Уже в 30-е годы — с ростом индустрии и усилением эксплуатации — немецкий рабочий класс начинает осознавать свою непримиримость с капиталистами, необходимость борьбы против угнетателей. В 1844 г. силезские ткачи поднимают восстание, в ходе которого рождается и первая немецкая рабочая революционная песня — «Кровавый суд в Петерсвальдау»; собственно говоря, рождается ее текст, поскольку пелась она на мелодию народной песни «В Австрии есть замок» — мелодию на 6/8, мажорную, спокойную и «добродушную» по своему музыкальному облику; лишь исполнение могло придать этому мотиву черты суровости и революционной решимости.
Карл Маркс характеризует эту песню как «смелый клич борьбы, где нет даже упоминания об очаге, фабрике, округе, но где зато пролетариат сразу же с разительной определенностью, резко, без церемоний и властно заявляет во всеуслышание, что он противостоит обществу частной собственности».
В. Штейниц приводит шесть вариантов песни «Кровавый суд в Петерсвальдау» и сведения о писателе Эдуарде Пельце, которого считали автором ее текста. 26 июля 1844 г. Пельц был арестован, при обыске в его доме было обнаружено это стихотворение с карандашными поправками, сделанными его рукой, но В. Штейниц считает его авторство недоказанным. Песня много раз переделывалась и распространялась в виде листовок. Один из последних ее вариантов датирован 1885 годом.
К песням, рожденным революционными событиями 1848— 1849 гг., относится группа песен о Фридрихе Хеккере, возглавившем в марте — апреле 1848 г. восстание в Бадене, и песни о Роберте Блюме. Хеккер после подавления восстания бежал в Америку, но песни, ему посвященные, распевались долго; имя его, лишившись связи с конкретным человеком, стало легендарным, стало символом героя-революционера.
Роберт Блюм (1807—1848), друг Лортцинга и Вагнера, участник революционного движения в Лейпциге и один из первых немецких парламентариев, расстрелян в Вене 8 ноября 1848 г.
Среди песен о Р. Блюме наибольшей популярностью в свое время пользовалась песня «Немецкий борец за свободу Роберт Блюм» («В четвертом часу утра»). Она также жила в народе во множестве вариантов, распространялась в виде листовок.
Революционный подъем 1848—1849 гг. захватил многих представителей прогрессивной интеллигенции Германии, в том числе и некоторых очень крупных композиторов. Известно, например, что Ференц Лист, живший в ту пору в Веймаре, написал в 1848 г. «Хор рабочих» (подробнее об этом см. в разделе о венгерской музыке). Лично участвовал в революционных событиях в Вене (1848) известный оперный композитор Густав Альберт Лортцинг, автор оперы «Царь и плотник».
Долгое время в музыковедении была распространена версия об аполитичности, даже чуть ли не об антинародности поведения Роберта Шумана, покинувшего Дрезден во время восстания 1849 г. Однако музыковеды ГДР документально доказали ошибочность этой версии. Шуман глубоко сочувствовал революционному движению народа, борьбе против монархии и феодальных пережитков.
В 1848 г. композитор написал две массовые песни. Одна — «Песня свободы» («Freiheitslied») на слова Фюрста — была сочинена 1 апреля, другая — «Черно-красно-золотое» («Schwarz-rot-gold») на слова Ф. Фрейлиграта — 4 апреля; она стала чрезвычайно популярной и в наше время входит в сборники революционных песен 1848 г.
Кроме того, в мае 1849 г. Шуман сочинил фортепианные «Четыре марша 1849 года», революционным духом которых восхищался Лист, тотчас же включивший их в свои концертные программы. Но особую роль в революционных событиях 1849 г. сыграл Рихард Вагнер. Рихард Вагнер (1813—1883) вошел в историю как художник огромной многогранности. Великий композитор, реформатор немецкой и мировой оперы XIX в., далеко раздвинувший не только границы музыкальной драматургии, но и выразительные возможности музыкального искусства вообще, он был, кроме того, поэтом, литератором, музыкальным критиком и эстетиком.
О Вагнере существует целая литература, в которой содержится много спорного; анализ его деятельности осложняется рядом противоречий в эволюции самого художника, клеветой врагов и попытками родственников «улучшить» его взгляды. У Вагнера много рьяных противников и не менее рьяных сторонников. Наиболее объективными представляются оценки современных музыковедов ГДР, которые считают, что Вагнер всю жизнь придерживался прогрессивных взглядов, а в творчестве его зрелого периода наиболее отчетливы влияния Фейербаха, тогда как увлечение Шопенгауэром было кратковременным и не оставило глубокого следа. Литературно-критическая и революционная деятельность молодого Вагнера является очень важной и яркой страницей в развитии немецкой общественной жизни. Непосредственно революционные тенденции отразились в некоторых вагнеровских произведениях раннего периода. На их «волне» родилась и идея оперной реформы. Но в косвенном, сложно опосредованном виде революционная направленность нашла свое отражение во всем творчестве композитора.
Еще июльская революция 1830 г. во Франции, вызвавшая горячий отклик среди радикально настроенной немецкой интеллигенции, как и польское восстание 1830 г., не прошли бесследно для жизни и деятельности юноши Вагнера. Под впечатлением этих событий была написана несколько позднее увертюра «Полония».
В вагнеровских операх раннего периода дают себя знать революционные тенденции.
Характерна в этом смысле трансформация шекспировской комедии «Мера за меру», положенной Вагнером в основу его оперы «Запрет любви» (1836).
«Я разрубил узел без всякого князя — при помощи вспыхнувшего народного восстания,— пишет Вагнер.— Место действия я перенес в главный город Сицилии, чтобы использовать в качестве вспомогательного элемента пылкость южной толпы».
В журнально-критической деятельности Вагнера особенно значительным был парижский период (1839—1842), когда упрочились антикапиталистические воззрения будущего автора «Кольца нибелунга». В Париже — революционном центре Европы тех
лет — он испытал глубочайшие разочарования, которые помогли ему критически оценить современность.
Среди нищеты и лишений, познав на собственном опыте положение композитора в капиталистическом мире, Вагнер заканчивает свою третью оперу (и первую из тех, что до сих пор сохранили свою художественную ценность) — «Риенци» (1840), избрав героем революционера, пытавшегося изменить образ правления в Риме XIV в., последнего «народного трибуна», поплатившегося жизнью за свое исторически несвоевременное выступление. Вслед за «Вильгельмом Теллем» Россини Вагнер показывает на оперной сцене победоносную народную революцию (1—3 акты), музыкально воплощенную в торжественно ликующих, гимнических образах хоровых сцен и маршей, в музыке которых уже ощущается интонационный мир «настоящего» Вагнера.
Постановка «Риенци» (Дрезден, 1842) имела огромный успех во всех слоях общества — от широких кругов слушателей до саксонского королевского двора. Композитор был приглашен главным дирижером дрезденского придворного оперного театра, выступал в концертах; материальное положение его полностью упрочилось. И тем не менее через семь лет, жертвуя всем достигнутым, он выйдет на дрезденские баррикады вместе с восставшими горожанами.
Революционные настроения Вагнера характерны для Германии 40-х годов. Дрезден был одним из культурных центров, где действовали левые гегельянцы (среди их лидеров — друг М. А. Бакунина — Арнольд Руге). Именно в 1842 г. в Дрезден впервые приезжает Бакунин, туда же направляется, совершая триумфальную поездку по Германии, Георг Гервег, автор революционных «Стихотворений живого человека». Не встречаясь с ними лично, композитор жил в той же общественной атмосфере, соприкасался с теми же кругами демократически настроенной интеллигенции, что и они. Дрезден играл в эти годы первенствующую культурную роль среди городов Германии. В нем собрались крупные творческие силы: кроме Роберта Шумана и Рихарда Вагнера здесь работали художники Эрнст Ритшель, Эрнст Хенель, архитектор Готфрид Земпер, писатель Карл Гуцков. Тесные контакты устанавливаются у Вагнера с Ф. Листом, жившим в Веймаре. Но особое политическое влияние на композитора имел Август Реккель, музикдиректор Дрезденской капеллы, человек сложившихся революционных убеждений. Ровесник Вагнера, будучи знатоком сочинений Р. Оуэна, П.-Ф. Прудона, Г. де Ламеннэ, Д. Мадзини, он познакомил Вагнера с социалистическими учениями и соответствующей литературой. (Произведения Л. Фейербаха Вагнер изучал в 1849—1835 гг., уже в эмиграции.) Вагнер был подготовлен к революционному выступлению всем ходом своей жизни и своих социальных идеалов, сложившихся в обстановке предреволюционной Германии, породившей не только В. Вейтлинга и Л. Фейербаха, но и Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
В 1848 г. Вагнер пишет статью «Миф о нибелунгах. Эскиз к драме», кратко излагая историю кольца и клада нибелунгов, в которой впервые ставится проблема проклятия золота, сулящего гибель миру. В этот же период Вагнер создает ряд литературных эскизов, в которых стремится нарисовать освободителя человечества — «свободного человека» (например, «Кузнец Виланд»), соприкасаясь с философией Фейербаха, хотя она и не была ему еще известна.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.