Важнейшим итогом развития пролетарского, социалистического театра был непреложный вывод о том, что театральный деятель должен стать подлинным борцом за дело рабочего класса, что он должен быть художником подлинно партийным. Так раннее театральное искусство пролетариата устанавливало первые критерии искусства социалистического реализма.
МУЗЫКА
Германия XIX в.— колыбель научного коммунизма, классическая страна философии, поэзии и музыки. Социалистические тенденции в немецкой музыкальной культуре формировались под влиянием идей утопического социализма и событий Великой французской революции.
Важным истоком революционного искусства была народная песня, с незапамятных времен выражавшая протест угнетенных масс трудящихся против эксплуататоров. Характерным явлением было распространение в городах любительских обществ, особенно хоровых.
Это «хоровое движение» приняло широкий размах в XIX в., и в его русле на определенном этапе (в 60-е годы) возникают рабочие хоровые общества.
На протяжении XIX в. эти линии — массового музыкального движения и творчества прогрессивных композиторов — существовали порознь, не контактируя между собой, и лишь после первой мировой войны соединились, дав подлинные образцы большого искусства, несущего социалистические идеи.
Одним из важных истоков формирования революционного искусства в немецких землях явился национальный фольклор, в котором издавна бытовал жанр песен социального протеста.
С XV—XVI вв. известны «антипоповские» песни, направленные против католического духовенства и отражавшие в этой специфической форме народный социальный протест эпохи реформации (например, «Johannes im Korbe», 1510), а также песни о рекрутчине, разоблачавшие такое уродливое явление, как торговля солдатами,— выгодную статью дохода немецких князей (например, песня «Mit jammervollem Blicke»).
Следует напомнить об огромной революционно-мобилизующей роли, которую играл лютеранский хорал во время Реформации, когда народ в религиозных формах боролся за свои социальные права, за справедливое устройство жизни. Были песни, поднимавшие на борьбу весь трудовой народ, как знаменитый хорал «Господь — наша твердыня» («Em feste Burg ist unser Gott»), текст и музыка которого были сочинены М. Лютером в 1524 г. Энгельс назвал эту песню «Марсельезой XVI века».
В собрании В. Штейница отметим также песню «Восстание гамбургских подмастерьев», относящуюся к событиям 1791 г., которая повествует о выступлении подмастерьев столяров, в течение шести недель боровшихся против своих господ и городских властей, требуя улучшения условий и оплаты труда. Любопытна также песня «Мысли свободны», распространявшаяся в виде листовок около 1800 г., а почти сто лет спустя использованная Г. Малером в цикле «Волшебный рог мальчика».
Последние две песни связаны с событиями, которые были своего рода откликами на Великую французскую революцию, отразив глубокое впечатление, которое она произвела на немцев. На грани XVIII и XIX столетий идеи утопического социализма и Великой французской революции помогли созреть и сформироваться гению Людвига ван Бетховена (1770—1827) — создателя до сих пор непревзойденных гимнов освобожденному человечеству и братству людей.
В 1786 г. в родном городе Бетховена — Бонне был основан университет, и юный композитор посещал лекции знаменитого Э. Шнейдера, горячего поборника просвещения, солидаризировавшегося с основными идеями французской революции. Многие его мысли и даже формулировки — о равенстве и братстве людей, о сущности человека, которая определяется не происхождением, а благородством духа, и т. п.,— композитор повторял много лет спустя как истины, навсегда вошедшие в его сознание. В кантате на смерть Иосифа II, сочиненной 19-летним Бетховеном, встречается эпизод (на слова «Da stiegen die Menschen an's Licht»), который звучит как песня радости и надежды освобожденных людей. Не случайно пятнадцать лет спустя композитор использовал эту музыку в финальной сцене оперы «Фиделио».
Явным откликом на революционные события во Франции была песня «Свободный человек» на стихи Пфеффеля (1790). Здесь отчетливо проступают «лозунговая» четкость отдельных мелодических оборотов, энергичный, волевой ритм, «ораторская» интонация, начинающая каждый куплет с вопроса: «Кто может считаться свободным человеком?». Эта песня-марш, своего рода прообраз массовой песни нашего времени, обладает известными чертами сходства с музыкой Великой французской революции, хотя юный композитор вряд ли был знаком в то время с ее образцами.
В 90-е годы, уже живя в Вене, под влиянием патриотического подъема Бетховен пишет две массовые песни на слова Фридель-берга: «Прощальную песню венских добровольцев» (1796) и «Военную песню австрийцев» (1797); затем к ним присоединилась «Союзная песня» на слова Гёте. Впоследствии они вошли в студенческие и школьные песенные сборники, а затем и в репертуар рабочих хоров (с новыми или обновленными словами).
Начиная с 1800 г. появляются одно за другим произведения, в которых Бетховен, вступающий в пору зрелости, создает новую стилистику своего музыкального языка, своей образности, своих приемов изложения музыкальных концепций. Предметом обобщения становятся не только достижения «венской школы»; вместе с ними входят в гигантское русло бетховенского симфонизма, переплавляясь в новое качество, и материалы музыки французской революции, ее «всенародных празднеств», становясь в руках гения новым словом европейской музыки XIX в.
Есть в этот период у Бетховена и сочинения прямой революционной направленности. Таковы четырехручные фортепианные марши оп. 45 (1800), в первом и третьем из которых отчетливо слышны отголоски величественных шествий и революционных «всенародных празднеств», и балетная музыка «Творения Прометея» (1801). В финале балета свободные, счастливые люди протягивали друг другу руки, объединяясь в общем радостном танце, в музыке которого нетрудно узнать вторую тему заключительной части будущей Третьей («Героической») симфонии. Наконец, известная сатирическая «Песня о блохе» (на слова из «Фауста» Гёте), с ее явно тираноборческим подтекстом, также была сочинена Бетховеном в 1800 г.
Широко известна история посвящения «Героической» симфонии (1803) Наполеону Бонапарту, который в пору ее создания был для Бетховена и демократической интеллигенции его поколения воплощением революции, сокрушившим феодальные порядки в Европе. Когда же пришло известие о его коронации, Бетховен в гневе разорвал титульный лист с посвящением. Но, как верно замечает Г. Кнеплер, эти события (коропация) «говорили против Наполеона, но не против демократических идеалов... Вот почему Бетховену понадобилось разорвать лишь титульный лист своей партитуры, в ней же самой он не изменил ни одной ноты». Напротив, именно в этой симфонии формируется образ бетховен-ского героя как личности, борющейся за высокие освободительные идеалы и достигающей, несмотря на мучительные, подчас трагические конфликты, полной победы над силами мрака и угнетения. Знаменитые бетховенские концепции, формулируемые обычно словами «от мрака к свету», «через борьбу к победе» и т. д., складываются именно в первое десятилетие XIX в. не только в Третьей и Пятой симфониях, но и в театральной музыке (опера «Фиделио», музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»), где, по существу, открыто, хотя и обобщенно, ставится вопрос о торжестве свободы и справедливости, пусть даже ценою гибели героя (Третья симфония, «Эгмонт»).
И в годы национального подъема немецкого народа против наполеоновского нашествия, и в тяжкую пору меттерниховской реакции Бетховен сохранял верность идеалам своей юности, которые нашли полное и блистательное выражение в Девятой симфонии (1824) с ее финальным гимном братству миллионов (на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера).
Несмотря на идеалистическое мировоззрение композитора, его свободолюбивое, глубоко народное искусство было демократично, обращено к людям, к человечеству и дало богатые импульсы для будущей музыки социалистического общества. Не случайно Девятая симфония Бетховена и поныне остается музыкальным символом единения и братства людей, и именно в таком смысле она звучала не раз в СССР (например, на торжественном концерте после утверждения Конституции в 1936 г.) и в других социалистических странах (скажем, с 1946 г. ежегодно — на закрытии всемирного музыкального фестиваля «Пражская весна»).
Широкое распространение любительских хоровых обществ издавна было характерно Для жизни немецких городов. Именно на их основе в дальнейшем возникли рабочие хоры.
Наиболее ранние бюргерские певческие объединения в городах Германии известны с XIII в. Первоначально они находились под опекой княжеских дворов или духовенства, но постепенно певческие союзы ремесленников (типа «мейстерзингеров») приобрели
самостоятельность и долгое время (вплоть до XVIII в.) были средоточием музыкальной жизни городских слоев общества.
Новый взлет массового певческого движения связан с подъемом общественной жизни начала XIX в. Историк А. Б. Маркс пишет, что к середине этого века «не было городка без певческого общества, города средней величины без двух-трех; в Берлине их насчитывалось десять или двадцать...»
В последующие годы фестивали и «Праздники песни» сохраняли свою глубоко демократическую природу, служили средством объединения и просвещения городского населения. Характерно, что издание песенных сборников, предназначенных для массового исполнения, увеличивается по мере нарастания революционного движения и в 1848 г. достигает рекордной цифры — 38-ми. Таким образом, песенное движение в Германии первой, половины XIX в. носило широкий демократический и просветительский характер и не было движением исключительно буржуазным, как это иногда утверждалось. Оно подготовило почву и условия для создания рабочих хоровых коллективов, а в дальнейшем и для развития рабочей революционной песни.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.