XIX — начала XX в., времени вынашивания перемен, преобразовавших впоследствии человеческое общество.
В немецкой архитектуре более чем в архитектуре какого-либо другого народа Центральной и Юго-Восточной Европы ощутимы две, на первый взгляд, различные, а на деле внутренне глубоко связанные друг с другом тенденции, в совокупности составляющие базу будущего социалистического зодчества,— демократизация архитектурного идеала, с одной стороны, и демократизация тематики строительства — с другой. Причем следует особенно подчеркнуть, что демократизация тематики строительства сопровождается увеличением роли в системе архитектуры таких сооружений или градостроительных объектов, назначение которых непосредственно связывает их с прогрессивными социальными и даже социалистическими веяниями времени.
Немецкая архитектура (преимущественно «официальная») в той или иной мере полнокровно пережила все этапы приблизительно вековой эволюции по ее общепринятой академической схеме: классицизм — ампир-историзирующие стили XIX в., объединенные неточным понятием «эклектизм»,— модерн. Даже если придерживаться этой схемы, намеренно отказываясь пока от привлечения колоссального подспудно накапливавшегося и чрезвычайно перспективного опыта промышленного строительства, включавшего прежде всего технические сооружения, проектирование жилых поселков и связанных с ним градостроительных экспериментов, то и на ее основе можно уяснить некоторые особенности социальных исканий в немецкой архитектуре, составивших плодотворную традицию, к которой широко обращается социалистическая культура,— и не только Германской Демократической Республики.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.