Среди немецкой интеллигенции 30—40-х годов XIX в. бытовало мнение, что образование и воспитание дадут народу духовную свободу, а отсюда уже последует свобода социальная. Поэтому «ферейны подмастерьев» (иногда и «промышленных рабочих»), возникавшие в 30—40-е годы во многих городах Германии, очень энергично взялись за дело просвещения трудящихся в научном и культурном отношении. Важное значение при этом придавалось пению.
История немецкого рабочего движения неразрывно связана с историей певческого движения. Так, большая забота об образовании (в том числе музыкальном, певческом) проявлялась в Гамбурге, где работал Arbeiterbildungsverein (Общество образования рабочих), где вел музыкальные занятия с 1847 г. Г. Бур. Его ученики приходили на уроки три раза в неделю, а по воскресеньям проводился «урок народного пения», на котором собирались все члены общества и пели несложные для исполнения, одноголосные песни.
Сохранилась программа концерта 5 марта 1848 г.— музыкального праздника, в программе которого наряду с классикой и произведениями патриотического содержания прозвучали пять рабочих хоров с музыкой Г. Бура.
В Лейпциге во главе «Певческого общества подмастерьев» (Gesellengesangverein) стоял крупный дирижер и композитор Карл Фридрих Целльнер. В волнующие революционные дни, 5 апреля 1848 г. был дан концерт в Hotel de Pologne, и хор Целльнера пел рабочие песни. В программе стояла также «Марсельеза», в которой солировала Минна Вик (родная сестра Клары Шуман). После событий 1848—1849 гг., когда все рабочие объединения были запрещены, «Певческое общество подмастерьев» продолжало существовать как частный хор Целльнера. Но в 1854 г. вышел приказ и о его роспуске, так как он «стал больше, чем просто рабочим хоровым обществом».
После запрещения рабочих хоров в некоторых городах, в том числе в Лейпциге, действовали еще некоторое время маленькие ансамбли, например мужской вокальный квартет рабочих, которым руководил учитель музыки Е. Нейман. А когда 25 сентября 1860 г. Лейпциг хоронил Целльнера, за его гробом шли тысячи рабочих и звучали песни, которые он разучивал со своим «ферейном».
В числе немецких повстанческих песен 1848 г. мы видим «осовремененную» свободную обработку знаменитого стихотворения Роберта Бернса «При всем, при том», сделанную Ф. Фрейлигратом («Trotz alledem») в 1843 г. и исполнявшуюся в Германии с шотландской мелодией XVIII в., к которой «приспособил» ее еще сам великий поэт. Существует и другая, политически более острая версия этой песни, сочиненная Фрейлигратом в июне 1848 г. и бытовавшая целое столетие в устной традиции (мелодия та же).
Среди стихотворений Г. Гервега получила распространение песня «О, если б можно хоть на день, на день свободным стать» (стихи 1845 г., целый ряд мелодий сочинялся разными композиторами). В напеве анонимного автора обращает на себя внимание интонационное сходство с мелодией «Оды к радости» из финала Девятой симфонии Бетховена.
Новый этап в развитии немецкой революционной песни прямо связан с пролетарским движением, с созданием партии рабочего класса и общим оживлением общественной жизни в 60-е годы XIX в. Характерно, что Август Бебель с 1861 г. начинал свою деятельность в качестве участника и организатора рабочего певческого кружка в Лейпциге. Торжественное открытие «Общества просвещения рабочих» (Gewerbliche Bildungsverein) состоялось 19 февраля 1861 г. Музыкальные занятия там вел Л.-Э. Грефф. В концертах этого общества песни перемежались с речами, нередко обладавшими политической направленностью.
В 1863 г. при участии Фердинанда Лассаля был организован во Франкфурте рабочий хоровой кружок, для которого известному дирижеру, пианисту и композитору Гансу фон Бюлову был заказан четырехголосный мужской хор на слова Г. Гервега («Молись и работай»). Музыка его не сохранилась в обиходе рабочего музыкального движения. Франц Меринг не без основания считал, что Бюлов не справился с задачей (мелодия его была трудна для запоминания, требовала долгого разучивания). В дальнейшем песня приобрела популярность с новой музыкой Петера Хайнце.
Эта песня также отошла на второй план с появлением «Рабочей марсельезы» гамбургского слесаря Якоба Аудорфа, которая на время стала настоящим рабочим гимном, несмотря на художественное несовершенство произведения, о чем тоже писал Меринг. В этой песне очень выразительно пропагандировалась лассалевская теория «мирного врастания в социализм», но это не мешало ее чрезвычайной популярности в 70—80-е годы; она существовала в нескольких народных вариантах, а около 1890 г. припев ее был заменен призывными строками Ф. Фрейлиграта о красном знамени, и она приобрела подлинно революционное звучание.
Но на этом метаморфозы «Рабочей марсельезы» не закончились. В 1891 г. в первом после перерыва легальном издании рабочих песен 24 она снова фигурирует с лассалевским рефреном и с оговоркой, что Аудорф запретил изменять текст. Дело дошло до специального полицейского (!) постановления, разъяснявшего, что петь эту песню с лассалевским рефреном — допустимо, а с новым, революционным — дело подсудное и грозит штрафом. Разумеется, «запрещенный» вариант после этого получил поистине грандиозное распространение.
После создания единой рабочей партии немецкой социал-демократии (1869) создались условия для централизации песенного рабочего движения. Еще раньше, в 1865 г., на заседании «Общества просвещения рабочих» под председательством Бебеля было принято решение передать общество в руки лейпцигского рабочего класса. 25 февраля 1865 г. «Общество просвещения рабочих» и рабочий ферейн «Вперед» объединились в единое общество «Arbeiter-Bildung-Verein». В 1871 г. вышел из печати в Лейпциге сборник социал-демократических песен. В 1877 г. был организован «Всеобщий рабочий певческий союз» (руководитель Эмиль Зауэртайг), который год спустя также опубликовал сборник рабочих революционных песен. В числе запрещенных пролетарских организаций по бисмарковскому закону 1878 г. фигурировал и «Всеобщий рабочий певческий союз», но именно тогда возросло значение небольших хоровых кружков, часто служивших маскировкой для пролетарских политических собраний и объединений. В 1890 г. после отмены чрезвычайного закона, был восстановлен и берлинский «Рабочий певческий союз».
Перед рабочим движением на этом новом этапе ставилась задача пропаганды политически тенденциозных, подлинно революционных рабочих песен, способных организовать и сплотить пролетарские массы на борьбу. «Немецкий рабочий певческий союз» всячески поощрял развитие рабочей песни и даже организовывал конкурсы (в 1893, 1903 и 1911 гг.), в которых участвовали профессиональные и непрофессиональные авторы. Эта хоровая организация насчитывала в 1908 г. свыше ста тысяч членов.
В последней трети XIX столетия возникли наиболее значительные международные рабочие песни, которые получили распространение и среди немецкого пролетариата. Это — «Интернационал», «Красное знамя», «Варшавянка». Все они бытовали в рабочей среде, исполнялись во время митингов, демонстраций и т. п.
В песнях нашли отражение важные события жизни и борьбы немецкого рабочего класса. Таковы, например, пять песен, посвященных шестимесячной забастовке текстильных рабочих в Криммичау (Саксония, 1903 г.). Правительство пыталось сломить забастовку голодом и военной силой, но безрезультатно. В декабре 1903 г. Бебель произнес в рейхстаге речь о рабочей солидарности. В январе 1904 г. было утверждено новое рабочее законодательство. Эта наиболее крупная победа немецкого рабочего класса (до 1914 г.) нашла отражение во многих песнях, которые бытовали в народе очень долго.
На рубеже XIX и XX вв. в связи с распространением юношеских пролетарских организаций возникает ряд немецких молодежных песен, получивших в дальнейшем международный резонанс. Так, в 1907 г. в Бремене учитель Генрих Эйльдерман, известный левый социал-демократ, сочинил текст «Песни молодежи» и положил ее на народную мелодию «В Мантую в оковах» («Песня об Андреасе Хофере», относящаяся к 1844 г.). В 1910 г. она была опубликована под псевдонимом. Песня получила огромное распространение. После первой мировой войны она проникла в Советскую Россию и в переводе А. Безыменского, под названием «Молодая гвардия», стала своего рода гимном советских комсомольцев 20-х годов.
К началу нашего столетия рабочие певческие общества стали настолько распространены, что на них обращали особое внимание наиболее крупные партийные деятели нашего времени. В. И. Ленин в известной заметке «Развитие рабочих хоров в Германии» отмечал в январе 1913 г., что «число рабочих-певцов достигло 100 000...».
Репертуар рабочих певческих объединений не всегда бывал высококачественным. Большую роль в его деятельности играли подчас люди старательные, но мало подготовленные (в большинстве самоучки) и недостаточно талантливые, не умевшие найти специфику новой пролетарской несенности и подгонявшие ее под традиционный уровень «добропорядочной» буржуазной Liedertafel (с течением времени это название стало синонимом сентиментальной «правильности» и уравновешенности). В частности, такова была творческая продукция руководителя рабочих хоров Густава Адольфа Утмана (1867—1920), написавшего около четырехсот произведений (главным образом мужские хоры), в том числе некоторые на революционные слова. «Несмотря на его большие заслуги в качестве пионера раннего рабочего хорового движения,— пишет Инге Ламмель,— следует заметить, что он своим обширным творчеством, напротив, способствовал укоренению в рабочем певческом движении стиля Liedertafel». К сожалению, ревизионистские тенденции в руководстве немецким рабочим движением в конце XIX в. известным образом отразились на рабочей песне этой эпохи. Во всяком случае, в это время не появилось песен, которые по силе убеждения и революционной страстности могли бы конкурировать с такими ранними образцами, как «Молись и работай» или «Кто добывает золото».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.