«Мать» Клингера со всеми несчастьями (пьяницей-мужем, попыткой самоубийства, гибелью ребенка, унизительной процедурой жестокого суда), выпавшими на ее долю, была нужна художнику, чтобы с подчеркнутой достоверностью и редкостной драматичностью нарисовать один за другим трагические конфликты, которыми была так богата социальная и политическая жизнь Германии. В этой серии Клингер шел от удивительно точных натурных зарисовок безобразных задворок Берлина с почерневшими от копоти стенами доходных домов, с бесконечным лабиринтом тесных, спрятавшихся от солнечных лучей улиц, с тяжелыми шапками крыш, осевших от старости.
Говоря о судьбе «павшей», художник не спешит обуздать вольный полет фантазии строгой последовательностью изложения, реалиями эпохи и места действия. Ополчившись на государство, общество и церковь с их лицемерной моралью, Клингер встал на защиту униженной, создав причудливую фантасмагорию «Жизни». Тут и Христос, бессильный помочь грешнице, и недосягаемая, манящая Аркадия, и бесконечное множество сил зла — от фанатического монаха с толпой послушных ему полубезумных старух, от любопытствующих и насмехающихся господ в цилиндрах до крылатых вампиров и морских чудовищ, безжалостно и неотвратимо влекущих к гибели свою жертву.
С антиклерикальной тенденции, сочетавшейся в живописи с натуралистической фрондой, начинали свой путь в искусстве Ловис Коринт (1858—1925), Макс Слефогт (1868—1932), Фриц фон Уде.
Ортодоксальная церковь и государство встретили бурей возмущения картины Коринта — «Плач над телом Христовым» (1889), «Снятие с креста» (1885), «Мученичество» (1907) и многие другие, в которых развенчание канонизированного образа Христа достигает своего апогея. Окончательно порывая с иконографией, освященной церковью, он бросил на холодные каменные плиты морга странное тело укороченных пропорций. Самый прозаический таз с водой и тряпкой, склонившаяся над Христом Магдалина — простоволосая, босоногая, в ночной рубахе, спустившейся с плеча, ничего общего с библейским образом не имеющая. Наконец «Мученичество», фиксирующее тот момент, когда заурядные немецкие обыватели, а не величавые римские воины классицистских полотен, предают мучительнейшей смерти Христа, в котором не осталось и следа от божественного долготерпенья. С аналогичной тенденцией мы встретимся и в ранних работах К. Кольвиц. Достаточно назвать ее известный офорт «Множество твоих ран кровоточит, о народ!» (1896), с телом Христа, снятого с распятия и олицетворяющего собой страдания народа.
Библейские образы и сюжеты еще долго будут служить немецкому прогрессивному искусству в годы последующих мировых потрясений. К ним обратятся художники-антифашисты, повествуя о страданиях, изведанных человечеством по воле «третьей империи».
1890 г.— год отмены «закона о социалистах»; 1892-й — год основания первого «Сецессиона» в Мюнхене; 1896-й — впервые в истории социалистического движения на съезде социал-демократической партии в Заблебенее, неподалеку от Готы, обсуждались проблемы литературы и искуства. С этими датами, на наш взгляд, связано начало третьего периода предыстории немецкого социалистического изобразительного искусства, в котором органически слились утверждающее, критическое и аналитическое начала.
Если на протяжении чуть ли не всего XIX в. немецкое оппозиционное искусство развивалось преимущественно под знаком постепенного формирования бытового жанра, медленно освобождавшегося от канонов академического искусства, то появление «Сецессиона» знаменовало разрыв с академической традицией под флагом тематического и стилистического многообразия искусства, под знаком установления теснейших контактов с европейским искусством.
В условиях крайне обострившихся противоречий оппозиция существующему общественному строю, осложнившаяся ревизионистской позицией социал-демократической партии, принимала в искусстве, литературе и философии самые неожиданные очертания — от ухода в «искусство для искусства» до поисков нового общественного идеала.
Выход «сецессионистов» в свет был сразу же отмечен прогрессивной и реакционной прессой. Приветствуя создание мюнхенского «Сецессиона», В. Стасов полагал, что в него вошла «лучшая часть художников: все самые талантливые, все самые мыслящие... все негодующие на давнишнее рабство перед школьной академической традицией, как на капкан, как на ошейник...» Он же констатировал, что уже первые выставки «сецессионистов» вызвали не только горестные ламентации критиков, но и весьма решительные шаги со стороны власть имущих. В 1902 г. по распоряжению министерства иностранных дел художники «Сецессиона» были вычеркнуты из списка участников немецкой выставки в Чикаго. Предметом ожесточенных дебатов в рейхстаге стал вопрос об участии художников-сецеосионистов на международной выставке 1906 г.
В 1899 г. в Париже состоялась выставка, посвященная памяти Великой французской революции, бойкотируемая кайзеровской Германией. По инициативе М. Либермана в выставке приняла участие «почти вся молодая Германия», в частности «революционные берлинцы», представлявшие преимущественно свой «Сецессион». Его членами были В. Ляйстиков, М. Слефогт, Л. фон Кэниг, Э. Орлик, К. Кольвиц, Г. Цилле и Г. Балушек. Характерно, что подавляющее большинство этих художников вызывало ненависть не только у официальных кругов кайзеровской Германии, но и фашистской.
С кругом художников мюнхенского «Сецессиона», в частности с именем Томаса Теодора Гейне (1867—1948), связан выход в свет (1896) иллюстрированного еженедельника «Симплициссимус».
В редакционных статьях «Симплициссимуса» 1896 г. говорилось, что журнал хотел бы стать «обвинителем богачей во имя бедных, дать правдивое изображение действительности страшного времени», черпая материал из гущи народной жизни.
Круг проблем, волновавших художников этого журнала, чрезвычайно широк. «Симплициссимус» не может отказать себе в удовольствии поиздеваться над «поздней» любовью буржуазии к юнкерству. Он не питает почтения к либеральным политикам, слова которых всегда расходятся с делом, к ничтожному правительству с его не менее отвратительным окружением.
Под огонь критики «Симплициссимуса» попадает агрессивная внешняя правительственная политика Германии — захват китайской бухты Цзяо-Чжоу, марокканская авантюра, проникновение в Турцию, уничтожение африканского племени гереро, взаимоотношения с Францией, Англией, Россией. Причем интересно, что В. Шульц, один из ведущих рисовальщиков журнала, отвечая на вопрос, волновавший тогда многих,— какая сила в состоянии предотвратить угрозу европейской войны, противопоставлял тройственному союзу милитаристов Германии, Австро-Венгрии и Италии союз, заключенный между собой рабочими, крестьянами и интеллигенцией (рисунки «Тройственный союз», «Мир»).
На страницах «Симплициссимуса» и немецкой прогрессивной прессы заняла особое место тема «кровавого воскресенья» 1905 г,
и последовавшей за ним русской революции. Возникло множество карикатур, разоблачающих прежде всего преступления царя и его приближенных. Но лишь немногие, подобно Бруно Паулю, рисовали рабочего, сбросившего с корабля истории опостылевшего царя. Когда же речь шла о светлом будущем, то для художников «Симплициссимуса» оно было в прошлом, в «несчастной» революции 1848 г. На ее баррикадах пал их истинный герой. Его же потомок мирно почивал у домашнего очага, сменив ружье на кружку пива...
Но в условиях разнузданной империалистической пропаганды, которой противостояло половинчатое, слабое социал-демократическое движение, волна шовинизма захлестнула и этот журнал. В течение последующих лет на его страницах процветает апологетика защиты отечества, затем угар ультрапатриотизма рассеивается. Журнал левеет и остается до 1933 г. одним из самых радикальных буржуазных печатных органов, издававшихся в Германии.
Художники «Симплициссимуса» создали новый стиль сатирического рисунка, линеарного и плоскостного, многочисленные типические образы определенного социального и этического содержания. Сатирическая «соль» их рисунка, заключенная в короткой грубоватой сентенции, напоминает по характеру народные немецкие побасенки-шванки.
Принципы, сформированные художниками «Симплициссимуса», оказали воздействие чуть ли не на всю западноевропейскую карикатуру, немецкий политический плакат и графику в Целом.
Если критическое начало в немецком социалистическом искусстве в своей значительной части восходит к творчеству художников «Симплициссимуса», то рождение нового эстетического идеала связано с творчеством Кетэ Кольвиц.
Впервые внимание широкой общественности привлек к Кетэ Кольвиц цикл литографий и офортов «Восстание ткачей» (1897— 1898), возникший под впечатлением «Ткачей» Г. Гауптмана, увиденных Кольвиц на сцене «Свободного народного театра». Свой следующий большой цикл — «Крестьянскую войну», появление которого Г. Штраус связывал с революцией 1905 г.,— она заканчивает в 1908 г. В отличие от Менцеля и Либермана, Кольвиц обращается к жизни рабочего класса с позиций человека, знакомого с социалистическими учениями и считающего делом чести служить пролетариату своим искусством.
С Кетэ Кольвиц в немецкое и мировое искусство вошла стихия пролетарского восстания, вошел опыт боев Парижской Коммуны и русской революции 1905 г. Если восстание своих «Ткачей» она оборвала на трагической ноте, показав расстрелянных и убитых мятежников, то участников «Крестьянской войны» поражение не сломило. Ее рабочие, пришедшие почтить память павших на баррикадах 1848 г. (литография 1913 г.),— думающие, сосредоточенные, исполненные решимости бороться,— ждут своего часа. В них ощутимы монолитность пролетарского коллектива, сплоченность и сила.
Стремясь к большим социальным обобщениям, к созданию определенного типа пролетария, к ощущению преемственности традиций народного движения, К. Кольвиц отказывается от фиксации бытовых деталей, места и времени действия.
С событиями Парижской Коммуны и русской революции в творчестве К. Кольвиц связано начало поисков коллективного героя, характерных впоследствии для всей европейской революционной графики XX в. Желание раскрыть большое философское содержание обусловило обращение художницы к развернутым графическим циклам, приближающимся по характеру к литературному повествованию. Соответственно и формы, в которые выливалось искусство К. Кольвиц, отличали эпичность видения мира, энергичная лаконичность языка, острая характерность образов, динамичность и четкость композиционных решений. По зрелости мысли, по глубине творческого замысла, совершенству изобразительного языка работы К. Кольвиц не имеют себе равных в немецком искусстве.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.