Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Германия. Часть 12-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


О репертуаре немецких рабочих просветительно-хоровых объединений в первые десятилетия нашего столетия можно составить представление по сборникам серии Chorsammlung des Deutschen Arbeiter-Sangerbundes, составленным и изданным Альфредом Гутманом.
Они снабжены разделами с заглавиями, например: 1) Работа и борьба, 2) Надежда и победа, 3) Скорбь и утешение, 4) Праздник, 5) Старинные немецкие народные песни, 6) Новейшие немецкие народные песни, 7) Иностранные народные песни, 8) Старинные мастера, 9) Новые мастера, 10) Шутка и канон, фуга и озорство.
В сборниках помещено огромное количество сочинений, в том числе множество классических, отнюдь не предназначавшихся для пения или, во всяком случае, для хора в жанре Liedertafel.
Видимо, местные хормейстеры все «обрабатывали» по своему усмотрению, нередко присочиняя революционные тексты.
В сборнике можно найти имена Бетховена, Баха, Брамса, Вагнера, Генделя, Бизе, Глюка, Грига, но ни одно произведение не дано таким, каким его написал автор. В качестве примера приведем «Гимн солнцу» на музыку из «Бориса Годунова» Мусоргского (№ 84) с подтекстовкой А. Гутмана и Б. Шеленка.
На самом деле это русская народная песня «Слава» (величальная), использованная Мусоргским в сцепе коронации Годунова (она именно в таком «монархическом» смысле и употреблялась в России).
Создание подлинно пролетарской немецкой рабочей песни, песни нового типа, становится возможным лишь в послевоенную эпоху, когда наступает новый этап в развитии немецкого революционного искусства вообще.
Для этого этапа характерно участие в создании рабочих песен больших художников — поэтов и композиторов, тогда как прежде музыканты-профессионалы обращались к созданию песен (вернее, хоровых композиций для певческих объединений) лишь от случая к случаю; так поступали, например, и Р. Штраус, и Г. Малер, и М. Регер, и молодой А. Шенберг.
Все они написали по одному, по два, изредка по три сочинения для такого коллектива и более к нему не возвращались.
Лишь в послевоенные годы с появлением плеяды больших художников и подлинных революционеров, стоявших на марксистских позициях, посвятивших все свои творческие силы воплощению новой темы и нового пролетарского героя, стал возможен качественный сдвиг, сделавший немецкую рабочую песню образцом мирового музыкального искусства XX столетия.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

На протяжении многих столетий немецкое изобразительное искусство развивалось в условиях тяжелого политического гнета. И не случайно в эпоху Реформации откликнулось оно так живо на идеи Лютера, Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена, Томаса Мюнцера, Филиппа Меланхтона.
А когда началась Великая крестьянская война в Германии, Иорг Ратгеб, М. Грюневальд, Т. Рименшнайдер, художник, известный под именем «мастера Петрарки», примкнули к восставшим. Знаменитое знамя с изображением башмака, под которым сражались бедняки, было делом рук И. Ратгеба.
Традиции этого боевого демократического искусства никогда не иссякали в Германии. И хотя интерес к образным средствам, к языку изобразительного искусства начала XVI в., к крестьянским войнам как таковым пробуждается в Германии лишь в начале XX столетия, но без глубоких традиций революционного искусства, искусства социального протеста, не начался бы так рано процесс становления немецкого социалистического изобразительного искусства.
Его история берет свое начало в Дюссельдорфе, центре Рейнской земли — наиболее развитой в промышленном отношении области Германии. В те годы рейнская буржуазия готовилась к революции, а рабочий класс был «уже пробужден от своего летаргического сна нуждой, угнетением и безработицей, а также волнениями в промышленных округах Силезии и Богемии»
К. Маркс и Ф. Энгельс оказывали прямое влияние на передовых художников дюссельдорфской школы и писателей, с ней связанных. Так, одним из них был Герман Пютман (1811— 1843) — поэт, публицист и историк искусства, член «Союза коммунистов», сотрудник «Рейнской газеты».
В 1839 г. вышла в свет его книга «Дюссельдорфская школа живописи», провозгласившая эстетические принципы демократического искусства.
В стихах Пютмана прогрессивные дюссельдорфские художники черпали сюжеты для своих работ. Мозес Хесс (1812—1872), член «Союза коммунистов», вел большую пропагандистскую работу среди дюссельдорфских художников, вместе с Ф. Энгельсом основал журнал «Общественное зерцало».
Вольфганг Мюллер фон Кенигсвинтер (1816—1873) — уполномоченный «Союза коммунистов» в Дюссельдорфе — входил в состав правления дюссельдорфского «Союза художников», объединившего в 1844 г. демократически настроенных живописцев, скульпторов и графиков.
Выступивший впервые со статьями по вопросам искусства в 1842 г. на страницах «Кельнской газеты», Мюллер писал впоследствии о социальном тенденциозном искусстве для «Рейнской газеты» и «Дюссельдорфской газеты».
Под непосредственным влиянием его стихотворений появились картины К. Гюбнера (1814—1879) «Странники» (1846) и «Право на охоту» (1845).
«Связными» между Марксом и Энгельсом, с одной стороны, и дюссельдорфскими художниками — с другой, были Ф. Фрейлиграт и Г. Гервег.
По свидетельству Карла Фридриха Лессинга (1808—1880), большинство молодых дюссельдорфских художников в канун революции 1848 г. были республиканцами, членами «Народного клуба», связанного с кельнским рабочим ферейном, находившимся под влиянием К. Маркса.
Архивными материалами подтверждается участие студентов Академии художеств в деятельности «Народного клуба», в частности поляка Милевского, павшего на баррикадах революции 1848 г. Его памяти посвящено выступление К. Маркса 30 июня в Дюссельдорфе.
Вместе с Энгельсом работал известный портретист Адольф Кэтгген (1805—1881) — один из организаторов «Коммунистического собрания» в Эльберфельде, член «Союза справедливых». Он написал, в частности, портреты Роберта Блюма и венгерского национального героя Кошута.
Ф. Энгельс поддерживал также отношения с учившимся в дюссельдорфской Академии эльберфельдским художником Рихардом Зеелем (1819—1845).
В письме к К. Марксу он дал ему следующую характеристику: «...пылкий коммунист, художник, рисующий карикатуры и начинающий заниматься исторической живописью... едет через два месяца в Париж. Я дам ему явку к вам. Он вам всем понравится — энтузиаст, любит музыку и живопись, будет очень полезен как карикатурист».
Почти все известные демократические художники Дюссельдорфа приняли активное участие в революции. К. Гюбнер, Р. Иордан, К. Лессинг, И. П. Газенклевер, Л. Классен — всего одиннадцать человек — были в 1848 г. офицерами гражданской гвардии Дюссельдорфа.
Отказавшись стрелять в безоружных рабочих, она сражалась в едином строю с народом, за что была распущена прусским королем.
Влияние коммунистических идей явно сказывалось на творчестве ряда художников дюссельдорфской школы. Уже в ноябре 1844 г. в связи с успехом коммунизма в Германии Ф. Энгельс писал о картине К. Гюбнера что она «...конечно, подготовила много умов к восприятию социальных идей».
Какими бы многословными, театральными и наивными в своей патетике, в статуарности поз, в отсутствии индивидуальных характеристик ни представлялись нам сегодня работы К. Гюбнера и близких к нему художников, но в свое время для зрителей, воспитанных на «идеальных» сюжетах, их искусство было новаторским и смелым и по содержанию, и по форме.
К. Гюбнера и художников его круга, противостоявших на-зарейской школе, привлекали изгои современного общества — от рабочих и бродяг до нищих и разбойников.
В Германии тех лет социально обусловленное бродяжничество каралось очень сурово. Право на охоту, на сбор валежника в помещичьем лесу было предметом ожесточенной борьбы. Поэтому картины «Странники» (1846) и «Право на охоту» (1845) Гюбнера оказались отличным пропагандистским материалом для молодых социалистов.
В 1837 г. появилась картина «Богослужение в тюремной церкви» Вильгельма Гейне (1813—1839). В это время немецкие тюрьмы были переполнены студентами и представителями интеллигентных профессий, боровшихся за демократическое объединение Германии.
«Богослужение» выгодно отличают естественность поз, живость психологических характеристик, за которыми в каждом отдельном случае стоит реальная жизненная история.
Смысловой и композиционный центр картины, выдержанной в спокойной и сдержанной золотисто-коричневой гамме, образует (судя по блузе) фигура ткача, с которого не сводят глаз конвоиры.
Текстильщики в Германии того времени были самой передовой частью немецкого пролетариата. Весьма симптоматично, что своим героем Гейне избирает именно ткача, не жалующегося, а негодующего.
В упоминавшейся выше статье «Быстрые успехи коммунизма в Германии» Энгельс писал также о том, что «наш лучший художник в области исторической живописи, Карл Лессинг, перешел на сторону социализма».
Картины К. Лессинга «Гуситская проповедь» (1836), «Ян Гус перед церковным собором» (1843), «Ян Гус на костре» (1850) вызвали небывалый в истории немецкого искусства резонанс.
Исторические станковые полотна Лессинга (жанр, в котором у него в Германии XIX в. не было предшественников) встретили в штыки католические круги и приветствовали буржуазно-либеральная и демократическая левая оппозиции.
Лессинг «ввел в исторические картины народ не как «оперный хор»..., а как вполне законную, самостоятельную единицу, живущую и дышащую сама по себе и для себя, не по потребности картины, а по своим собственным глубоким потребностям».
Наивысшей точки развития немецкое социально значимое изобразительное искусство того времени достигает в лице И. Газенклевера (1810—1883), являющегося прямым предтечей пролетарско-революционного искусства в Германии.
В эпоху революционного подъема он пишет картину «Магистрат в 1848 году» — почти фотографически точное изображение событий, имевших место 9 октября 1848 г.
В этот день группа рабочих депутатов пришла в дюссельдорфский магистрат, чтобы предъявить свои требования отцам города.
Для Газенклевера эти люди были героями, которым он посвятил лучшее из своих полотен, словно сталкивающее в поединке два лагеря — членов магистрата, выведенных из состояния сонного равнодушия неслыханной дерзостью, онемевших от негодования, и незваных пришельцев, уверенных в своей силе. Они выполняют волю — страшного в своем гневе народа, собравшегося под окном магистрата.
У В. Гейне его «ткач» был еще бунтарем-одиночкой. У Газенклевера впервые в истории европейского изобразительного искусства героем становится рабочий класс, спаянный в единое целое волей отстоять свои права и человеческое достоинство.
Без журнальной и газетной политической карикатуры, которой придавал такое большое значение Ф. Энгельс, сам пробовавший свои силы в этом жанре, представление об истоках немецкого социалистического искусства будет неполным.
Поэтому особенно интересен «Дюссельдорфский ежемесячник», выпускавшийся на протяжении 1847—1850 гг. Л. Классеном. Его наиболее известные политические рисовальщики — Г. Риттер и А. Шрэдтер, использовавшие традиционные в немецком искусстве анималистические сюжеты, к которым в наши дни обратится Г. Грундиг.
Антимилитаристские рисунки, занявшие потом такое значительное место в изобразительном искусстве ГДР, создавал Г. Зааль.
К лучшему в демократической немецкой книжной графике XIX в. принадлежат листы А. Ахенбаха, свидетельствующие о наблюдательности и чуткости художника к свершающимся на его глазах общественно-политическим переменам.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +