Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Германия. Часть 10-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Руководя придворным оперным театром, «королевский капельмейстер» задыхался в тесном, затхлом мирке саксонского двора. Его попытка провести некоторые реформы для повышения уровня театральной и музыкальной культуры оказалась неудачной.
Проект реорганизации саксонского придворного театра в немецкий национальный театр вызвал только раздражение в придворных кругах и был возвращен Вагнеру с издевательскими пометками на полях.
Это постепенно и закономерно вело к тому, что, как писал сам композитор, он «в конце концов стал революционером».
На протяжении 40-х годов крепнет дружба Вагнера с Августом Реккелем. Под его влиянием Вагнер вступил в члены республиканского Vaterlandverein'a. Через Реккеля состоялось знакомство Вагнера с М. А. Бакуниным.
С августа 1848 г. Реккель издавал еженедельник «Народные листы» («Volksblatter»), в котором было напечатано несколько революционных стихотворений и статей Вагнера, в том числе:
«Как относятся республиканские стремления к королевству» (14 мая 1848), «Германия и ее князья» (15 октября 1848), «Человек и существующее общество» (10 февраля 1849), «Революция» (8 апреля 1849); две статьи о реформе оперного театра (январь 1849) были опубликованы Вагнером в «Дрезденском вестнике».
В отношении к революции, в ее понимании как высшего торжества разума, радости, всеобщей любви Вагнер выступал как прямой продолжатель Бетховена, его Девятой симфонии и вообще идей эпохи Просвещения.
Особенно характерна для воззрений и идеалов Вагнера статья «Революция», напечатанная примерно за три недели до начала восстания. Она написана как вдохновенная поэма в прозе, с обилием ярких, красочных образов и метафор.
Считая современную Европу «чудовищным вулканом» и революцию неизбежной, Вагнер изображает ее в символическом облике «великой богини».
Одержав победу, революция обращается к людям со словами своеобразной программы: «Я разрушу власть одного над другими... и уничтожу власть сильных, закона и собственности... я хочу разрушить существующий порядок вещей, разделяющий единое человечество на враждебные друг другу народы, на сильных и слабых, на полноправных и бесправных, на богатых и бедных, ибо он делает из всех только несчастных...»
Вагнер выступает здесь как поэт, а не как революционер-практик. Революция сделает все «сама», а люди, узнав о ее победе, будут только радоваться и воспевать свое счастье.
Кстати, именно так десятью годами раньше изобразил Вагнер победу революции в своей опере «Риенци», где в середине действия трубный сигнал возвещал час свободы, после чего народ Рима ликовал и славил своего героя-вождя, а также и желанную свободу.
На деле все оказалось иным. После разгона парламента Август Рёккель бежал в Прагу, и Вагнер в апреле 1849 г. заменял его на посту редактора «Народных листов».
Об активном участии Вагнера в восстании говорят показания свидетелей во время судебного следствия, воспоминания очевидцев (хотя сам он впоследствии пытался умалить свою роль).
Данных об участии Вагнера было достаточно для вынесения зму смертного приговора. 16 мая 1849 г. дрезденская полиция объявляет розыск Вагнера по всем городам Германии. В это время композитор уже находился в Веймаре, у Листа.
Несколько дней спустя, с подложным паспортом на имя профессора Кристиана Адольфа Видмана он пересек швейцарскую границу, уйдя в политическую эмиграцию.
В первые годы швейцарского уединения композитор «подводит итоги»: он пишет не музыку, а теоретические работы, философски обосновывая новые пути в искусстве, свою оперную реформу и всю систему своих музыкально-драматургических и эстетических воззрений.
Это — «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1850) и «Обращение к моим друзьям» (1851).
В брошюре «Искусство и революция» Вагнер прежде всего опровергает мнение, будто революция враждебна искусству, утверждая, что «подлинное искусство — это подлинная свобода».
Композитор считает несовместимым «свободное искусство» с христианской идеологией средневековья, а в новейшее время, говорит он, искусство «продалось целиком еще худшей власти: индустрии» (под словом «индустрия» Вагнер по существу подразумевает современный капитализм).
Только великая революция всего человечества (Menschheitsrevolution) может возродить подлинное искусство, утверждает Вагнер. А подлинным для него является синтетическое произведение искусства (Gesamtkunstwerk), воплощенное в древнегреческой трагедии.
Отсюда идея Вагнера о новой драме как синтезе всех видов искусства. Сущность же «всеобщей революции человечества» Вагнер понимал в духе фейербаховской идеи всеобщей любви, видя в ней идеальные условия для возвращения к театру античного образца и рождения нового типа синтетической музыкальной драмы.
Идея возрождения античного театра, характерная для эпохи Ренессанса, дала яркую «вспышку» в эпоху Великой французской революции в виде «Всенародных празднеств», а в XIX в. получила своеобразное преломление в Германии (песенные праздники, выступления объединенных хоровых коллективов, массовые фестивали и т. п.).
Молодой Фридрих Энгельс, который был членом певческого союза в Бремене и сам сочинял хоралы, в статье «Рейнские празднества» оставил высказывания на эту тему, предвосхищающие в известной мере вагнеровские соображения.
Значение брошюры Вагнера «Искусство и революция» безусловно вышло за пределы описываемой эпохи. Несмотря на некоторые утопические рассуждения, она сохранила на многие годы значение первого серьезного выступления об условиях развития искусства в революционную эпоху.
Об этом говорила в свое время Клара Цеткин в статье «Искусство и пролетариат». Вагнер осознал и четко сформулировал гибельность для искусства его зависимости от денежного мешка и возможность его расцвета в освобожденном (мы бы теперь сказали — коммунистическом) обществе будущего.
Сам идеал этого свободного искусства нисколько не утопичен. Утопичны лишь методы убеждения, которыми Вагнер в послереволюционной Европе пытался добиться его осуществления.
Обстоятельный анализ проблематики синтетической музыкальной драмы дан в теоретических исследованиях Вагнера «Художественное произведение будущего» («Das Kunstwerk der Zukunft») и «Опера и драма» («Ореr und Drama»). Первая из этих работ была первоначально посвящена Людвигу Фейербаху.
В философии Фейербаха Вагнера привлекала «свободная человеческая личность», образ «естественного человека», здорового, натурального в своих чувствах и влечениях, показанного на фоне живой, близкой ему природы.
В искусстве будущего, после революционного уничтожения капитализма, Вагнер жаждал возродить образ этого «естественного человека» с его огромными страстями, но без «исторического хлама»; отсюда пристрастие Вагнера к общечеловеческим и общефилософским, полным символизма мифологическим сюжетам.
Вагнер ищет образец для своей модели идеального социального строя в мире далекого прошлого, лежащего за пределами не только капитализма, но и средневекового феодализма.
В письме к Энгельсу от 25 марта 1868 г., отмечая подобную тенденцию в научных изысканиях, Маркс говорит, что «она соответствует социалистическому направлению, хотя эти ученые и не подозревают о своей связи с ним», и заключается она «в том, чтобы заглянуть за пределы средневековья в первобытную эпоху каждого народа».
Вагнер в своем «Кольце нибелунга» и в теоретических работах начала 50-х годов шел по этой линии, так сказать, параллельной «социалистическому направлению», не подозревая о своей связи с ним, ибо формулировка Маркса вполне может быть отнесена к вагнеровским исканиям. Не забудем, что и сам Маркс говорил о «первобытном коммунизме».
Вспомним восторженные строки молодого Энгельса о Зигфриде (впоследствии основном герое вагнеровской тетралогии, персонаже древнегерманского эпоса):
«Зигфрид — представитель немецкой молодежи. Мы все, у которых бьется в груди еще не укрощенное условностями жизни сердце, мы все знаем, что это значит. Мы все чувствуем ту же жажду подвига, тот же бунт против традиций... мы хотим вырваться на простор свободного мира, мы хотим забыть о благоразумии и бороться за венец жизни — подвиг».
Подвиг «свободного человека» Зигфрида, спасающего мир от «проклятия золота» и ценой своей жизни утверждающего новую жизнь на земле,— таков замысел оперной тетралогии Вагнера, во многом отразившей историческую потребность этой эпохи развития немецкого общества: потребность в героике, в национальных героических образах.
Но «Кольцо нибелунга» — это не только грандиозный художественный замысел, отвечавший общественной «температуре» эпохи, но и целая философская система, целое мировоззрение.
В «Золоте Рейна», в частности, своеобразно преломляется тема формирования классового общества. Конфликт вокруг золота, за обладание символическим кольцом — это борьба за власть в частнособственническом мире.
Только человек, свободный от связей с этим миром, с его предрассудками и поклонением золоту, каким является Зигфрид, может освободить человечество от «проклятия кольца».
Зарево гибнущей Валгаллы (обители богов) в финале тетралогии — это конец эпохи капитализма и одновременно заря нового, свободного мира.
Музыка тетралогии создавалась на тот самый текст, который сочинялся в эмиграции в начале 50-х годов, одновременно с вышеперечисленными теоретическими работами и в период горячего увлечения Фейербахом.
Восприняв от Шопенгауэра лишь ту идею, что людей и общество нельзя переделать с помощью революции, Вагнер, подобно Фейербаху, считал, что этого можно достигнуть перевоспитанием, в котором главной силой является любовь.
Творчество Вагнера устремлено к светлому будущему человечества, в которое он глубоко верил всю жизнь, для которого создавал свой новый театр, свою музыкальную драму, свои модели братства людей.
И не случайно Вагнер стал «властителем дум» многих поколений музыкантов, поэтов, деятелей театра.
Не только реформаторские идеи, но и почти все творческие замыслы, сюжеты и образы опер, осуществленные Вагнером в грандиозных формах монументальной музыкальной драмы на протяжении последующей его долгой жизни, были обязаны своим рождением либо предреволюционным 40-м годам, либо началу 50-х, когда композитор «подводил итоги» своего революционного прошлого.
Именно эта эпоха, ее идеи и практические революционные действия дали Вагнеру столь могучий творческий заряд для «переустройства мира» и обусловили вклад великого композитора в музыкальную культуру не только своего времени, но и нового, социалистического общества.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +